Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Служба Крещению Господню, Богоявлению. Великое повечерие, лития, утреня и Литургия, Великое освящение воды (текст)

Служба Крещению Господню, Богоявлению. Великое повечерие, лития, утреня и Литургия, Великое освящение воды (текст)

Служба Крещению Господню, Богоявлению (Великое повечерие, лития, и , Великое воды) составляет праздничное .

18 января вечером служится Вечернее богослужение, которое состоит из Великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа.

Утром 19 января служится святителя Иоанна Златоуста. После заамвонной молитвы также совершается Великое освящение воды.

***

Накануне Богоявления, 18 января, Сочельник или Навечерие Крещения, день постный.

В этот день 1-й час к утрене не присоединяется, но совершаются отдельно часы навечерия Богоявления и изобразительны. Блаженны читаются.

Литургия св. Василия Великого начинается великой вечерней. Вход с Евангелием, прокимен дня.

За Вечерней читается 13 паримий (паримии — вет­хо­за­вет­ные Пи­са­ния, в которых указывается про­об­раз или про­ро­че­ст­ва в Вет­хом За­ве­те о сей­час празд­ну­е­мом Цер­ко­вью свя­щен­ном со­бы­тии. Па­ри­мия (греч.) — зна­чит прит­ча, му­д­рое, об­раз­ное, на­зи­да­тель­ное ино­ска­за­ние. Чте­ния эти бы­ва­ют из раз­ных книг Вет­хо­го За­ве­та и со­дер­жат про­по­ведь об ожи­да­е­мом спа­се­нии, ко­то­рое ус­т­ро­и­ла для нас Бо­же­ст­вен­ная Пре­му­д­рость, по­э­то­му мо­ля­щи­е­ся в хра­ме при­зы­ва­ют­ся к бла­го­го­вей­но­му вни­ма­нию воз­гла­ше­ни­ем: Пре­му­д­рость!)

После паримий – малая ектения, возглас «Яко Свят еси, Боже наш…», Трисвятое и далее – литургия. Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…». По заамвонной молитве – тропари «Глас Господень…» (стихирным распевом) и великое освящение воды.

Читайте также:  Служба праздника Вознесения Господня (текст)

По отпусте литургии «посреде церкве» перед зажженной свечой поются и праздника Богоявления..

Тро­парь — крат­кое пе­с­но­пе­ние, вы­ра­ж­а­ю­щее сущ­но­сть празд­ни­ка. Кон­дак – это пе­с­но­пе­ние, по­свя­щен­ное свя­то­му или празд­ни­ку.

Тропарь Крещению Господню

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, /
троическое явися поклонение, /
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /
возлюбленного Тя Сына именуя, /
и Дух в виде голубине, /
извествоваше словесе утверждение. /
Явлейся Христе Боже, /
и мир просвещей, слава Тебе.

ПЕРЕВОД

Гос­по­ди, при Тво­ём кре­ще­нии во Иор­да­не от­кры­лось по­кло­не­ние Тро­и­це: ибо го­лос Ро­ди­те­ля сви­де­тель­ст­во­вал о Те­бе, име­нуя Те­бя воз­люб­лен­ным Сы­ном, и Дух в ви­де го­лу­бя под­твер­ждал не­пре­ло­ж­ность Его сло­ва. Явив­ший­ся и про­све­тив­ший мiр, Хри­сте Бо­же, сла­ва Те­бе!

***

Кондак Крещению Господню

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

ПЕРЕВОД

Ты в этот день явил­ся все­лен­ной, и Твой свет, Гос­по­ди, за­пе­чат­лел­ся на нас, вос­пе­ва­ю­щих Те­бя в по­л­но­те зна­ния: «При­шёл, явил­ся Ты, Свет не­при­ступ­ный!».

+++

Начало празднования Богоявле­ния относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богояв­ления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть яв­ление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Кре­щении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн.8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ноч­ное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявле­ние составили священномученик Ипполит Римский и св. Григо­рий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григория Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие.

Читайте также:  День Святой Троицы. Пятидесятница. (Тропарь праздника)

Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздно­вался 6 января.

Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и праздновались совместно 6 января и выделение праздни­ка Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января воспоминала и другие события, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа : I) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посред­ством чудесной звезды (от этого воспоминания самый празд­ник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в со­став праздника, но ничем в характере праздника не вырази­лось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) чудесное насыще­ние Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви).

Предпразднство Крещения (со 2 по 5 января)

Богоявление издревле находится в числе великих двуна­десятых праздников. Еще в «Постановлениях Апостольских» (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом ува­жении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праз­дник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соеди­ненные святками, составляют как бы одно торжество.

Читайте также:  Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Хрис­това Церковь начинает со 2 января приготовлять нас к празд­нику Крещения особыми стихирами, тропарями (на вечерни), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени). Некото­рые церковные песнопения в честь Богоявления мы слышали уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания поются на катавасии ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…».
Следуя от Вифлеема к Иордану, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает».

Навечерие Богоявления

Канун праздника, 5 января, называется навечерием Бого­явления и еще сочельником. Служба навечерия и служба само­го праздника во многом сходна со службой праздника Рождест­ва Христова.
В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост (принятие пищи разрешается один раз после освящения воды). Если наве­черие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается.

Рекомендуем прочитать:

    Нет похожих статей

Рекомендованная статья

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Все памятные нам события в жизни Марии — от бегства в Египет из-за смертельной опасности, грозившей Ее маленькому Сыну, до страшного мучительного предстояния у Креста с распятым Иисусом — явились исполнением, "совершением" спасительной цели земной жизни Богородицы: цель эта была предуготована Ей вместе с Ее Рождеством и затем сознательно и свободно принята Ею позднее — в миг Благовещения.