Главная / Великий пост / «Спаси же нас, Ты, Который в небесах!», или Что мы знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим?

«Спаси же нас, Ты, Который в небесах!», или Что мы знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим?

Знаете ли вы, что символизирует собой праздник Входа Господня в ?

Святые отцы объясняют Вход Господень в Иерусалим как торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть. Об этой связи говорит Амвросий Медиоланский: он видит ее в том, что Христос вступил в Иерусалим в день избрания агнца, которого, согласно иудейской традиции, надлежало заколоть на Пасху.

Святитель Иоанн Златоуст отмечает связь этого события с чудом воскрешения Лазаря и с Воскресением Иисуса Христа. Он обращает внимание на Царское достоинство Иисуса, явленное в событии праздника. А также подчеркивает торжественность вхождения Христа в Иерусалим, которая резко выделяла это событие на фоне других случаев прибытия Христа в Иерусалим во время Его земной жизни.

Святитель Григорий Палама подчеркивает сверхъестественный характер события праздника, поскольку было явлено чудо – Сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал о Христе: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?». В богослужебных текстах недели ваий говорится, что Сам Всесвятой Дух научил детей воспевать хвалебную песнь Сыну Давидову при торжественном входе Его в Иерусалим 1. А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чего еще не знали , то воспевали дети». Святой также присовокупляет, что «приступающие к божественному учению должны быть детьми в душе своей» 2 подобно тем детям, встречавшим Христа в Иерусалиме.

В событии Входа Господня в Иерусалим исполнился ряд пророчеств о Мессии. Например, народ восклицал слова мессианского псалма: «Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21: 9 – ср. Пс. 117: 26). Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Сын благословен не потому, что получил благословение от Отца, а потому, что от нас Ему приносится благословение, подобающее только Богу. Святой Ириней Лионский, размышляя на эту тему, обращает внимание, что если Господь «есть Тот Самый, Который предвозвещен пророками, и если пришествие Его доставило принявшим Его обильнейшую благодать и большие дары, то очевидно, что и Отец есть Тот же Самый, Который возвещен пророками, и пришедший Сын преподал познание не о другом Отце, но о Том, Который изначала был проповедан, от Которого Он и принес свободу» 3.

Архиепископ Никанор (Каменский), однако, смещает акцент в понимании этого пророчества на торжественное вступление в Сион Давида и отождествляет слова «Благословен грядый во имя Господне» с приветствием Давида ликующей толпой. Он говорит, что это вхождение Давида соответствует торжественному вступлению в Иерусалим Иисуса Христа. Из его рассуждения следует, что простой народ провозглашал слова 117 псалма, которые хранились в их умах и сердцах, вероятно, как результат «школьного научения, из которого народ мог знать о мессианском значении этого места 117 псалма» 4. Здесь нужно добавить, что, по свидетельству блаженного Иеронима, 117 псалом был у древних евреев в числе молитв, посредством которых испрашивалось пришествие Мессии 5.

Кроме того, святитель Кирилл Александрийский, отмечая исполнение содержащихся в Ветхом Завете мессианских пророчеств, указывает на величайшее смирение Сына Божия, с которым Он вступил в Иерусалим. 

Читайте также:  Два Евангельских Лазаря: почему не воскресают мертвые сегодня?
«Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича». Шварц В. Г.
«Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича». Шварц В. Г.

Знаете ли вы, какими народными традициями характерен этот праздник на Руси? 

Почему принято приносить в храм и освящать вербу? Едва тает снег, как среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с пальмовыми ветвями, с которыми встречали Христа в Иерусалиме.

Это любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл своеобразные черты. Например, широко распространено языческое суеверие «битье вербой», когда хлестали после праздничной службы, а после освящения вербы, приходя домой, хлестали вербой друг друга, детей: чтобы росли и были здоровыми, с той же целью хлестали скотину, пчелиные ульи, а затем шли в огород и на озимом поле после того, как трижды били землю вербой, втыкали ее в землю. И даже ходили хлестать вербой могилы близких. Такой обычай, хотя и отличающийся в деталях, был распространен среди многих славянских народов: в Польше, Чехии, Славонии (территория Хорватии). Отсюда и поговорки: «Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья»; «Не верба бьёт, а старый грех» и др.

Помимо традиций, носящих суеверный характер, есть и благочестивые христианские обычаи, например хранить освященные вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. А также в некоторых местах существует обычай класть освященные вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освященными ветвями.

«Девочки. Вербное воскресенье». Серафима Блонская. 1900
«Девочки. Вербное воскресенье». Серафима Блонская. 1900

Знаете ли вы, что означают вербы, которые мы освящаем и храним в память об этом празднике? 

Употребление ветвей и свечей относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие . Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

«Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому – мы встречаем вербами. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является начатком всего живого, знаком того, что все – от Бога. Верба – одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку» (протоиерей Вячеслав Харинов).

Святой Андрей Критский пишет: «Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и сретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему?… Вместо ваий принеси добродетельную жизнь; ветвями масличными соделай свои руки, простертые к милостыне».

