Неделя 7-я по Пятидесятнице. По вере вашей да будет вам

Мф., 33 зач., 9, 27–35

  • Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
  • Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
  • Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
  • И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
  • А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
  • Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
  • И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
  • А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
  • И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Некоторые, слушая Евангельские повествования, воспринимают их, как воспоминание о Христе, о Его земной жизни. И только. Они не делают из Евангельских чтений полезных выводов для себя. А ведь слово Божие – это слово Жизни, слово непреходящее, имеющее прямое отношение ко всем временам и всем людям. Так и нынешнее Евангельское чтение содержит для нас с вами полезные указания.

Божественный Чудотворец, воскресив дочь Иаира, вышел из его счастливого дома, сопровождаемый толпами народа, который, несмотря на запрещение – не разглашать совершившегося чуда, уже знал о том, что произошло в доме архисинагога. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали неотступно двое слепых. И в простоте сердца громко кричали: помилуй нас, умилосердись над нами, Иисус, сын Давидов! столь всеми Желаемый, так давно всеми ожидаемый Мессия наш!.. Но Господь как будто не обращал на них внимания, пока не пришли в тот дом, где Он имел Свое пребывание. «Для чего же Христос заставляет слепых идти за Собой? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: – Для того, чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Он ведет их в дом с намерением исцелить наедине. Это видно из того, что Он запретил им об этом рассказывать. Этот случай также обличает и Иудеев: слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху, а Иудеи, видя чудеса и убеждаясь в их действительности собственным зрением, поступают совершенно иначе. Об усердии слепых можно судить по их крику и по их молению: «помилуй нас!» Сыном же Давидовым они назвали Его потому, что это казалось им почетным наименованием. Часто и пророки так называли царей, которых хотели почтить и возвеличить». «Как к Богу слепцы взывают: «помилуй нас», – замечает блаженный Феофилакт, – а как к человеку: «Сын Давидов». Но Господь не спешил исполнить их просьбу. Он желал теперь, чтобы народ, после стольких чудес, больше внимал Его Божественному учению, нежели удивлялся Его чудесам.

Может быть, при этом Он не хотел поощрять преждевременное наименование Его Сыном Давидовым, так как это могло привести неразумный народ к восстанию в Его пользу против Римлян. А для слепцов это молчание Господа служило испытанием их веры. Когда же Он пришел в дом, вслед за Ним вошли слепые и с дерзновением приступили к Нему. «Господь, – говорит святитель Златоуст, – большей частью исцелял только по просьбе, дабы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса, и чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления.

У Него самое человеколюбие несколько соизмеряется с верой исцеляемых». Притом, они говорили: «Сын Давидов», и вот Он учит их, в каком смысле они могут называть Его Сыном Давидовым. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать, что могу исцелить вас от слепоты? Иисус Христос, как сердцеведец Бог, и веру знал, и благоговение слепцов видел; однако вопрошал – для того, чтобы мы научились, что без веры не дается человеку никакой благодати. «Не сказал, – говорит Златоуст, – веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него, но сказал: «веруете ли, что Я могу это сделать?» Что же они на это отвечают? Они говорят Ему: ей, Господи! От всего сердца веруем. Уже называют Его не Сыном Давидовым, но парят мыслью выше и исповедуют Его владычество». Тогда Он коснулся рукой глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

«И этими словами укрепляет их веру, показывает, что они сами, – как говорит Златоуст, – участвовали в своем исцелении». «Могло, – говорит святитель Никифор, – и единое слово Господа: «да будет вам» просветить очи слепцов, потому что таким же словом Господь и свет создал: сказал: «да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3); однако же, Он коснулся очей их, чтобы показать, что Он не безплотен теперь, как был тогда, когда свет сотворил, но есть совершенный Человек – так же, как и совершенный Бог, и что как всесильно Его Божественное веление, так всесильна и десница пренепорочного и Божественного Его тела». и открылись глаза их. Таким образом, чудо это совершилось еще быстрее, чем исцеление известного слепорожденного, о котором рассказывает евангелист Иоанн. Там предшествовало помазание очей брением, умовение в купальне Силоам, а здесь чудо совершено одним прикосновением руки. Слепорожденного Спаситель вызвал к исповеданию веры уже после прозрения, а тут Он вопрошает слепцов о вере прежде исцеления, – и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал о том, что это чудо совершил над вами Я.

Господь постоянно дает нам совершеннейшие образцы человеческих действий, согласных с Законом Божиим. Он убеждает нас подражать Ему и в мыслях, и в чувствах, и в поступках. Эти уроки Его для нас столь же важны, как и видимые дары Его милосердия в исцелениях болезней. Конечно, лучше было бы для исцеленных, если бы они, в простоте сердца, исполнили заповедь Господа буквально, сохранив чудо Его милости в благоговейном молчании из послушания к Нему! дело Божие стало бы известно всем и без них; но, видимо, радость их просилась наружу, и от избытка сердца говорили их уста: а они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

Самая видимость чуда вела к его огласке. Слепых, конечно, знали соседи и не могли не спросить о том, как они стали зрячими? И исцеленные не молчали «не по ослушанию, – говорит блаженный Феофилакт, – но по чувству благодарности». И милосердный Целитель покрыл это их непослушание Своим безконечным снисхождением.

«По вере вашей да будет вам» – сказал Господь слепцам, и они тотчас же прозрели. Повествует нынешнее Евангелие и об исцелении немого-бесноватого. Злой дух запечатал уста его, и отверзлись они от прикосновения к ним десницы Господней.

