Византия и Русь: развитие церковных связей в Х – XV веках

В X веке Киевская вступила на новый культурный путь исторического развития. Прежде всего, это было связано с фактом принятия христианства  великим князем Владимиром Святославовичем.

Христианскую веру Киевская Русь приняла  от Православной Греческой Церкви: «… через Христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром…».

В каноническом отношении Русская Православная Церковь подчинялась Константинопольскому Патриарху и получила статус экзархата – в виде особой  Митрополии.

Такое подчинение в большей степени носило номинальный характер. Константинопольские Патриархи пользовались правом поставления Митрополита Русской Церкви, не вмешиваясь во внутренние ее дела. В силу политической независимости Руси, Митрополит пользовался большими церковными правами по сравнению с другими экзархатами Греции.Киевский Митрополит по возможности участвовал в Патриарших Соборах и подчинялся их решениям. Все внутренние церковные вопросы, Митрополит решал самостоятельно или собором местных епископов, которые часто собирались в Киеве. Решения Митрополита признавались окончательными и пересматривались Патриархом очень редко.

Почти все Митрополиты до монгольского периода не являлись «русскими» по происхождению, только двое являлись уроженцами Киевской Руси  и были поставлены Собором Русских Иерархов. Анализируя ситуацию избрания их на Киевскую кафедру из русских кандидатов на Митрополичий престол можно прийти к выводу, что на это влияли политические обстоятельства.

Митрополит Илларион (1051-1053) был поставлен в митрополиты по воле Великого князя Ярослава Мудрого (1019-1054), который очень любил и уважал Иллариона как церковного пастыря. Поэтому князь Ярослав не стал обращаться к Патриарху за поставлением  Митрополита, имея такого достойного кандидата.

Когда в 1145 году Митрополит Михаил II удалился в Константинополь по причине междоусобных войн русских князей, назрела необходимость в избрании нового Митрополита. Великий князь Изяслав II Мстиславович, недовольный промедлением в избрании Митрополита и зная о сложной ситуации на Константинопольском Патриаршем престоле, созвал в 1147 году в Киеве Церковный Собор для избрания нового Митрополита.

На Соборе возникли споры, встал важный вопрос, можно ли посвящать Митрополита на Руси одним епископом без Патриарха. Три епископа Новгородский Нифонт, Смоленский Мануил (грек) и Полоцкий Косьма высказались в интересах Константинопольского Патриарха. Этим  архиереям противостояли шесть епископов Русской иерархии, и доказывали, что по церковным канонам Собор Святителей может поставить себе Митрополита, и настаивали на праве епископов ставить Митрополита без благословения Константинопольского Патриарха. На Соборе так и не смогли прийти к единому мнению.

Климент Смолятич был поставлен Митрополитом (1147-1155), но его не признавала “греческая партия” иерархов и была им за это преследуема. Но положение самого избранного Митрополита было не таким уж твердым, его не признавал политический соперник князя Изяслава, князь Юрий Долгорукий. Заняв Великокняжеский престол после смерти Изяслава (1155), он изгнал Климента и просил Патриарха посвятить другого Митрополита, Константина (1156-1159). Новый Митрополит запретил служение всем «поставленникам» Климента, но когда после смерти князя Юрия Долгорукого в 1158 году политическая ситуация изменяется и Великим князем становится Ростислав Смоленский, то и этот Митрополит должен был оставить кафедру.

После этого Ростислав пригласил из Греции третьего Митрополита – Феодора (1161-1163). После смерти Митрополита Феодора, князь Ростислав решил возвратить Митрополию в управление Клименту. Он отправил в Константинополь своего посла за разрешением Константинопольского Патриарха, но на Русь уже был посвящен новый Митрополит Иоанн, назначенный без ведома Великого князя. Это очень сильно рассердило князя Ростислава, так что императорскому послу с трудом удалось уговорить принять новоназначенного Митрополита. “Если Патриарх, – сказал Великий князь, – еще поставит Митрополита без нашего ведома, то не только не приму его, но и закон сделаем вечный избирать и ставить Митрополита из русских с повелением Великого князя”.