Знаете ли вы, что праздник Входа Господня в Иерусалим знаменует собой окончание Великого поста и начало Страстной седмицы? 

и Вербное воскресенье являются переходом от Четыредесятницы к Страстной Седмице. В пятницу, накануне Лазаревой субботы, оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в знак окончания поста поется стихира: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое».

Читайте также:  Жизнь пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)

«Спаси же нас, Ты, Который в небесах!», или Что мы знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим?

Знаете ли вы, что ослик, на которого воссел Господь, был не один, но животных было два? 

Сама поездка Христа на ослике, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9: 9). У евангелиста Матфея пророчество Захарии описано как осуществленное вплоть до мельчайших подробностей, т.к. говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке, принимавших участие во Входе Господнем в Иерусалим. При этом из текста Евангелия можно понять, что Господь воссел на двух животных сразу: «и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне» (Мф. 21: 2-3, 5, 7). Как такое могло быть?

Было предложено несколько вариантов решения вопроса о смысле этих строк, из которых наиболее вероятны два: текст этого стиха мог быть испорчен (в рукописях действительно есть расхождения), и в действительности Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» в этом стихе относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие евангелисты однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой, необъезженный осел шел через толпу спокойно. Евангелисты подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился – это указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу (Числ. 19: 2 слл.; Втор. 21: 3; 1 Цар. 6: 7;).

Знаете ли вы, что поездка на осле Христа, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии?

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9) – это пророчество цитируется у евангелистов Матфея и Иоанна, а у Марка – подразумевается.

«Мы переносимся к более возвышенному смыслу, чтобы уразуметь, что эта ходившая под ярмом ослица, порабощенная, влачившая бремя закона, есть синагога [или народ иудейский]; а осленок, игривый и свободный, – народы языческие, на которых воссел Иисус; к ним двоим послал Он и двух учеников Своих: одного – к обрезанным, а другого – к язычникам» (блаженный Иероним Стридонский – символическое толкование).

 Знаете ли вы, что Вход Господень в Иерусалим и воскрешение Лазаря связаны между собой? 

Торжественная встреча Христа при входе в Иерусалим была обоснована, главным образом, недавним чудом воскрешения четверодневного Лазаря. Большинство людей, встречавших Христа («множество народа, пришедшего на праздник» (Ин. 12: 12)) – это люди, потрясенные чудесами Господа, в том числе и воскресением Лазаря, и спешившие увидеть его своими глазами. В этом усматривается связь между этими событиями и, как следствие, между соответствующими им церковными праздниками. В литургической практике эти два события связаны некоторыми общими песнопениями. Событие воскрешения Лазаря, согласно учению Церкви, предвозвещало , так же, как и Вход Господень в Иерусалим предвозвещал крестные страдания, смерть и Спасителя.

Читайте также:  Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном

Знаете ли вы, что в Иерусалим верхом въезжали только цари?

События Входа Господня в Иерусалим понималось всеми как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что люди подстилали Христу под ноги свою одежду (Мф. 21: 8; Мк. 11: 8; Лк. 19: 36; ср.: 4 Цар. 9: 13). Впрочем, передвижение на осле было характерным для еврейских учителей. Однако традиционно все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения и почитания Святого града и храма. Ослик говорит о мирном характере вступления Мессии-Царя в Его город (Мф. 21: 5), контрастирующий с обычными для торжественного входа царей и полководцев боевыми скакунами, слонами и колесницами. Подтверждением этого служит и тот факт, что въезд Христа в Иерусалим как Царя не привел к восстанию или серьезным волнениям; Он не был арестован немедленно, а лишь спустя какое-то время, хотя событие Входа Господня вызвало подозрения и опасения у иудейской верхушки.

Знаете ли вы, что значат слова, которые народ кричал Христу: «Осанна в вышних»? 

Сопровождая Христа, народ и ученики восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» Это возглас – слова из псалма 117, который пелся по большим праздникам: «О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши же! Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня» (Пс. 117: 25-26).

Еврейское выражение «осанна» буквально означает «спаси же» – это мольба о помощи, обращенная к Богу. Например, на осеннем празднике Кущей люди восклицали «осанна», чтобы Бог послал дождь, и земля за зиму напиталась влагой. «Осанна», в первую очередь, выражает не мысль, а эмоцию – подобно слову «ура» в русском языке. А продолжение – «в вышних» – это обращение к Богу: «Спаси Ты, Который в вышних», то есть на высоте от земли, на небе.

Примечания:

Рекомендуем прочитать:

  1. Разумовский Г., прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. – С. 48.
  2. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. – СПб: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1899. – С. 94
  3. Ириней Лионский, свщмч. Творения. – М.: Православный паломник, 1996. – С. 343.
  4. Никанор (Каменский), архиеп. Изображение Мессии в Псалтири. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1901. – С. 148.
  5. Там же.

Рекомендованная статья

Начало индикта. Церковное новолетие

Начало индикта. Церковное новолетие

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.