Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших

Мф., 9 зач., 4, 18–23

Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, в котором рассказывается о том, как призвал первых Своих учеников. Оно поражает необыкновенностью происходившего.

Христос пришел в мир, для того чтобы открыть для всех людей дорогу ко спасению от греха. И Он избирает для этого Своего служения Себе помощников, учеников, которые будут следовать за Ним. Но как происходит это избрание? Оно непостижимо. Оно чудесно. И, тем не менее, для нас с вами очень важно знать, в чем смысл этого призвания апостолов. Почему важно? Потому что и нас с вами Господь призывает, потому что и к нам с вами Господь обращается.

Итак, что мы с вами слышали сегодня в Святом Евангелии (Мф. 4:18–23)? Христос идет по берегу Генисаретского озера – другое название моря Галилейского – и видит двух рыбаков, которые вытаскивают свои сети – занимаются своим обычным трудом. Это Петр и Андрей. Эти рыбаки раньше уже немного видели Иисуса Христа (см. Ин. 1:29, 35–42). Но, услышав даже о том, Кто Он есть, что Он – Агнец Божий, Который пришел в мир взять на Себя грехи мира, они, хотя и зажглись своим сердцем от этой благой вести, но впоследствии Господь отпускает их, и они занимаются своими обычными делами. А тут Христос говорит им: «Идите за Мной». И что происходит? Мы слышали сейчас чтение Евангелия по-славянски. Там говорится: «абие оставиша» (Мф. 4:20). «Абие» что значит? «Тотчас». Сию секунду, в тот же момент. Нимало не задумываясь. «Абие»! Моментально!

Представляете? Люди занимаются тем, что составляет суть их повседневной жизни. Они ловят рыбу, эта рыба их должна прокормить, они ее будут продавать, этим они содержат свои семейства, к этому они привыкли, это они умеют. А Христос говорит: «Идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Что значат эти слова, Он им не объясняет, не растолковывает. Он их призывает: «Идите за Мной», – и моментально они идут за Ним. Бросают все – не задумываясь, не дав поручения пойти на базар, продать эту рыбу, не объяснив, кому нужно отдать лодку, кто будет теперь заниматься за них этими делами, не дав поручения что-нибудь передать домой. «Абие», тотчас, моментально, сразу же идут за Христом.

Они проходят еще немного, и видят других рыбаков – Иоанна и Иакова, которые починяют свои сети, сидя в лодке с отцом своим Зеведеем. Христос и к ним обращается, и их призывает. «Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их» (Мф. 4:21).

Им не на что было купить новые сети, и потому они чинили старые, изорванные сети, говорит ; в такой бедности Иаков и Иоанн питались от праведных трудов своих и, связанные союзом братской любви, они не покидали старика отца и служили ему, как любящие дети. Мать их, благочестивая Саломия, впоследствии сама ходила с другими святыми женами во след Господа и служила Ему, чем могла.

И призвал их – призвал их Господь Иисус, конечно, тем же властным словом Своим: «идите за Мною». Он не обещал им даже того, что обещал Симону и Андрею, но и они, по примеру своих товарищей по ловле рыб, безпрекословно, без всяких колебаний, последовали за Господом. При этом им нужно было расстаться с тем, что дороже рыболовных сетей: оставить отца своего, но и сила сыновней любви не могла устоять против силы слова Иисусова; «И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним».

Достойно примечания, что Господь не говорит апостолам: «оставьте мрежи, оставьте корабль и отца своего», Он говорит: «идите за Мною» (Мк. 1:17); но когда они хотят исполнить это слово, то оказывается, что надо начать именно с оставления и мрежей, и отца. Значит, кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо оставить все земные привязанности, все, что препятствует ко спасению души. «Вот случай, – замечает блаженный Феофилакт, – когда нужно оставлять отца: когда он препятствует к добродетели и богоугождению». Должно веровать, что Отец Небесный, за твое послушание воле Его, не только самого тебя приведет на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоей верой.

И тоже, мы слышали сегодня в Евангелии, «абие» они оставляют лодку, и сети, и отца, и идут за Иисусом Христом (см. Мф. 4:22).

Вот такое необыкновенное призвание первых апостолов. Что побудило их пойти за Христом? В этот момент, когда Христос их призывал, они увидели, Кто их призывает. Их сердец коснулась благодать Божия, и они увидели, что перед ними Сам мира. Они почувствовали Его Божественную силу. Им было открыто могущество Божие, им была открыта радость, которую несет Господь, им было открыто, что то, что Христос принес на землю, выше, лучше, блаженнее любого человеческого занятия, любых человеческих дел. Они сердцем своим увидели, что самое главное в жизни любого человека – быть вместе со Христом. Ничто не заменит человеку Христа. Никакое занятие, никакие дела – ничто не заменит человеку Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Они это увидели. Они это осознали. И они пошли за Христом.

