Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Понедельник Святого Духа

Понедельник Святого Духа

В следующий за днем Святой Троицы понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, “единого от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну.” Этот праздник был установлен Церковию “ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святые и Живоначальные Троицы” в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность его с Богом — Отцом и Богом — Сыном.

“Дух Святый, как говорится в Синаксаре, называется Утешителем, потому что может ободрить и успокоить нас; “вместо Христа” мы приняли Его и чрез Христа Его имеем; Он ходатайствует о нас пред Богом воздыханиями неизреченными, как человекодюбец, предстательствующий о нас точно так же, как и Христос, ибо и Сей есть Утешитель. Посему-то Дух Святый называется иным Утешителем; ибо апостол говорит: имеем Утешителя Иисуса к Богу. Иным же назван по единству существа; ибо в одном смысле “иной и иной” мы понимаем о тождественных и соестественных, а слова: “иное и иное,” — о различных естествах. Сей Святый Дух есть едино со Отцем и Сыном во всем; посему Он и совершает с Ними все, и самое будущее воскресение, и все, что хочет, творит, освящает, разделяет, обновляет, посылает, умудряет, помазует пророков, короче говоря: совершает все, будучи самовластным, всесильным, благим, праведным, владычествующим. Чрез Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, так как Он — источник освя щения и всякой жизни. Вообще Он имеет все, что имеют Отец и Сын, “кроме нерождения и рождения,” исходя от единого Отца.

Читайте также:  Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

Когда излиялся Дух Святый на всякую плоть, тогда мир исполнился всяческими дарованиями, и чрез Него все народы руководимы были к Боговедению, и всякая болезнь, и всякая немощь изгнаны.”

Молитвословия дня

В службах этого дня песнопения — те же, что и в день Пятидесятницы, кроме поемого на повечерии канона во славу Святого Духа (с припевом к тропарям этого канона: “Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе”). Накануне дня Святого Духа всенощного бдения не положено.

На полунощнице, вместо обычных тропарей и прочих песнопений Часослова, по 1-м “Трисвятом” — , а по 2-м — праздника, и за упокой (“Помяни Господи”) не глаголется. Для утрени в Триоди Цветной, на ряду, имеются еедалъны и стихиры “па хвалитех.” а прочия неснопения берутся из последования праздника Пятидесятницы, по указаниям Устава (имеющимся и в Триоди Цветной). Эта утреня совершается с великим славословием, но без пения полтелея и чтения Ейангелия; вместо же “Честнейшую” на утрени поется ирмос 9-й песни канона.

Читайте также:  Евхаристический канон

На литургии, на блаженны, положены (на 8) тропари от 3-й и 6-й песен праздничного канона; возглашается (после: “Премудрость, прости”), как и в праздник Пятидесятницы, “входное”(“Вознесися Господи”) и поится тропарь, кондак, задостойник и причастен праздника Пятидесятницы; но положены: “Трисвятое” и другие — прокимен (“Спаси Господи люди Твоя”), апостол, аллилуиарий (“Помилуй мя Боже”) и .

Отпуст — тот- же, что и в день Святой Троицы.

Апостол. Еф., 229 зач., V, 8–19.

Евангелие. Мф., 75 зач., XVIII, 10–20.

Праздник в честь Святой Троицы и Святого Духа продолжается во всю “пятидесятную” седмицу.

Во всю эту седмицу “междочасия часов и иже на повечериях певаемый Пресвятыя Богородицы.”

Во всю седмицу после праздника Пятидесятницы, не исключая среды и пятницы, разрешается вкушение скоромной пищи, посему эта седмица и называется сплошной или всеядной. Седмица эта посвящена в честь Святого Духа, как пасхальная — в честь Сына Божия, — и разрешением поста в продолжение ее Церковь исповедует, что Дух Святой единочестен Отцу и Сыну.

Службы святых, прилучившихся в субботу грядущую (в отдание Пятидесятницы) и в неделю Всех Святых, поем единого напреди, а другого в настоящий пяток на повечери.”

Читайте также:  Светлая седмица

О службе Обретения главы Предтечи во вторник, если он случится 26 мая, и в пятницу, если эта пятница случится 23 мая, см. – 3-е обретение главы Иоанна Предтечи.

В субботу празднуется Отдание праздника Троицы. Службы совершаются по тому же порядку, “якоже указася (в Уставе) на Отдание Вознесения Христова,” но только положен “канон праздника, со ирмосом на 8, ирмосы по 2-жды, другий (канон праздника) со ирмосом на 6, ирмосы по 2-жды, катавасия — ирмос 2-го канона: Божественным покровен, оба лика вкупе” (“Честнейшая,” как и в праздник Пятидесятницы, не поется).

Отпуст — праздничный; но на нем “поминает иерей святого, егоже есть день.”

Все следующие после Пятидесятницы седмицы, начинаясь понедельником, оканчиваются воскресеньем, и в “Указании апостольских и евангельских чтений церковных” седмица после Пятидесятницы имеет обозначение: “1-я,” седмица после недели Всех Святых (1-й по Пятидесятнице) — “2-я” и т. д.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Евхаристический канон

Евхаристический канон

Тайная вечеря Спасителя и апостолов осталась бы такой же ветхозаветной Пасхой с ее благодарением за исход, если бы Господь, идущий, как кроткий и чистый агнец, на добровольную смерть, не добавил к ее древнему чину несколько слов, наполнивших древний иудейский обычай новым, всемирным по своему масштабу смыслом. С тех пор мы получили возможность ежедневно благодарить Бога за спасение теперь уже не одного народа, но всего человечества, совершившееся по Его неизреченному человеколюбию через вочеловечение и самопожертвование Его Божественного Сына.