Апостол Матфи́й — один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота.
Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран сначала в число 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1).
По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12-ти Апостолов. По отпадении Иуды лик 12-ти Апостолов утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати. Господь же избрал двенадцать родоначальников Общины Нового Завета подобно тому, как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, предложил выбрать апостола вместо Иуды: «и поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом (справедливым), и Матфия» – свидетелей земной жизни Господа от Его Крещения до Вознесения. Для того чтобы избрать апостолом одного из них, присутствующие кинули жребий, перед этим обратившись в молитве к Господу, сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал» (Деян. 1:24).
Как в свое время Иисус Сам избирал Себе апостолов, так и ученики не сами выбирали в свои ряды двенадцатого апостола, а обратились к Воскресшему Учителю, чтобы Он сам выбрал «недостающего» ученика. Жребий пал на Матфия, который и стал двенадцатым. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков, даровавшего ему равную благодать с другими учениками.
Избрание святого апостола Матфия по жребию в число двенадцати апостолов, напоминает нам о той истине, что “жребием владеет Бог”. Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь об пророке Ионе, бежавшего от лица Господня на корабле в Фарсис, и которого по жребию бросили в море; или об избрании по жребию Саула сына Кисова на царство. В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1:9).
После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Таков завет апостольской Церкви до скончания века. Жребий есть обращение к Самому Богу. Этот способ необходим в решающих судьбу Церкви моментах при условии осознания всеми значительности происходящего. Как это было при избрании патриарха Тихона. Среди торжественной духовной атмосферы, среди молитвы всей Церкви, исполненной веры и доверия. Вся Церковь должна стать на молитву. Чтобы число апостолов всегда было полным.
По сошествии Святого Духа Апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси. Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. Согласно апокрифическим Acta Andreaae, он был будто бы Апостолом Андреем чудесно спасен от “людоедов” (скифов?).
По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), где претерпел много мучений за имя Христово. Его и били, и влачили по земле, и вешали, и строгали острым железом, и жгли на огне – с радостью шел апостол на все эти муки и с мужеством их переносил.
Проповедовал Матфий Слово Божие и в Македонии. Греки-идолопоклонники захотели испытать силу проповедуемой им веры. Они заставили Матфия выпить отраву, лишающую человека зрения. Апостол выпил зелье и, силою Божией, остался невредим. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других около двухсот пятидесяти узников, ослепших от этого питья.
Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. Наконец он сам отдался в руки народу – тогда апостола связали и бросили в темницу. Здесь окружили Матфия злые духи, яростно скрежеща зубами. В следующую же ночь явился ему Сам Господь, в сиянии лучезарного небесного света. Господь освободил Матфия от уз, отворив двери темницы. Тогда апостол снова открыто стал пред народом и безбоязненно проповедовал Слово Божие. Озлобленные язычники хотели тут же своими руками убить проповедника Христова. Земля внезапно разверзлась и поглотила их. Оставшийся в живых народ, пораженный этим чудом, уверовал во Христа и крестился.
Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа.
