Троицкая родительская суббота

После смерти душа каждого человека предстанет пред Богом, и тогда с нее спросятся все совершенные в жизни грехи – так учит . Выдержит ли душа человека это испытание? Праведники, описывая встречу с Господом, говорят о том, что ими овладевал страх и трепет. Матрона Московская, например, очень боялась смерти. Казалось бы, чего бояться праведнику и откуда вообще этот страх?

Наверное, он возникает, когда открываются все неправедные поступки, может быть, он чем-то сродни чувству стыда, которое мы можем испытать в обычной жизни. Чтобы помочь душе в этом испытании, поддержать ее, мы молимся об упокоении душ усопших, молимся о своих родственниках и друзьях. А как быть тем, у кого нет ни родственников, ни друзей?

, верующие люди – единое тело, как бы единый духовный организм. Это единое тело составляют не только ныне живущие христиане, но и умершие. Мы причащаемся все вместе, соборно, и непременно можем и должны все вместе молиться о наших усопших. Специально для этого Церковь установила два дня – вселенские родительские субботы. Одна из них – суббота Мясопустная, другая – нынешняя, Троицына.

В этот день об упокоении душ наших близких уступает место общей молитве обо всех прежде почивших христианах. Это осуществляется не только ради усопших, но и в какой-то мере ради живущих христиан. Общая служит напоминанием о том, что ближний – это не только и не столько тот, кого он считает своим другом, но и любой христианин вообще.

Для человека, участвующего в таком соборном поминовении умерших, эта молитва своего рода залог того, что за него тоже будут молиться через много-много лет после его смерти, когда, возможно, правнуки и праправнуки уже не будут помнить его имени.

Церковь очень внимательно относится к своим усопшим. Считается, что все умершие воскреснут во плоти в день Страшного Суда, отсюда бережное и почтительное отношение к кладбищам.

Относительно недавно на могилах стали устанавливать памятники с фотографиями, но главное, чтобы на могиле стоял – символ бессмертия и воскресения. должен быть восьмиконечным, но можно установить и шестиконечный .

В советское время, когда за православную веру могли исключить из комсомола, уволить с работы или посадить в тюрьму, сложилась своеобразная посещения кладбищ. Посещение могил как бы замещало собой присутствие на литургии, например на Пасху. До сих пор многие люди, не зная о том, что это неправильно, продолжают навещать могилы своих близких в этот день. Аргументы просты и сомнительны: «Мы всегда так делали, почему же в этом году не пойти?», «А вдруг бабушка обидится, что мы ее не навестили в такой светлый праздник?» и тому подобные.

Чуть ли не обязательный элемент посещения кладбища – трапеза у могилы. Как правило, на могиле оставляли немного еды «для умершего». Часто это был пакетик с конфетами и рюмка водки. Эта традиция – наследие язычества. На кладбище не надо есть, еду лучше отдавать нищим.

Придя на могилу, нужно зажечь свечу, помолиться об упокоении души умершего, потом привести в порядок место захоронения: покрасить забор, полить цветы.

Совсем недавно в России стали кремировать тела умерших людей. Эта традиция пришла к нам с Запада. Первые крематории появились в Италии в конце XIX столетия. В России до революции крематорий был только во Владивостоке, а после образования СССР крематорий был построен в Петрограде. Насаждение этой традиции велось в рамках борьбы с Церковью. Крематории, в которых сжигались тела, должны были заменить церкви, где совершалось отпевание, а колумбарии (хранилища урн с прахом) прийти на смену кладбищам.

Со стороны Православной Церкви нет официального запрета на кремацию.

Кроме того, за могилой непременно надо ухаживать. Это определенный труд, особенно для тех, чьи близкие похоронены далеко от дома. Поехать на кладбище, посвятить умершему полдня, а то и день – значит не словом, а делом показать, что мы помним и продолжаем заботиться о нем .

Навестить могилу для многих значит как бы встретиться с умершим, напомнить себе о том, что связь с ним не прервалась окончательно, а прекратилась только на очень недолгое время.

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Петров, или Апостольский пост

Апостольский (Петров) пост

Апостольский пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы, дата которого, в свою очередь, зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому продолжительность поста варьируется от 8 до 42 дней. В 2020 году пост продлится с 15 июня по 11 июля.