Когда же те выходили, – повествует святой Матфей, – то привели к Нему человека немого (глухонемого) бесноватого. «Бывает немота от природы, иногда от несчастных случаев повреждения органов речи, но эта болезнь, – говорит Иоанн Златоуст, – была неестественная и происходила от диавольского злоумышления. Поэтому и нужно было, чтобы беснуемого привели другие».

Бес связал ему язык, а с языком и душу; он не мог просить ни сам, ни через других, а потому Господь и не спрашивает его о вере, но немедленно исцеляет его от болезни, по вере тех, которые привели его. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. Все эти благодетельные чудеса вызывали в народе все большее уважение к Нему, как к чрезвычайному Посланнику Божию.

И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. Удивленный народ ставил Христа выше пророков и патриархов, ибо видел, что Он исцеляет и учит властно, как Бог, а не так, как действовали те – по молитве, как Божии слуги. Но как раз это и мучило фарисеев, ибо Христа почитали не за то, что Он исцелял, а за то, что исцелял легко, скоро и притом безчисленные и неизлечимые болезни.

Фарисеи не только перетолковывают Его поступки, но не стыдятся говорить против самих себя. Такова-то злоба! Ибо что они говорят? А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. «Может ли быть что-нибудь безрассуднее сего? – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Ибо совсем невозможно, как и Сам Христос говорит после, чтобы бес изгонял беса, так как и бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет. А Христос не только изгонял бесов, но и очищал прокаженных, воскрешал мертвых, укрощал море, отпускал грехи, проповедовал Царствие, приводил к Отцу, чего бес никогда и не захочет, и не сможет сделать.

Слепота и немота с беснованием. Не характерны ли эти недуги для большинства современных христиан? Есть, дорогие, слепота физическая, но существует и слепота духовная. Это – наше неверие и маловерие, это – бесцельность жизни и душевная пустота, это – окаменелость нашего сердца, тоска и чувство оставленности Богом, это и убийственное чувство одиночества. Существует и немота духовная. Что же это? А это – прежде всего – отсутствие молитвы; неумение принять участие, – добрым словом, молитвой и жертвой, – в страдании и в горе чужого нам человека; это, – при способности и склонности говорить обо всем, – отсутствие желания и склонности говорить о своей духовной жизни, о явлениях силы Божией в мире, свидетельствовать об участии в жизни человека десницы Всевышнего.

Как же исцелиться человеку от этих недугов? Только Христос может исцелить нас, нашу слепую и немую душу. Не без труда получили слепцы прозрение. Долго бежали они за Христом. И лишь после их решительного ответа на вопрос: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» – «Ей, Господи, веруем», – коснулся Христос очей их, и они прозрели. Так и нас вопрошает Господь: веруешь ли, что Я могу тебе помочь?

Вернуть человеку зрение, вернуть ему свет может только Христос – Свет Истинный, так же, как и насытить бессмертную душу может только Бог – не идея Бога, а Бог живой, Сущий, как и жажду утолить может не мысль о воде, а лишь сама вода. «Как воду надо пить – принять в себя, так и Бога недостаточно иметь в уме, в мышлении, но надо дать Ему место в нашем сердце, в нашей воле, в жизни повседневной».

Вот, это путь к прозрению, путь к обретению света и смысла для тех, кто утерял подлинную ценность жизни, у кого сумерки на душе. «Ей, Господи, веруем», – ответили слепцы. Веру и труд приложили приведшие ко Христу немого-бесноватого. И нам надо приложить веру и труд. Великие люди Руси Православной дают нам в этом благие советы, советы к достижению света и смысла. «Всегда поступай так, чтобы в каждом твоем поступке небо с землей сочеталось», – говорит В. Соловьев. «Так поступая, мы находим Христа, а «находя Христа, мы находим себя», – говорит Ф. М. Достоевский.

Евангельские слепцы настойчиво следовали за Христом. Это и наш с вами путь. И если к нашему: «ей, Господи, веруем» мы приложим труд любви и внимания к ближним, приложим и участие в возрождающих нас Таинствах, – «со страхом Божиим и верою» приступая к очищающей и возрождающей нас Чаше, – не пребудем в слепоте и в немоте душевной.

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча и знатных, и незнатных, и богатых, и бедных в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Он не ждал, когда к Нему придут, но Сам ходил повсюду, чтобы никто не имел повода оправдываться и говорить, что никто не приходил учить нас. Он всех привлекал к Себе и словом, и делом, «уча и чудодействуя».

Размышляя об этих чудесах Господа, один из учителей Церкви (архиепископ Никифор) восклицает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго! Сотвори и над нами чудеса, о которых мы слышали во Священном Твоем Евангелии. Якоже даровал еси свет очам двух слепых, тако просвети мысленныя очеса душ наших, да познаем исповедуемую Твою силу. Якоже отверзл еси ушеса глухаго, отверзи слух души нашея, да услышим небесное и душеспасительное Твое учение. Якоже тогда исцелил еси всякую болезнь и немощь, исцели ныне многоразличныя страсти коегождо из нас. «Сыне Давидов, помилуй нас!» …”

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Неделя 9-я по Пятидесятнице. О чуде хождения по водам

Неделя 9-я по Пятидесятнице. О чуде хождения по водам

Мы на собственном опыте иногда обнаруживаем это, когда, встав на молитву, неожиданно осознаем, что не имеем более не только прежнего дерзновения к Богу, но даже и внимания. Все это оттого, что наш ум начал колебаться. Неважно, чем было вызвано в нас это колебание, подобное бурному волнению на Геннисаретском озере, смутившему апостола Петра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.