Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Служба Недели 32-й по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Включает великую вечерню после литургии (текст)

Служба Недели 32-й по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Включает великую вечерню после литургии (текст)

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник в 2019 году отмечается 6 января. Сочельник – это навечерие (канун) праздника, и в этот день уже посвящено Рождеству Христову. Но в то же время в Рождественский сочельник принято держать особый пост: до конца вечерни, которая в сочельник обычно служится в первой половине дня, принято воздерживаться от пищи вообще, а традиционная для этого дня еда – сочиво (блюдо из пшеницы или других зерен с медом) или кутья.

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник, как и две с лишним тысячи лет назад, день торжественного предчувствия великого события – рождения Христа, воплощения на земле Бога.

Традиция особо почитать предпразднество Рождества существовала еще в IV веке. Тогда же уже было определено, каким должно быть богослужение, если Навечерие Рождества выпадает на воскресный день. Обычно в Рождественский сочельник утром совершаются особые Царские часы, а затем служится Василия Великого. Но если Навечерие Рождества приходится на субботу или воскресенье, то богослужебный устав предписывает иное распределение служб: рождественские часы переносятся на пятницу, в навечерие же совершается святого Иоанна Златоуста в свое время, после которой отдельно служится рождественская . святого Василия Великого в этом случае служится в самый праздник.

Несмотря на всю праздничность и торжественность своего совершения, рождественская вечерня тем не менее относится еще к навечерию Рождества Христова, обрываясь на том месте, где обычно на всенощном бдении начинается лития. На рождественской вечерне не положено ни стиховных стихир, ни тропаря празднику. И по своему строю она, скорее, напоминает великопостную вечерню, совершаемую с литургией Преждеосвященных Даров или без нее в канун праздника Благовещения или великих святых, память которых приходится в Великий пост. Впрочем, в содержании рождественской вечерни есть элементы, сближающие ее со службой самому празднику. Это стихиры на “Господи, воззвах” и паримии, чтение которых в этот день так же, как и в Великую субботу, дважды прерывается пением особых праздничных стихов.

В стихирах на “Господи, воззвах” рождественской вечерни, как и в других песнопениях праздника, говорится уже не об истощании Бога Слова, принявшего зрак раба для спасения человеческого рода, но о плодах этого истощания, о его спасительном значении для человечества и всей вселенной. Первая стихира раскрывает эту мысль с отрицательной стороны. Она начинается с перечисления того, какие препятствия уничтожаются с пришествием на землю Сына Божия: “Средосте́ние граде́жа разруши΄ся, пламенное оружие плещи΄ дает, и херувим отступает от древа жизни”, то есть “разделительная преграда (между человеком и Богом) разрушилась, огненный меч (охранявший вход в рай. – Быт. 3, 24) прекратил свое действие, и херувим отступил от древа жизни. И после этого указывает на положительное содержание дарованного нам Христом спасения: “И аз райския пищи причащаюся”. Вторая стихира говорит о свете, которым просветишася всяческая в Рождестве Христовом, показывает различное отношение к этому свету небесных и земных свидетелей и участников события – пастырей, волхвов, ангелов, наконец, мятущегося Ирода. Третья стихира раскрывает идею Царства Божия как Царства всех веков, наступившего на земле после воплощения Сына Божия. Четвертая стихира обращается к нашей душе и спрашивает, какой дар принесем мы Христу, пришедшему на землю. Наконец, последняя стихира на “Слава, и ныне” раскрывает богословский смысл Рождества Христова.

Читайте также:  Предпразднство Рождества Христова. Царские часы и изобразительны (текст)

Для готовящихся к встрече праздника Рождества Христова особенное значение имеет четвертая стихира, обращенная непосредственно к нашей душе. “Что́ Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради?” – спрашивает человек у Господа и вместе с тем у своей собственной души. “Ка́яждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели – пение, небеса́ – звезду, волсви – да́ры, па́стырие – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли”. Что же принесем мы, взирая на это многообразие даров, приносимых Господу благодарным творением? Изумителен ответ, даваемый святым песнописцем: “Мы же – Матерь-Деву”. И тотчас же вслед за этим – смиренное и покаянное воззвание к Богу: “Иже прежде век, Боже, помилуй нас”. В словах “Мы же – Матерь-Деву” заключается одно из самых сокровенных убеждений, пронизывающее весь духовный опыт Православной Церкви и получившее глубокое и многообразное выражение в ее богослужении. Матерь Божия есть “честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим”. И вместе с тем Она – от нашего рода, от семени Адамова и Давидова, как высшая и чистейшая представительница человеческого рода. Поэтому Она является нашей ближайшей сопутницей и путеводительницей на пути спасения. Последовать за Нею в призывала нас в дни предпразднства. Обращаться к Ней за разрешением душевных недоумений и благоговейно служить Ей научал своим примером праведный . И теперь, когда мы стоим уже на самой грани праздника, мы снова обращаемся к Ней, потому что нет у нас, грешных, иного дара, кроме Нее, который мы могли бы принести нас ради родившемуся Господу и благодаря которому мы можем получить прощение наших грехов.

