Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме г. Мариуполя.Часть 4

Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме г. Мариуполя.Часть 4

Урок четвертый.

Первая часть Литургии – Проскомидия.

Приготовление Агнца.

Как вы знаете, на проскомидии совершается приготовление вещества для Таинства Евхаристии. На этом уроке мы разберем первое священнодействие – приготовление Агнца. Слово «Агнец» означает ягненок, который в Ветхом завете приносился в жертву. В Священном Писании Агнец это образ кроткого и терпеливого человека.

Перед совершением проскомидии диакон испрашивает благословение. Священник благословляя первую часть Литургии берет Агничную просфору и изображает трижды над просфорой со словами: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Этими словами мы подтверждаем слова Иисуса Христа, который заповедывал совершать хлебопреломление (в нынешнее время Таинство Святаго Причастия) всегда в Его воспоминание: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 24).

Далее священник надрезает просфору с каждой стороны:

1) С правой стороны, со словами: «Как ягненок Он был приведен на заклание»

2) С левой стороны: «И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих»

Читайте также:  Календарный вопрос, или все ли равно, когда праздновать Рождество?

3) С верхней стороны: «В унижении Его в правосудии Ему было отказано»

Эти слова, при надрезании трех сторон просфоры, означают кротость и смирение Иисуса Христа, вольное и безгласное (безропотное) долготерпение страданий.

4) С нижней стороны печати: «Но род Его кто изъяснит?”

Эти слова означают непостижимость рождения Христова.

Затем диакон произносит: «Подними, Владыко». Священник надрезает низ просфоры со словами: «Ибо отторгается от земли жизнь Его.

После слов диакона: «Заколи, Владыко», священник извлекает Агнец из просфоры,  переворачивая печатью вниз, полагает на дискос и делает глубокий крестообразный надрез говоря: «Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира и спасение».

Положение Агнца печатью вниз означает жертвенного ягненка, который лежа гортанью вверх ждет заклания. Крестообразное надрезание напоминает нам о крестной смерти Иисуса Христа.

Воспоминая крестную смерть Спасителя, совершается следующее событие, связанное с прободением воином ребер Иисуса Христа. «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Ин. 19, 34). Священник переворачивает Агнец печатью вверх и прободает Его с правой стороны, после чего в потир вливается вино смешанное с водой, символизирующие кровь и воду истекшие из ребер Христа. На этом приготовление вещества для Таинства Евхаристии заканчивается.

Читайте также:  «Грядый Господь на вольную страсть»: Страстная седмица

Кровь пролитая Спасителем, была жертвой спасения и примирения с Богом всего мира. Далее поминаются святые прославленные, которые уже вполне воспользовались плодами этой жертвы, о них мы будем говорить на следующих уроках.

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Евхаристический канон

Евхаристический канон

Тайная вечеря Спасителя и апостолов осталась бы такой же ветхозаветной Пасхой с ее благодарением за исход, если бы Господь, идущий, как кроткий и чистый агнец, на добровольную смерть, не добавил к ее древнему чину несколько слов, наполнивших древний иудейский обычай новым, всемирным по своему масштабу смыслом. С тех пор мы получили возможность ежедневно благодарить Бога за спасение теперь уже не одного народа, но всего человечества, совершившееся по Его неизреченному человеколюбию через вочеловечение и самопожертвование Его Божественного Сына.