То Евангелие, которое мы слышали сейчас с вами, обращает наше внимание на наше отношение к Богу. Христос зовет за Собой каждого из нас. К каждому из нас обращен голос Господень. Каждого из нас призывает Господь. Вопрос, как мы отвечаем на этот призыв. «Абие» ли душа наша слышит голос Божий? Тотчас ли мы отвечаем на Его призыв? Моментально ли мы слышим зов Господа Иисуса Христа? Сию ли секунду мы стремимся исполнить то, к чему Он нас привлекает? Увы, нет.

Мы не спешим любить друг друга. Такое впечатление, как будто мы будем жить сотни и сотни лет, – потом, потом мы будем любить, а сейчас нет, сейчас пока у нас есть поважнее дела, чем любить друг друга. Мы не торопимся простить друг другу обиды – как же, надо понаслаждаться своей обидой, как же, он такой плохой, он меня обидел, он нехороший, я еще буду долго жить, еще успею его простить. Вот состареюсь, тогда, может быть, и прощу, посмотрю на его поведение. А может, мой враг помрет раньше меня – вот тогда его прощу, вот тогда поплачу у него на могилке. Не торопимся мы на призыв Христа прощать друг друга.

Мы не спешим на молитву. Ну куда, зачем? Еще успеется, сейчас у нас работа, у нас много важных дел. Вот на пенсию уйду, вот тогда и помолюсь. А на пенсию ушел – заболел. Ну ладно, куда мне, больному, молиться? Вот пока вылечусь, а уж тогда помолюсь… «Абие» мы не стремимся ко храму Божию. Ну, сегодня мало ли что воскресенье – зачем я пойду на службу? У меня есть другие важные дела. Будет следующее воскресенье, тогда и пойду… А то, что Господь завещал каждую неделю день Господу посвятить, – это, конечно, все хорошо, но мы не можем все моментально исполнять. Научимся исполнять, тогда и будем.

Смотрите, какое отличие нашей реакции на призыв Господень от реакции апостолов? Те моментально пошли за Ним, не задумываясь, а мы себе находим тысячу оправданий, чтобы не жить по-Божьему, тысячу оправданий, чтобы не идти за Христом. Ведь что в нашей ситуации значит пойти за Христом? Это совсем даже не то, что сделали.

Никто от нас не требует бросать наши дома, никто от нас не требует бросать наших родителей, никто не требует от нас в буквальном смысле куда-то идти своими ногами. От нас требуется пойти путем Христовым, за Христом, то есть жить по Его благим заповедям: любить друг друга, прощать друг другу обиды. Молиться дома, приходить в храм Божий, соблюдать церковные установления. Соблюдать простые заповеди Господни, которые известны всем, даже неверующим людям: не лгать, не клеветать, не воровать, не прелюбодействовать. Как все просто и чисто! Но нам все это тотчас исполнять не хочется. Мы все это слышим, понимаем, но на зов Христа не отвечаем.

Для того и предлагает нам с вами услышать, как апостолы послушали Христа, чтобы нам что-то исправить в своей жизни, чтобы нам так же послушать Христа, чтобы нам пойти по жизни путем Христовым.

Сегодня наша Церковь торжественно празднует память Всех святых, в земле Русской просиявших. Это сонмы святых, сонмы угодников Божиих. Житие каждого из них – это высочайший пример того, как человек шел за Христом, как он оставлял все ненужное, наносное и искал в жизни только истины Христовой, кто бы он ни был: или благоверный князь, или Христа ради юродивый, или преподобный отшельник, или великий святитель, или страстотерпец, или мученик. Сонмы всех сих праведников есть в лике святых, в земле Русской просиявших. Но всех их объединяет одно: они шли путем Христовым. Они шли, подобно апостолам, за Господом Иисусом Христом.

Обратимся же к этим нашим заступникам и молитвенникам, чтобы они умолили Господа дать и нам с вами сил, таких, как Он дал апостолам: чтобы нам «абие», тотчас, обратиться на путь Христов, оставить суету и грехи, помнить, что в жизни самое главное, и шествовать в своей жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Неделя 4-я по Пятидесятнице. О даре веры: исцеление слуги сотника

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Исцеление слуги сотника

Не нужно думать, что в этом коротком, но содержательном евангельском отрывке сказано лишь о ветхом Израиле, о тех, кто не принял Христа, о тех, кто в Него не уверовал. И мы с вами все по факту своего крещения в силу того, что мы являемся членами Церкви, так же призваны быть сынами Царствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.