Третье обретение главы Иоанна Предтечи

7 июня (за месяц до празднования дня рождения Иоанна Предтечи) православные христиане вспоминают день третьего обретения его главы. Значит ли это, что эту великую святыню три раза теряли?

Иоанну Крестителю отрубили голову по приказу иудейского царя Ирода.

Из Евангелия мы знаем, что царь , восхищенный танцем Саломеи, поклялся исполнить все, чего она пожелает. По совету матери, Иродиады, (возлюбленной Ирода и жены его родного брата) Саломея попросила преподнести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Побоявшись преступить клятву,   велел отрубить великому пророку голову и отдать ее Саломии, то же отдала ее своей матери.

По преданию, когда ученики пришли забрать тело Иоанна Предтечи, чтобы предать его земле, Иродиада не отдала им голову, но надругалась над ней и закопала ее отдельно.  Некая Иоанна,  жена царского домоправителя Хузы (об этой женщине говорит евангелист Лука в 3-м стихе 8-й главы Евангелия), знала, где Иродиада закопала голову. Она взяла святыню, поместила в сосуд и погребла на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Спустя много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, нашли сосуд с честной главой Иоанна Крестителя.

Так произошло Первое обретение главы. Некоторое время она тайно хранилась у Иннокентия, а перед смертью, боясь, что святыня может быть поругана неверными, Иннокентий снова закопал голову в том же самом месте. где она была найдена.

Когда голову нашли во второй раз, во времена царствования императора Константина Великого, после ряда событий ее привезли в столицу Византийской империи – Константинополь.  Когда в империи началось иконоборчество, от греха подальше голову увезли в город Команы и закопали в землю.  Как и вельможа Иннокентий, христиане рассудили, что лучше святыне временно пребывать в земле, чем быть поруганной.

Когда ересь была побеждена, почитание икон и святынь восстановлено, опасность поругания исчезла.  В ночном видении Патриарх Игнатий (847 – 857) узнал, где спрятана глава. Святейший сообщил об этом византийскому императору, и специальное посольство отправилось в Команы за святыней.  Там глава и была обретена – уже в третий раз в истории. Произошло это около 850 года.

Позже святыню привезли в Константинополь и 25 мая (а по новому стилю – 7 июня) положили в придворной церкви.

Часть святой главы позднее была передана на Афон.

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Вознесение Господне ­история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Вознесение Господне: ­история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным.