Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Отдание праздника Пасхи

Отдание праздника Пасхи

В среду бывает Отдание праздника святой Пасхи, т. е. заключение празднования Воскресения Христова.

Богослужение этого праздника совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон.

Начало всех этих служб бывает то же самое, как и в Светлую седмицу: “с кадилом и со свещею” и обыкновенно также и с крестом, при отверстых царских вратах, с пением тропаря: “Христос воскресе,” со стихами: “Да воскреснет Бог.”

Вечерня (накануне среды) совершается вседневная; на ней после пения: “Христос воскресе,” читается предначинательный псалом (103-й), далее следует великая ектения, обычная кафизма и проч. (входа, паремии и ектении: “Рцем вси,” не положено); “на стиховне” поется одна воскресная стихира 5 гласа и потом стихиры Пасхи (“ священная”) “с припевы их;” в конце последней (поемой на “Слава” и “И ныне”) стихиры (“Воскресения день, и просветимся торжеством”) поется: “Христос воскресе,” 1-жды; в конце вечерни “обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресни из мертвых, и святого дне поминает.”

На повечерии “по Достойно, и по Трисвятом, слепого, “Слава” и “И ныне” — Пасхи: Аще и во гроб.”

Полунощницу же поем по обычаю с кафисмою;” на этой полунощнице, вместо обычных тропарей и прочих песнопений, по 1-м “Трисвятом” положен воскресный (“Собезначальное Слово”), “Слава” и “И ныне,” богородичен этого тропаря (“Радуйся двере Господня”); по 2-м “Трисвятом” — кондак Пасхи (“Аще и во гроб”); “молитвы же, Помяни Господи в надежди, не глаголем.”

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 18

Относительно начала утрени в Уставе так говорится: “на утрени начало творит священник: Слава Святей и Единосущней, по обычаю, с кадилом, и со стихи, яко изобразися на вечерни, и потом глаголет настоятель или чтец: Слава в вышних Богу, и шестопсалмие по обычаю;”после следующих за шестопсалмием великой ектении и возгласа поется: “Бог Господь” (на 5-й глас), воскресный тропарь (“Собезначальное Слово”) 2-жды, “Слава” и “И ныне,” богородичен этого тропаря, и стихословятся рядовые кафизмы с малыми ектениямн и седальнами после них; затем следует, (полиелея и чтения Евангелия не положено) обычное во все дни с недели Антипасхи — “Воскресение Христово видевше,” 1-жды, 50-й псалом и каноны; канонов положено три: Пасхи — со ирмосом (без богородичнов) на 6 (ирмосы по 2-жды), недели Слепого — на 4 и преднразднства Вознесения — на 4; катавасия — та же, что и в неделю Слепого: “Спасителю Богу;” после шестой песни, как на утрене пасхальной, — кондак и икос пасхальные; но 8-й песни, как и ео все предшествующее воскресные дни, Богородице песнь оставляется, но 9 песнь поется с запевами, как на Пасху; “к тропарем же канонов слепого и предпразднства глаголем стихи песней” Священного писания; после катавасии 9-й песни (“Тя паче ума”) — екзапостиларий Пасхи (“плотию уснув”) 2-жды, а в 3-й раз екзапостиларий из последования недели о Слепом (“Умные мои очи”); хвалитных стихир 8:4 недели Слепого и 4 стихиры Пасхи (“Пасха священная”), которые так же, как и на вечерне, заканчиваются, после стихиры на “Слава” и “И ныне” (“Воскресения день”), пением: “Христос воскресе,” 1-жды; после этого поется великое славословие; конец утрени — обычный воскресный; отпуст — так же, как на вечерне.

Читайте также:  Комментарий на Всенощное бдение. Часть третья. Благословение

Часы “глаголем трипсалмии.”

На литургии положены на блаженны тропари 3-й песни канона Пасхи и 6-й песня канона недели Слепого. каждая на 4 (сн. в Уст. Мр. гл. 8 мая); по входе — тропарь воскресный 5го гл., на “Слава” — кондак недели Слепого, на “И ныне” — кондак Пасхи; прокимен. аллилуиарий, задостойник и причастен — Пасхи; в конце литургии — так же, как и в предшествующее дни; отпуст положен “Пасхи со крестом,” т. е. так же, как указано в самую Пасху; при чем такой отпуст в Отдание Пасхи бывает только после литургии; после отпуста святой дается для лобзания.

Αпостол. Деян. 18:22-28; 41 зач.

. Иоан. 12:86-47; 43 зач.

В Отдание Пасхи снимается с престола плащаница. По разъяснению “Цер. Вест-ника,” при отсутствии прямых указаний относительно того, когда следует, с наступлением праздника Вознесения Господня, убирать плащаницу с престола, — всего целесообразнее поступает большинство священников, которые уносят плащаницу вместе с прекращением пасхальных песен, т. е. на 9-м часе; делать при этом из снятия плащаницы особенное символическое священнодействие будет произволом (Цер. Вест. 1889, 10). По разъяснению “Цер. Ведомостей,” “плащаница в Отдание Пасхи снимается с престола и полагается священнослужителями в гробницу после литургии, но тоже без особых молитвословий и подобно тому, как в Великую пятницу полагалась на престоле” (Ц. Вед. 1897, 14; см. также 1898, 24).

Читайте также:  Пятидесятница. День Святой Троицы

С этого дня прекращается пение в воскресные и седмичные дни всех указанных выше пасхальных песнопений, поемых только кончая Отданием Пасхи.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей

Рекомендуем прочитать:

    Нет похожих статей

Рекомендованная статья

Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господне (Богоявление)

В нашем мире все переплетено друг с другом, все взаимосвязано. И потому каждая маленькая капля воды в мировом океане, каждая снежинка (ибо и снег — та же вода), освящаются — по молитве Церкви — всемогущей Божественной Благодатью. Все водное естество вдруг оказывается преображено действием благой и зиждительной Воли Божией. Воля эта есть та же самая, по которой в начале бытия мира Дух Божий, носившийся над еще безжизненными водами неустроенного и хаотичного мироздания, начал свой долгий и непростой труд сотворения всего сущего: космоса, со всей его "мертвой и живой" природой, земли, всех людей.