Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 21

Урок двадцать первый.

Третья часть Литургии – Литургия верных.

Херувимская песнь.

С этого урока мы будем рассматривать первую подчасть Литургии верных – перенесение честных Даров (Великий вход) с жертвенника на престол, приготовление верующих к молитвенному участию при совершении Бескровной Жертвы.

Эта подчасть начинается со слов священнослужителя «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». После этого моления начинается пение Херувимской песни. Чтобы лучше понять смысл Ангельской песни, рассмотрим в русском переводе:

«Мы, Херувимов таинственно изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение. (первая часть) Чтобы принять Царя всего, Ангельскими полками невидимо сопровождаемого. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. (вторая часть)»

Называется песнь «херувимской от первых ее слов «Иже Херувимы…». Внесена в состав Литургии при императоре Иустине младшем в V веке для возбуждения большего внимания в христианах, готовящихся ко Святому Причащению.

Херувимы на небесах, предстоя Престолу Божию, непрестанно воспевают и славословят Его трисвятым пением: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». А мы, пребывая здесь на земле, при совершении Литургии, должны иметь такое же божественное занятие.

Церковь на земле, где воздвигнут Престол Господу, на котором Он присутствует невидимо славою Своею, прообразует Царство Небесное. И поэтому церковная иерархия и все мы здесь предстоящии и молящиеся, таинственно образуем собою торжествующие лики херувимов.

Церковь призывает нас в этой песни, отложить все житейские попечения, все заботы этого суетного мира и устремили наши мысли к созерцанием небесным.

Во второй части Херувимской песни возвещается, что Сын Божий – Царь всех, дориносимый, что значит торжественно и боголепно препровождаемый ангельскими чинами, грядет невидимо в храм, для того чтобы принести себя в жертву Богу Отцу о всем мире и предложить Пречистое Тело и Кровь Свою верным.

Именно поэтому между двумя частями Херувимской песни совершается Великий вход, который знаменует исхождение Спасителя на вольную страсть.

Более подробно о Великом входе мы узнаем из следующего урока.

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Вознесение Господне ­история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Вознесение Господне: ­история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным.