Главная / Новоначальным / Обряды / О заупокойном богослужении

О заупокойном богослужении

, связанное со смертью христианина, начинается не тогда, когда человек подошел к неизбежному концу и останки его лежат в церкви в ожидании последнего церковного священнодействия и молитвословия, а родные стоят вокруг, печальные и в то же время непричастные свидетели удаления усопшего из мира живых. Нет, это начинается каждое воскресенье – в восхождении Церкви на небо, когда “всякое житейское попечение” отложено; оно начинается в каждый праздник, но глубже всего оно коренится в радости Пасхи Христовой. Можно сказать, что вся церковная – это таинство нашей смерти, потому что вся она – провозглашение Господней смерти и исповéдание Его Воскресения.

Быть христианином всегда означало и означает следующее: знать таинственной, сверхразумной, но в то же время абсолютно определенной верой, что Христос – это сама сущность и основа жизни, ибо “в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1, 4).

Все христианские догматы суть объяснения, следствия, а не причины этой веры, ибо, “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор. 15, 14). Эта вера означает приятие Самого Христа как Жизни и Света, “ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам” (1 Ин. 1, 2). Отправной точкой христианской веры является не “верование”, а . Всякое верование неполно и преходяще. “Ибо мы отчасти знаем, а отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится…” (1 Кор. 13, 9-10), “и пророчества прекратятся, и язы΄ки умолкнут, и знания упразднятся”, только “ никогда не перестает” (1 Кор. 13, 8).

Только такое приятие Христа как Жизни, общения с Ним, уверенность в Его присутствии наполняют смыслом провозглашение смерти Христовой и исповéдание Его Воскресения.

В мире сем Воскресение Христа никогда не может стать “объективным фактом”. Воскресший Христос явился Марии, а та “увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус” (Ин. 20, 14). “После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском… А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу, но ученики не узнали, что это Иисус” (Ин. 21, 1, 4-5). И по дороге в Эммаус глаза учеников “были удержаны, так что они не узнали Его” (Лк. 24, 16). Проповедь Воскресения остается безумием в глазах мира сего. Она не сводится к дохристианским учениям о бессмертии, с которыми его часто смешивают. и для христианина остается непостижимым переходом в таинственное будущее. Великая радость, которую почувствовали ученики, увидев Воскресшего Учителя, то горение сердца, которое они испытали по дороге в Эммаус, были не от того, что им раскрылись тайны “иного мира”. Это было потому, что они увидели Господа. И Он послал их проповедовать не новое учение о смерти, но покаяние и прощение грехов, новую жизнь, Царство Небесное. Они возвестили то, что знали сами: что Сам Христос и есть Жизнь Вечная, исполнение, Воскресение, Радость мира.

Читайте также:  Святая вода

Церковь – это вхождение в жизнь Воскресшего Христа, обетование жизни вечной, “радость и мир в Духе Святом”. Это ожидание “невечернего дня” Царства, не какого-то “иного мира”, а завершение всего сущего, всей жизни во Христе. В Нем сама смерть стала актом жизни, ибо Он исполнил ее Собой, Своей любовью и светом. В Нем, по словам апостола, “все ваше: …мир, или жизнь, или настоящее, или будущее, – все ваше. Вы же Христовы, а Христос – Божий” (2 Кор. 3, 21-23). И если христианин делает эту новую жизнь своей, своим делает это алкание и жажду Царства, своим – это ожидание Христа, если он уверен, что Христос и есть Жизнь, то сама его смерть становится таинственным актом причащения Жизни Вечной, ибо ничто уже не может отторгнуть его от любви Божией. Мы не ведаем, когда и как придет исполнение наших упований, но знаем, что все завершится во Христе, через Которого все начало быть. Мы знаем, что во Христе совершился этот великий переход, что мира началась и свет “будущего века” является нам в радости и мире Духа Святого, ибо Христос воскрес и жизнь воцарилась.

Читайте также:  Зачем нам «четверговый огонь»?

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь на том же основании творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцов и братий, по вере сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, – вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

1. Суббота мясопустная.

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо возможно только в Церкви – обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

2. Суббота Троицкая.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, на в этом спасении участвуют и . Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утéшителя, которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом “всяка живится”. Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о “иже во аде держимых”.

Читайте также:  Поминовение усопших: особенности поминовения в Великий пост

3. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы.

Во Святую Четыредесятницу – дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектении, литии, панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Во все эти родительские субботы служба совершается по особому Уставу, помещенному в Типиконе и Триоди постной.

4. Родительские дни в Русской Православной Церкви.

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Православной Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно:

– общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой недели (воскресенья). По Уставу, в этот день собственно не положено особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Православной Церкви. После рядового вечернего богослужения служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На Литургии присоединяются заупокойные прокимен, Апостол и .

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем, с другой – разрешение Церковным Уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной, Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

Рекомендуем прочитать:

    Нет похожих статей

Рекомендованная статья

Радоница - день особого поминовения усопших

Радоница – день особого поминовения усопших

Радоница - день особого поминовения усопших, который приходится на 9-й день после Пасхи, т.е. на вторник Фоминой седмицы. Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.