Пожалуй, нет в нашей стране ни одной семьи, которую стороной обошла бы Великая Отечественная война. Из рассказов старших мне стало известно, что страшные события того времени коснулись и моей семьи, оставив незаживающие раны в наших сердцах и памяти.
Мой прадед по материнской линии был кадровым офицером и профессиональным военным, поэтому знал о войне не понаслышке. Его звали Иван Иосифович Лапко, родился и вырос он в Мариуполе, еще во время царствования Николая II, пережил революцию 1917 года, гражданскую войну, вырос при советской власти.
В нашем городе закончил 7 классов украинской школы и рабфак. Но, как многие мальчишки того времени, мечтал быть военным. Вскоре ему удалось осуществить свою мечту, поступив в Киевское танковое училище, которое успешно окончил и получил звание младшего лейтенанта. Он с улыбкой вспоминал о старой модели танка БТ-9, с которым ему пришлось познакомиться в училище, также вспоминал походы на стадион «Динамо», где проходили военные парады и спортивные праздники с участием военных. Все это было накануне второй мировой войны, когда над всей Европой нависла угроза фашистского вторжения. Правда, служить в танковых войсках, прадеду долго не довелось. По каким причинам, правда, неизвестно, но в 1940 году его направили на Кавказ. Он занимался военной подготовкой солдат во Владикавказском пехотном училище. Курсантов училища обучали стрельбе, элементам борьбы джиу-джитсу, используемым в рукопашной, а также различным тактикам ведения боя. Там и застала его страшная весть об объявлении войны СССР гитлеровской Германией. Все курсанты и офицерский состав в скором времени были направлены на фронт. Так для 25-летнего Ивана Лапко началась военная жизнь. Он был командиром роты пехотных войск, и ему были доверены жизни 100 бойцов, поэтому прадеду как никогда приходилось держать себя в руках. Ведь иногда и от командира зависел исход боя. В экстремальных условиях у многих сдавали нервы, начиналась паника. Прадед не любил говорить о войне, это была его военная тайна. На его старых военных фото можно прочитать лестные отзывы его командиров о нем, как лучшем командире и судить о нем, как о солдате. Он не был коммунистом, и видимо это сказалось на его военной карьере. Единственное, о чем до смерти с горечью вспоминал это о массовых расстрелах в 30-х годах высшего офицерского состава, когда Советская армия лишилась опытного командования. Он считал, что именно эта политическая акция властей привела к большим человеческим жертвам и разрушениям во время войны.
Время было сложное, и выжить удавалось не всем. Прадед был неоднократно ранен на фронте, из-за плохого питания заболел цингой и язвой. Осколки полевой врач вытаскивал из его тела, под наркозом, которым был медицинский спирт. В 1944 году Иван Лапко был тяжело ранен и попал в госпиталь. Осколком пробило голову, в ногах остались осколки, с которыми он потом всю жизнь жил. Это была инвалидность, и его демобилизовали из действующей армии. Это был страшнейший удар для кадрового офицера.
Ему было почти 30, когда он вернулся в родной город, который едва успел стать свободным от вражеской оккупации и пошел работать на завод. С тех пор не говорил о войне и не кичился своим военным прошлым. Скромно стоял в общей очереди в магазинах, когда ветеранов было принято пропускать вперед. Предположить, что он воевал, можно было разве что по его ранней седине и прихрамывающей походке. Ведь прадед надевал боевые награды только раз в году – в День Победы. Этот праздник был для него, как, впрочем, и для всего советского народа, особенный. Он старался всех поздравить, угостить всех, поделиться какой-то своей искренней радостью человека, пережившего войну, и можно сказать, победившего смерть.
Однажды уже после войны его разыскали, и вручили в военкомате орден Красной Звезды. За какие заслуги, за какой подвиг никто не знает – до сих пор остается загадкой. Он не считал, что достоин каких-то наград, ведь многие его товарищи, не пришли с той войны. В том числе и его родной старший брат Александр Лапко, погибший 8 мая 1945 года в Германии, дядя И. Ф. Лапко – казнен гитлеровцами в 1942 г. и его имя теперь на памятной стеле, стоящей на месте расстрела на пл. Левченко.
