Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Вода жизни

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Вода жизни

Ин., 12 зач., IV, 5–42

Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты . Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно мира, Христос.

В нескончаемом потоке пасхальной радости пролетают дни от Светлого Христова Воскресения до Его Вознесения на горе Елеонской. И христианину важно войти в ритм церковной жизни, помнить, чему учила нас Церковь в дни поста, о чем она говорит в эти дни. Евангельское чтение нынешнего воскресенья напоминает нам о пришествии в мир «Утешителя» – Духа Святого.

Читайте также:  Проповедь в 6-ю неделю по Пасхе, о слепом

Жаркий полдень в Палестине. Господь, утомленный после долгого пути, останавливается у колодца при входе в город Сихарь. «Ученики Его отлучились в город купить пищи» (Ин. 4, 8), а тем временем к колодцу приходит жительница города, чтобы набрать воды. И происходит знаменитый диалог, плодом которого становится духовное перерождение женщины и чудесное распространение веры в слово Божие в самарянском селении.

Вот как все это происходило. Христос просит женщину, пришедшую с водоносом к колодцу: «дай Мне пить». Но не жаждой была вызвана эта просьба – Спасителем руководило желание помочь человеку. Просьба о воде лишь повод начать разговор. Так и в нашей жизни Господь ищет повод, чтобы мы начали с Ним разговор в молитве, и это могут быть разные жизненные обстоятельства.

На просьбу Христа женщина отвечает: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». В ответ Христос приоткрывает, Кто Он есть: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 9–10).

Читайте также:  Неделя 28-я по Пятидесятнице. Нам не хватает умения благодарить

Женщина не поняла смысла слов Христа, потому что ее занимали лишь материальные проблемы. Так и мы, когда Господь говорит с нами, пытаемся мерить все земными мерками, думаем лишь о потребностях сегодняшнего дня. Посмотрим, как самарянка реагировала на слова Спасителя о воде жизни: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь?» В ответ Христос сказал: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 11–14).

В этой беседе с самарянкой Христос обещает верующим в Него скорое обетование древнего пророчества Исаии: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44, 3), – пришествие Духа Святого. Господь говорит о жажде души, о ее духовном недуге. Но самарянка, отягченная необходимостью постоянно ходить за водой на колодец, продолжает говорить о своих земных проблемах, о желании иметь такую воду, которая избавила бы ее от повседневной жажды: «Дай мне этой воды, чтобы мне… не приходить сюда черпать».

Читайте также:  Неделя 14-я по Пятидесятнице. Притча о брачном пире

Христос, желая пробудить душу этой женщины, касается ее тайны и говорит: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Она же, не понимая, Кто беседует с ней, отвечает: «У меня нет мужа».

Как часто и мы в беседе с Богом желаем выглядеть невинными. Но Бог знает сокровенное сердца каждого человека, и этой женщине Он отвечает: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Самарянка слышит горькую правду о себе, и эти слова изменяют ее отношение к Собеседнику, и она говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4, 15–19).

Пока ученики в поисках земного хлеба бродили по пыльным улицам, Господь открыл Себя и Свое посланничество в мир простой женщине – самарянке. На ее слова: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос» и «возвестит нам всё», Христос свидетельствует: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4, 25–26).

Самарянка, получив от Христа заповедь о поклонении Господу в «духе и истине», присоединилась к апостольскому служению, приведя ко Христу множество жителей своего города, так что Ему пришлось остаться там еще на два дня.

Таково преображающее действие Духа Божия в человеке! Святитель Великий учит: «Дух, воссияв очищенным от всякой скверны, через общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать».

Призыв Христа к апостолам у источника Иакова готовит Церковь к проповеди слова Божия после Воскресения Христова: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4, 35). Деяния апостолов, читаемые перед Евангелием вот уже четыре недели, повествуют нам об Откровении Духа Божия в растущей Церкви.

Подобно самарянке, постараемся и мы напитать себя от «источника воды, текущей в жизнь вечную» ‑ Святого Евангелия, научимся поклоняться Богу в духе и истине, изменим свою жизнь, отказавшись от греха, чтобы и словом, и делом нести в мир истину о Воскресшем Спасителе.

Христос воскресе!

Рекомендуем прочитать:

    Нет похожих статей

Рекомендованная статья

Неделя 13-я по Пятидесятнице. У нас есть всё для спасения

Неделя 13-я по Пятидесятнице. У нас есть всё для спасения

Нам дарованы все средства для того, чтобы приносить духовные плоды и спастись: все устроено для этого и в Церкви, и в нашей личной христианской жизни. Людям с зачерствевшим сердцем, какими являются большинство из нас, Церковь всевозможными способами напоминает о необходимости исполнения христианского долга. Если же мы будем всем этим пренебрегать, то может так случиться, что мы уподобимся богопротивным иудеям, которые отвергли Спасителя. За это от них было отнято Царство Божие и даровано другим народам, возможно, и не ожидавшим этого, но более благодарным, преданным Господу и приносящим, как мы знаем из церковной истории, многочисленные плоды.