Из этого примера становится понятным, что государственная власть в лице Великого князя старалась влиять на выбор и поставление предстоятеля Русской Церкви. Особенно ярко эта тенденция проявляется в монгольский и московско-киевский периоды развития церковной жизни. В период феодальной раздробленности Руси, очень важно было, что Митрополиты направлялись на Русь из Византии: “Легко могло случится и то, что враждующие между собой князья избрали бы для себя нескольких Митрополитов в одно время, – тогда удельная рознь стала бы угрожать разделением самой Русской Церкви”

Если в домонгольский период почти все предстоятели Православной Церкви были присылаемы из Греции, то в XIII-XIV веках ситуация изменяется. В результате монголо-татарское нашествие (1237-1242) Южная Русь утрачивает свое политическое первенство. Центр культурной и политической жизни перемещается в Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества, что не могло не отразиться и на единстве Русской Митрополии. Когда под ударом татарских войск пал Киев (6 декабря 1240 года), Митрополит Иосиф был убит татарами. На его место под влиянием князя Даниила Галицкого (1238-1264) был избран Митрополит Кирилл II (1243-1280). Возвратясь из Греции после своего посвящения (около 1247 года), новый Митрополит не захотел оставаться в разоренном Киеве и должен был выбрать местом своего пребывания или Галич – столицу Галицкого князя или Владимир – центр Северо-восточной Руси. Митрополит Кирилл в течении тридцати трехлетнего управления церковью, так и не имел своего “пребывающего града”.

Большую часть своего управления Кирилл провел на севере, долгое время не рукополагая во Владимире особого епископа. Преемник Кирилла, Митрополит Максим, родом грек, прибыл из Греции 1283 году, и в этом же году отправился в Золотую Орду за утверждением в своем сане от хана. Как объясняет профессор А.В. Карташев:”… это имело практический смысл – заручиться нарочитыми ханскими охранными грамотами. Таким образом, наши ярлыки по своему первоначальному смыслу не имели значения актов учредительных, а только лишь охранных”.

В 1299 году, Киевский Митрополит со своим клиросом, поселяется во Владимире. “Так сделан был первый решительный шаг в перенесении Митрополии на север”

Это не могло не отразиться на церковном состоянии южных епархий. В 1303 году Юрий I Львович Галицкий с благословения Константинопольского Патриарха учреждает у себя особую Митрополию. Из актов Константинопольской Патриархии становится известным и имя первого Митрополита – Нифонта. В образованную Митрополию входили: Владимирская, Перемышльская, Луцкая, Туровская и Холмская епархии. После смерти Митрополита Нифонта (1305), князь Юрий I, отправил в Царьград другого своего кандидата на эту должность, Петра – игумена Ратенского. Патриарх Афанасий в 1308 году поставил Петра Митрополитом не Галицким, а всея Руси, на место скончавшегося Митрополита Максима. Митрополит Петр (1308-1328) местом своего прибывания избрал Владимир на Клязьме.

С начала XIV века церковная ситуация изменяется, при Митрополите Петре появляется особый отдельный Митрополит для Литовской Руси – Феофил (1316-1317). Он был поставлен по просьбе князя Гедемина Патриархом Иоанном XIII Глика.

В дальнейшем эта тенденция продолжается. Так при Митрополите  Феогносте (1328-1353) появляется Митрополит Галицкий Феодор, и кроме этих внутренних церковных разделений, появляется в Киеве лжемитрополит Феодорит, посвященный в 1352 году Тырновским Патриархом.

