Главная / Великий пост / Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18:10-14).Вскоре после праздника Богоявления, начинает готовить нас к еще одному важному событию в жизни православного человека – Великому посту.
Для этого Святая Церковь установила подготовительные Воскресенья и Недели, которые призваны и духовно, и физически, подготовить верующего человека к посту. Такое приготовление к Великому посту является древним церковным установлением, так, например, на Воскресение о Мытаре и фарисее был написан еще IX веке, Георгием митр. Никомидийским.
Воскресение о Мытаре и фарисее (в этот день положено евангельское чтение о Мытаре и фарисее (Лук. 18:10-14)) первое из подготовительных Воскресений. Кондак исполняемый на богослужении этого дня призывает нас: “Избегать фарисеевых высокомерных речей и научиться высоте смиренных слов мытаря, покаянно восклицая: мира, очисти рабов твоих.”
Примером мытаря и фарисея Церковь напоминает нам о смирении и покаянии, как об источнике всякой добродетели, и о гордыне, как корне всякаго греха, отдаляющего человека от Бога.
Поэтому начиная с Вокресенья о Мытаре и фарисее, для пробуждения чувств покаяния и сокрушения, на утрени после чтения Евагелия, Церковь положила исполнять три особые умилительные стихиры. В основу первой из них -“Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче” – положена притча о мытаре и фарисее – именно из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй стихиры – “На спасения стези настави мя Богородице” – положена притча о блудном сыне (Лук. 15:11-32), а в стихире “Множество содеянных мною лютых” – предсказание Спасителя о Страшном Суде (Мтф. 25:31-46).
Таким образом, эти умилительные стихиры представляют собой структуру подготовительных недель к Великому посту. Поэтому, Святая Церковь предписывает исполнение этих стихир от Воскресения Мытаря и фарисея и до пятого Воскресения Великого поста.

Читайте также:  Возобновились строительные работы (фото)

Виталий Дегерменджи

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

"Знамение": новгородская святыня

«Знамение»: новгородская святыня

Изображение Богоматери, сидящей с молитвенно поднятыми руками, на груди Которой - благословляющий Божественный Младенец, встречается уже в IV в. У нас на Руси иконы этого типа встречаются с XI-XII вв. Вскоре после появления образ обрел свое современное название - «Знамение».