Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме г. Мариуполя.Часть 2

Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме г. Мариуполя.Часть 2

Урок второй – первая часть Литургии – Проскомидия (предметы).

 Как мы знаем, Литургия делится на три части: Проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных. Последующие несколько уроков мы посвятим первой части Литургии – Проскомидии, подробно разберем все священнодействия, все молитвословия этой части.
Проскомидия – слово греческое означает «принесение». В древней церкви существовал обычай, христиане приносили хлеб и вино для претворения последних  в Тело и Кровь Христовы. Хлеб, который использовался на проскомидии назывался – Просфорой, что значит «приношение».
На проскомидии заготавливается вещество для Таинства Святого Причастия.
Ранее Литургия совершалась по примеру Иисуса Христа во время вечери (обеда). После трапезы, пресвитер совершал импровизированную молитву, призывая Духа Божьего на хлеб и вино для претворения в Тело и Кровь Христовы.
Позднее когда литургические чины перешли в отдельное стали появляться новые предметы для удобства совершения Литургии.
Сейчас в современной Литургии используются такие предметы:
Потир, дискос, звездица, копие, покровы. Все эти священные предметы имеют символическое значение.

Потир – знаменует ту Чашу, в которой священнодействовал .

Читайте также:  Состоялось открытие курсов для учителей ОШ по Христианской этике (Фото)

Дискос – знаменует ясли, в которые был положен Богомладенец, т.к. священник вынув Агнец полагает Его на дискос, что означает рождение Иисуса Христа и положение Его в ясли. Еще дискос имеет круглую форму (диск) и означает вечность.

Звездица – Вифлеемскую звезду, которая появилась над младенцем, и которая указывала путь волхвам.

Копие – употребляется для вынимание Агнца, частиц из просфор, а также когда на проскомидии воспоминается евангельское событие, связанное с прободением копием, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя.  Священник берет копие и прободает Агнец с правой стороны говоря: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его». (Ин. 19, 34)

Покровы – пелены, в которые был повит при рождении и погребении.

Все священнодействия, песнопения и молитвы совершаемые священником и диаконом символизируют молитвы, которые совершали волхвы и пастухи встречая Богомладенца.
На первой части Литургии – проскомидии, воспоминается как рождение Иисуса Христа так и его  Крестная смерть.

Читайте также:  Воскресная школа как элемент церковной полноты

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Сретение Господне - история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Сретение Господне – история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Проблема четкого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторые трудности. Безусловно Сретение — двунадесятый праздник. Однако, остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен — к Господским или Богородичным? — поскольку ряд черт, присущих его богослужебному уставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, что он — Богородичный. По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами, праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.