Сам прадед пару месяцев не дожил до своего 70-летнего юбилея. Очень страдал от сердечных приступов, мучили осколки в ногах, но никогда не подавал вида. Ветеран и инвалид войны всегда был в хорошем настроении, шутил, запросто мог не один раз подтянуться на турнике, играл в шахматы, был большим любителем классической, приключенческой и фантастической литературы, собрал большую библиотеку, всегда выписывал много газет и журналов. Сам построил дом, возле которого посадил деревья и разбил виноградник.
Его хозяйкой стала моя прабабушка Александра, с которой прадед Иван прожил всю жизнь. У них родились две дочери, младшая, из которых стала моей бабушкой. Прадед был вместо отца и моей маме, которая и рассказала мне о нем, все, что сохранила память. Воспитывал ее с рождения до 13 лет.
Прабабушка кстати, рассказывала, что тоже помогала Советской армии, трудилась в тылу. В 1941 году ей исполнилось 15 лет, и она работала на швейной фабрике, где шили обмундирование, вещмешки и кисеты для советских солдат. Потом были два долгих года немецкой оккупации. Их дом находился в 20 метрах от места массовых казней. (Современная площадь Левченко). И она видела, как фашисты расстреливали и вешали и взрослых, и подростков, сражавшихся против них. Недалеко также находился концлагерь для русских военнопленных (район Шлаковой горы). Это было страшное место, откуда ежедневно на кладбище ехали подводы с телами погибших. Советские военнопленные погибали от голода и холода, и прабабушка с другими подростками помогали им – приносили еду и теплые вещи. Ее старший брат Иван, (они были двойняшки), как только ему исполнилось 16, ушел на фронт. Имеет много боевых наград и статус ветерана и участника В.О.В. Младшая сестра прадеда, Людмила была в оккупации вывезена фашистами на работы в Германию. Младший брат Василий тоже воевал, а его жена Ядвига прошла страшные этапы немецких концлагерей. Прабабушка Александра умерла 7 лет назад. Остановилось сердце. Она знала цену хлебу и вещам, как все люди, которые пережили войну.
С каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше. Я считаю, что если бы не война, то эти люди и мои родные, в том числе, могли быть еще живы. С Божьей помощью им удалось пережить бомбежки, голод, смерть своих близких, вражеские нападения, несправедливую политику не одного политического лидера страны, и, несомненно, они внесли свою лепту в то, что советский народ одержал победу над гитлеровской Германией… Но война украла у них здоровье, а его, к сожалению, не купишь в аптеке. Поэтому я, никогда не видела своего прадеда живым. Но знаю, где находится его могила, каждый год в поминальные дни и 9 мая, мы ходим на кладбище и по православной традиции поминаем погибших в храме.
А военные ордена и медали моего прадеда, книги и фотографии того времени, до сих пор хранятся у нас в семье. И это свидетельство тому, что война – это не страшный, выдуманный ужастик, за который ее принимают многие представители современного поколения, увидев в кино, прочитав в книгах или поиграв в компьютерные «стрелялки» с названием типа «Вторая мировая». Это доказательство того, что это действительно было, а наши бабушки и дедушки, благодаря которым мы живы, подарили нам возможность видеть небо, солнце, неомраченные ужасами войны, радоваться жизни и спокойно существовать на земле.
Очень жаль, что в наше смутное время в угоду кому-то переписывается история нашей страны, навязывается западный менталитет, современному поколению внушают, что Великую Отечественную войну выиграли американцы, а русские были союзниками Гитлера и оккупантами. Больно смотреть на еще оставшихся в живых, запуганных ветеранов, которые, опасаясь провокаций и избиений, бояться надеть ордена в День Победы. Разве за такое «светлое будущее» они проливали свою кровь, разве за это погибли миллионы советских людей? Нет, конечно. Но я думаю, что все равно правда на нашей стороне, потому, что с нами Бог и Он нам поможет, несмотря, ни на что.
В День Великой Победы над фашистами, 9 мая мы поминаем погибших во всех войнах, в том числе и сейчас. Господи помилуй убиенных воинов и всех зверски замученных и убитых в междоусобной смутной брани людей!