Мученическая кончина святого апостола Матфия
В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший Его имя, – гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобою иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану. Первосвященник, собрав Синедрион и призвав на суд святого апостола, обратился к утратившему совесть сборищу с такими словами:
– Вся вселенная и настоящее собрание знают, какую укоризну навлек на себя наш народ, и это – не по нашей вине, но по развращению некоторых, от нас же вышедших, и по ненасытному корыстолюбию – скорее мучительству – римских правителей; не следовало бы и упоминать об этих вводителях новых ересей, прельстивших столько тысяч народа; вы сами знаете, сколько из них побито римскими воинами; так погибли обольстители и обольщенные, покрывая позором наше племя; таковы родоначальники ересей Иуда Галилеяин и Февда Волхв; с их погибелью уничтожилась и самая память о них. Но среди всех подобных еретиков восстал ересиарх Иисус Назорянин: Он называл Себя Сыном Божиим и Богом и многих удивлял Своими волшебными знамениями и чудесами, привлекая к Себе сердца и проповедуя отменение закона; за что и принял суд по закону, который хулил. И что сказать? Разве мы не знаем, что закон дан был Моисею Самим Богом, что его соблюдали патриархи и пророки, которым Бог даровал силу совершать такие чудотворения, каких не мог Иисус: кто не знает Моисея, с Богом как с человеком беседовавшего? Кто не знает Илию, взятого в рай на огненной колеснице? Кто не слышал, что умерший, выброшенный на мертвые кости Елиссея, ожил? И иные угодники Божии сколько совершили чудес, однако не один из них не дерзнул на такое дело, как Иисус, – присваивать себе честь Божию и устанавливать новый закон; пророки, вдохновляемые Святым Духом говорили исполненные смирения, а Он с гордостью говорил Свои собственные измышления и дошел до такого безумия, что первосвященников и князей подвергал укоризненным порицаниям, а книжников и фарисеев называл лицемерами; сделал ли что подобное кто-либо из пророков? И по гордости Своей Он обрел соответственный конец, приняв мзду по делам Своим. О, если бы память Его с Ним погибла, и учения Его, с Ним умершего, никто не воскрешал! Особенно же печально, что храм Божий, святой город и законы отцов находятся в рабстве у римлян, и нет ни сострадающего, ни соболезнующего, ни избавляющего; нас без вины влачат по судилищам, а мы терпим; нас обольщают, а мы даем молчаливое согласие; нас грабят, а мы не издаем и звука; и – что всего печальнее – галилеяне предают нас в руки римлян, без стыда обвиняя нас и народ наш в убиении Иисуса, как неповинного. Лучше пусть погибнут эти немногочисленные галилеяне, чем это святое место и весь народ наш подвергнется истреблению от римлян; из двух зол – если нет возможности избежать обоих – следует избирать меньшее, более терпимое. И этот, сейчас стоящий пред нами ученик Иисусов, достоин смерти; но пусть сначала сам в себе размыслит – мы не отнимаем времени для размышления, потому что не погибели, а исправления его желаем – и из двух пусть изберет одно: или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранить жизнь, или именоваться христианином и умереть.
В ответ на это святой Матфий, подняв руки, сказал:
– Мужи и братья! Я не хочу говорить много о том обвинении, которое вы возлагаете на меня, – для меня имя христианина не преступление, а слава. Ибо Сам Господь говорит чрез пророка, что в последние дни “назовет рабов Своих новым именем (Ис 65, 15).
Первосвященник Анан возразил: – Разве не преступление считать за ничто святой закон, не почитать Бога и слушать пустые рассказы о волшебствах? – Если послушаете меня, – ответил святой Матфий, – я объясню вам, что проповедуемое нами учение – не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом.
Когда первосвященник дал свое согласие, святой Матфий открыл свои уста и начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе, как Бог дал обетование праотцам, Аврааму, Исааку и Иакову, из семени их воздвигнуть такого Мужа, чрез Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: “Благословятся в Нем (все племена земные), все народы ублажат Его” (Пс 71, 17),- как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (Исх 3, 2), о Которой предсказал Исаия: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис 7, 14), то есть с нами Бог. Моисей тоже ясно предвозвестил о Христе, говоря: “Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой. – Его слушайте” (Втор 18,15). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, о чем говорил и Исаия: “Как овца, веден был Он на заклание” (Ис 53, 7) и: “И к злодеям причтен был” (Ис 53, 12); пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом тридневного воскресения Господня.
Эти пространные изъяснения ветхозаветных книг, говорящих о Христе Иисусе, привели Анана в гнев, так что он не выдержал и сказал святому Матфию:
– Так ли ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: “Если восстанет среди тебя пророк или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: “Пойдем в след богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”… И пророка того или сновидца того должно предать смерти? (Втор 13,1, 2, 5) Святой Матфий отвечал:- Тот, о Котором я говорю, не только Пророк, но и Господь пророков, Он – Бог, Сын Божий, о чем свидетельствуют истинные чудеса Его; поэтому-то я и верую в Него и надеюсь быть непоколебимым в исповедании Его пресвятого имени.
– Если тебе дадут время для размышления, покаешься ли ты? – спросил первосвященник.
