Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Последование богослужения Димитриевской родительской субботы (текст)

Последование богослужения Димитриевской родительской субботы (текст)

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Церковный молиться за умерших восходит к первым векам христианства. Тогда, в эпоху гонений, христиане, опасаясь злобы и ненависти язычников, только ночью могли провожать в последний путь своих сестёр и братьев по вере. В какой-нибудь дальней пещере или на кладбище, под покровом темноты, христиане возжигали свечи над останками святых мучеников и  совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали останки земле. С этих давних пор, молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой. В переводе с греческого это слово означает “всенощное бдение”, то есть такое моление, которое совершается в течение всей ночи.

Читайте также:  «Читаем» икону Сретения

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших, сестёр и братьев наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы, и унесли с собой во гроб свои духовные немощи.Совершая панихиду, Церковь сосредотачивает всё наше внимание на том, как души восходят от земли на небо.

“При разлучении души нашей с телом, – говорит святой Кирилл Александрийский, – предстанут перед нами с одной стороны воинство и Силы небесные, а с другой – власти тьмы…Увидев их, возмутится, содрогнётся, вострепещет и в ужасе будет искать себе защиты…”

Помочь человеческой душе,  в этот сложный момент её бытия,  призваны церковные молитвы за усопших.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, в определённые дни года, творит поминовение всех от века преставльшихся православных христиан. В том числе и тех, которые,  будучи застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды указаны уставом  Вселенской Церкви, поэтому называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение – вселенскими родительскими субботами. Одна из таких вселенских родительских суббот, Димитриевская родительская суббота, была первоначально днём поминовения православных воинов. Одержав знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле, великий Димитрий Донской, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Совершив в монастыре поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского – день тезоименитства самого Димитрия Донского.

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 20

Всецерковная о усопших в  Димитриевскую родительскую субботу приносит великую пользу нашим умершим сродникам, и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ведь общение с усопшими через поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Сретение Господне - история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Сретение Господне – история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Проблема четкого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторые трудности. Безусловно Сретение — двунадесятый праздник. Однако, остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен — к Господским или Богородичным? — поскольку ряд черт, присущих его богослужебному уставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, что он — Богородичный. По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами, праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.