Константинопольский Патриарх Филофей объявил его лишенным сана. В 1347 году Константинопольский Патриарх высказался против разделения Русской Митрополии и  упразднил Галицкую Митрополию. Уже при Митрополите Алексии (1353-1378) появляется несколько Митрополитов: Литовский князь Ольгерд направляет своего кандидата на Митрополию – Романа, который был посвящен Патриархом Филофеем, в его юрисдикцию входили Литва и Волынь, Киев оставался за Святителем Алексием. При поставлении в 1354 году  Митрополиту Алексию было сказано, что он посвящается как исключение “в виду особых дарований” Греческий Патриарх и в дальнейшем желал, чтобы кандидаты в Митрополиты присылались из Византии. С назначением Митрополитом Романа для Литовской Руси по рассказу летописца произошел “мятеж во святительстве”.

После смерти Митрополита Романа в 1368 году церковное разделение прекращается. В 1371 году Патриарх Филофей уступил просьбе Польского короля Казимира и определил Галичу отдельного Митрополита Антония. Также и князь Литовский Ольгерд просил Патриарха назначить ему Митрополита в Киев, Малую Русь, Литву, Смоленск и Нижний Новгород, т.е. во все области, которые находились в политической конфронтации с Московским княжеством.

Патриарх уступил и этой просьбе и в 1376 году поставил Митрополитом Киевским  – серба, а по другим источникам – болгарина Киприана (1380-1385), и (1390-1406).

Таким образом, на Руси существовало одновременно три Митрополита, внося раскол в единство Митрополии. Для поддержания этого единства Патриарх определил, чтобы Митрополит Киприан снова соединил обе части Митрополии под одной властью, после смерти Митрополита Алексия. Назначение Митрополита Киприана без согласования с Московским князем, вызвало недовольство, Митрополит Алексий желал, чтобы его преемником был Преподобный Сергий Радонежский, но смиренный подвижник отказался от этой чести. После двухлетней борьбы за Митрополию Святитель Киприан сумел объединить под своим омофором и Литву и Московскую Русь.

С усилением роли государственной власти Московских князей Митрополиты  стали получать грамоты о своем «поставлении на кафедру» у Великих князей. В 1404 году такая грамота была дана Митрополиту Киприану князем Василием Дмитриевичем (1389-1425), но в отличие от ханских грамот они значительно урезали права Митрополита. После смерти Святителя Киприана (1406) по просьбе князя Василия I из Греции прислали Митрополитом инока из Мореи – Фотия (1410-1431). Князь Литовский Витовт (1392-1430) вначале не желал принимать Митрополита для Литовской Руси, но в последствии изменил свое решение, с условием,  чтобы Митрополит имел свою резиденцию в Киеве. После отъезда Митрополита в Москву (после 1410 года), князь Витовт желал иметь Митрополитом для своей земли Григория Цамблака, и отправил его для посвящения в Византию, но Митрополит Фотий убедил Патриарха – не дробить единство Митрополии. Тогда Витовт созвал Собор из Литовских епископов для избрания отдельного Митрополита и под давлением княжеской власти Собором был избран Григорий Цамблак (1415-1420).

В 1433 году князь Василий II и  Церковный Собор избрали в Митрополиты епископа Рязанского Иону. В Литовском княжестве избрали своего кандидата на Митрополию, Смоленского епископа Герасима, но в 1435 году Литовский князь Свидригайло, приемник Витовта сжег его в Витебске по подозрению в государственной измене.

После его смерти Иона отправился в Грецию за посвящением, но когда он прибыл туда, император Иоанн Палеолог и Патриарх Иосиф объявили ему о том, что на Русь уже уехал Митрополит Исидор, и обещали ему Митрополию после его смерти.

В Москву Исидор прибыл в 1437 году, сопровождаемый Владыкой Ионою. Василий II был очень недоволен назначением Исидора без его разрешения и согласования  с ним, и принял нового Митрополита только “не хотя рушити изначальныя старины”.

В ХV в. Византийская империя начинает приближаться к своему упадку. Находясь в сложной политической ситуации, ощущая на себе натиск турок-османов, она обращается за помощью к Римскому Папе, с просьбой оказать вооруженную поддержку. Римский Папа предлагает военную помощь в обмен на заключение Унии – между  Восточной и Западной Церквями. Для заключения унии был созван Церковный Собор.