– Да не будет, чтобы я отступил от истины, которую уже обрел, – отвечал святой апостол. – Я всем сердцем моим верую и открыто исповедую, что отверженный вами и преданный на смерть Иисус Назорянин есть Сын Божий, единосущный и совечный Отцу, а я раб Его
Тогда первосвященник, затыкая уши и скрежеща зубами, закричал:
– Хулит! Хулит! Пусть выслушает закон! Тотчас была открыта книга закона и было прочтено то место, где написано: “Кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой, и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество, пусть не щадит его око ваше и тем изымете зло из дел Израиля” (ср. Лев 24, 15-16).
По прочтении этого места, первосвященник сказал апостолу Христову:
– Твои слова свидетельствуют против тебя; кровь твоя падет на голову твою.
После этого первосвященник осудил святого Матфия на побиение камнями и апостола повели на казнь. Когда пришли на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям:
– Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: “Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную” (Пс 93, 21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (Иез 13, 19).
После этих слов апостола Христова два свидетеля – как требовал того закон – положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея; они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого апостола, и он, подняв руки свои, предал дух свой Господу. Беззаконные же иудеи к мучению присоединили еще издевательство: уже по смерти мученика, они, из угоды римлянам, отсекли ему мечом по обычаю римскому голову – точно апостол Христов был противник кесаря.
Так, подвизаясь добрым подвигом, святой апостол Матфий окончил свое течение. Верующие же, взяв тело апостола, с честью предали его погребению, воссылая славословия Господу нашему Иисусу Христу, Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Мученическая кончина святого апостола Матфия
Иногда путают имена двоих апостолов: евангелиста Матфея (Левия) и Матфия. Различие в их именах. Матфей – Маттайя (ивр. מַתִּתְיָהוּ Mattithyahu или ивр. מתי Mattay, «Дар Яхве»; греч. Ματθαῖος Matthaios; также Святой Матфей; Евангелист Матфей
Некоторое время в раннехристианском мире было известно Евангелие, приписываемое Матфию, однако позднее оно было утеряно, от него до нас дошли только несколько предложений в пересказе других источников.
Известно, что честная глава апостола Матфия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть его мощей видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.
Мощи святого апостола Матфия в Трире
Часть святых мощей апостола Матфия, перенесённых, по преданию, в Германию императрицей Еленой, хранится в Трире (одна из императорских резиденций в римскую эпоху) в аббатстве св. Матфия, на территории бенедиктинского монастыря.
Предание гласит, что о существовании мощей в Трире известно было давно, но обнаружены они были случайно. В 1127 году на территории южного римского кладбища раскопали ковчег с мощами апостола Матфия. Чудесное обретение спрятанных от врагов мощей апостола послужило поводом для строительства в Трире храма, получившего наименование церкви святого Маттиаса (так в западной традиции называют апостола). Ковчег с мощами апостола Матфия вмонтирован в основание постамента, стилизованного под высокое надгробие из черного мрамора, на котором лежит белая мраморная фигура апостола. В Трире культ св. Матфия некогда был очень развит. В Госларе чеканили из серебра, добываемого в Гарце, монету Матфия (мафирий).
Храм святого Апостола Матфия в Санкт-Петербурге
Если на Западе существует более полусотни католических, методических и лютеранских храмов, посвященных апостолу Матфию, то в России находился только один православный Храм святого Апостола Матфия (Покровская церковь) в Санкт- Петербурге, взорванный в 1932 году.
Этот исторический храм – ровесник города. 9 августа 1704 года, в день апостола Матфия, русские войска взяли Нарву. Годом ранее по проекту самого Петра была заложена первая деревянная церковь Петра и Павла. Позднее, когда рядом положили основание будущему каменному собору, деревянную церковь перенесли с Заячего острова на Березовый (ныне – Петроградский).
Она то и была освящена в честь святого апостола Матфия в 1720 г. в память о Нарвской победе. Этот храм связан также с именем блаженной Ксении Петербургской. В житии блаженной говорится, что «проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петроградской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви Святого Апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди». В приходе этого храма прошла вся ее жизнь: здесь она венчалась, исповедовалась, причащалась и была отпета. К сожалению, теперь на этом месте находится сквер с возвышением от остатков старинного здания. С 2001 года здесь проходят молитвенные стояния с целью возрождения исторической святыни.
Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Матфие, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак, глас 4:
Светозарное, яко солнце, во весь мир изшедшее вещание твое, просвещает языческую церковь благодатию, чудоносче Матфие апостоле.