Рождественский сочельник

После пения “Свете тихий” следует исключительно торжественное чтение рождественских паримий. Вместо обычных для праздничной вечерни трех паримий в навечерие Рождества Христова их читается восемь. Чтение разделяется на три части, между которыми поются особые тропари, сопровождаемые стихами из псалмов.

Паримии открываются чтением библейского повествования о сотворении мира (Быт. 1, 1-13) словами “В начале сотвори Бог небо и землю”. Благодаря этому рождественские паримии производят впечатление как бы чтения всего Ветхого Завета в сокращении. Кроме того, паримия эта напоминает, что воплощение Сына Божия было новотворением человека, а через него – и всей вселенной.

Читайте также:  Православное богослужение. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Последующие паримии содержат в хронологическом порядке пророчества о пришествии на землю Христа, последовательно раскрывающие отдельные черты новой твари и нового Царства Христова. Голос ветхозаветных пророков, проповедующих о пришествии Спасителя, звучит здесь еще сильнее и громче, чем на рождественских часах. Особое значение имеют две последние паримии. Они нарушают хронологический порядок чтений и после последнего из ветхозаветных пророков, Даниила, вновь возвращаются к пророчеству Исаии. Именно у этого пророка, которого недаром называют ветхозаветным евангелистом, находится наиболее полное пророчество о Христе. Только он один говорит о рождении Христа от Девы. Вдохновенными словами этого пророчества: “С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся” заканчивается чтение паримий.

После паримий 3-й и 6-й поются тропари, по содержанию близко напоминающие тропарь празднику “ Твое, Христе Боже наш”. В них так же, как и в тропаре, говорится о Христе как разумном Солнце правды, о небе, которое всем проповедало Христа, “яко же уста́ звезду́ предлагая”, и о поклонении Христу волхвов. Пение этих тропарей в промежутках между паримиями указывает на вселенский характер воплощения Христова, говорит о том, что, кроме книг пророков, Христа проповедовала и книга неба и земли, внимая которой пришли на поклонение Ему первые из язычников – волхвы.

Апостол, читаемый на рождественской вечерне, содержит возвышенное учение о Сыне Божием, Его превечном рождении, Его участии в творении мира и о том, как Бог “вводит Первородного во вселенную” (Евр. 1, 1-12). Апостольское чтение говорит также об отношении к Сыну Божию ангелов. Когда Бог Отец вводит Первородного во вселенную, Он говорит: “И да поклонятся Ему все ангелы Божии” (Евр. 1, 6). О таком же поклонении родившемуся на земле Сыну Божию рассказывает читаемое на рождественской вечерне (Лк. 2, 1-20). Эти два чтения как бы дополняют друг друга, раскрывая пред духовным взором молящихся временную и вечную стороны празднуемого события.

На рождественской вечерне не поется тропарь празднику. Но после отпуста священнослужители выходят на середину храма и пред возжженной свечой славят родившегося Богомладенца – поют тропарь и празднику: “Рождество Твое, Христе Боже наш” и “Дева днесь”.

Казалось бы, с этого момента и наступает праздник Рождества Христова. Однако на самом деле это не так. После славления по Уставу положена трапеза, носящая постный характер, на ней не разрешается даже вкушение рыбы.

Можно сказать, что это – единственный случай во всем годовом богослужебном круге, когда тропарь и кондак, как главнейшие песнопения вечерни и утрени, при всей торжественности их исполнения, при всей праздничности, с которой они встречаются верующими, уже приготовившимися к исходу из храма после преподобного им иереем отпу́ста, еще не свидетельствуют о наступлении праздника.

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 16

Тропарь и кондак имеют здесь иное значение. Это как бы особая, маленькая служба, которая изумляет душу своей торжественной неожиданностью и вместе с тем заставляет внутренне встрепенуться. Обычное построение церковных служб здесь, пред особо великим праздником, нарушается, и этот заключительный аккорд богослужения навечерия предвещает что-то особенное, чего душа, привыкшая к обычному построению церковных служб, не ожидает. Праздник еще не наступил, но вот-вот наступит. И ожидание его, начавшееся задолго до этого дня, при первых звуках рождественских ирмосов “Христос раждается, славите” теперь достигло высшего предела. Душа затрепетала, ожидая, что вот сейчас наступит рождение в мир Господа. Этот трепет удивленной души уносит с собой христианин из храма в свою домашнюю церковь.

Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.

Рекомендуем прочитать:

    Нет похожих статей

Рекомендованная статья

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Все памятные нам события в жизни Марии — от бегства в Египет из-за смертельной опасности, грозившей Ее маленькому Сыну, до страшного мучительного предстояния у Креста с распятым Иисусом — явились исполнением, "совершением" спасительной цели земной жизни Богородицы: цель эта была предуготована Ей вместе с Ее Рождеством и затем сознательно и свободно принята Ею позднее — в миг Благовещения.