Для участия в котором в 1438 году Святитель Исидор выехал из Москвы. Великий князь дал ему большую свиту для поддержания политического престижа Руси.

Исидор дал обещание «твердо стоять» в Православии, но уже в дороге его спутники стали замечать за Митрополитом склонность к католичеству. На Ферраро-Флорентийском Соборе  присутствовали император Иоанн Палеолог и  Патриарх Иосиф с двадцатью другими  Восточными иерархами. Всего на Соборе присутствовало не более 150 иерархов. Представители  Православия приехали на Собор с большими надеждами, так как император Иоанн VII дал обещание ничего не изменять в православной догматике. Восточная Церковь имела только по одному голосу с обширных земель: Русь, Болгария, Валахия, Молдавия и Грузия.

5 июля 1439 года акт Флорентийской Унии был подписан, а 6 июля он был торжественно провозглашен во Флорентийском Кафедральном Соборе. Акт гласил, что: ”Дух Святой исходит от Отца и Сына, как одного начала; есть Чистилище: Евхаристию можно совершать на квасном и на пресном хлебе, безразлично; Папа как глава Церкви имеет главенство во всем мире”.

Римский Папа Евгений IV, не видя подписи Марка Эфесского, откровенно сказал : ”Мы ничего не сделали”.

Священник Симеон Суздальский, оставивший описание Собора, подчеркивает, что “ ни единаго возлюби Папа Митрополита, яко же Исидора”. Он был возведен Папою Евгением IV в сан кардинала-пресвитера, и получил титул “легата от ребра апостольского в землях ливонских, литовских и русских”.

Вокруг Марка Эфесского, не подписавшего Унию сгруппировались все защитники Православия. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский были также против Унии. В 1443 году противниками Унии был созван Собор в Иерусалиме, на котором присутствующие произнесли отлучение на всех сторонников Унии.

В Московской Руси и Восточнославянских землях Уния не была принята. Так как Константинопольские Патриархи уклонились в Унию, то с этим фактом было сопряжено изменение в каноническом подчинении Русской Церкви Константинопольской (Греческой церкви). После заключения Ферраро-Флорентийской Унии 1439 года, предстоятели Русской  Церкви стали избираться и поставляться самостоятельно Собором Русских Иерархов, без участия Константинопольского Патриарха.

15 декабря 1448 года Святитель Иона был посвящен в Митрополиты Собором Русских иерархов (1448-1461).

Флорентийская Уния завершила процесс окончательного разделения Русской Митрополии на Московскую и Киевскую. С середины XV века Московские Митрополиты перестали титуловаться Митрополитами Киевскими.

Как отмечает профессор П.В. Знаменский: ”Вероятно, в это время в Русской Церкви дано было право поставлять Митрополита независимо от Греческой Церкви; Русская Митрополия сделалась самостоятельной и поставлена была первой после Иерусалимского Патриарха”.

В 1459 году в Москве был созван Церковный Собор, который постановил в будущем избирать Митрополитов в Москве, по повелению Великого князя без участия греческой иерархии.

Д.Лебедев, кандидат богословия, ст. преподаватель МГУ

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

В 1991 г. произошло величайшее событие, которое не может оставить равнодушными наших соотечественников: Русской Православной Церкви возвращена великая святыня — мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея России чудотворца. В 1920 г. было разработано положение о ликвидации св. мощей «во всероссийском масштабе». В ноябре 1920 г. уездный съезд советов в г. Темникове принял решение о вскрытии раки преп. Серафима, что и было осуществлено 17 декабря. А 5 апреля 1927 г. из Саровского монастыря святые мощи были изъяты и увезены в неизвестном направлении. След вел в Москву, в Донской монастырь, а затем терялся, но все эти годы православные люди хранили надежду, что великая святыня русского народа не может быть утрачена безвозвратно.