Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Чтение Евангелия и Псалтири по усопшим

Чтение Евангелия и Псалтири по усопшим

В Православной Церкви существует благочестивый чтения Евангелия над телом почившего архиерея или священника и Псалтири – над телом усопшего мирянина до погребения и в память его после погребения. “Какая другая может быть жертва Богу в умилостивление о предлежащем, как не сия, то есть благовествовáние о Воплощении Бога, Его учении, Таинствах, даровании оставления согрешений, спасительных страданиях за нас, “животворной Его Смерти и Воскресении” (“Новая скрижаль”). Евангельское слово выше всякого последования, и потому его следует читать над почившим совершителем Таин Божиих, проповедником слова Божия.

Чтение Псалтири над усопшим диаконом или мирянином выражает материнскую заботу Церкви о своем чаде даже по смерти его. Этот обычай коренится в глубокой древности и, служа молитвой ко Господу, вместе с тем дает утешение и назидание для живых и обращает их к молитве о нем Богу. По свидетельству Четиих-Миней, апостолы провели три дня в псалмопении у гроба Божией Матери. “Постановления апостольские” предписывают: “Погребая умерших, износите их с псалмами” (кн. 6, гл. 5).

Читайте также:  Вознесение Господне: ­история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Чтение начинается по окончании последования на исход души. Над телом усопшего архиерея или пресвитера читает священник, а над телом диакона, монаха или мирянина Псалтирь может читать как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин, имеющий такой навык. Чтение совершается стоя, и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. В определенные моменты, по каждой “Славе”, чтение прерывается возношением особой заупокойной молитвы, которая начинается словами: “Помяни, Господи Боже наш…” В Пасхальную седмицу, вообще говоря, чтение не положено, но так как Псалтирь употреблялась с первых времен христианства не только в скорбных случаях, но и для выражения радости, и так как “Апостольские постановления”, указывая, как должно христианам проводить по кончине братий 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни, говорят о 3-м дне, что его нужно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых, следует заключить, что можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы. Для выражения большей торжественности праздника можно делать некоторые прибавления пасхальных песнопений по прочтении каждой кафизмы и “Славы”.

Читайте также:  Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если домашним и сродникам невозможно непрерывно участвовать в молитве читающего Псалтирь, то, по крайней мере, по временам им следует присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

Попутно надо отметить, что к имени усопшего присоединяется слово “новопреставленный” в течение сорока дней по его кончине. К имени священно-церковнослужителей прибавляется наименование их сана: епископ, иерей, диакон, иподиакон, чтец, ктитор, монах. К имени мирянина прибавляют лишь слова “раб Божий”, “раба Божия”, а ребенка до 7 лет называют “младенцем”. Употребление других уточняющих наименований, как то девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т. д. не имеет канонических оснований и не встречается в богослужебных книгах.

Каждая кафизма начинается со слов “Приидите, поклони΄мся…” и заканчивается Трисвятым по “Отче наш”, затем следуют тропари и положенная на каждой кафизме (Псалтирь с последованием). На каждой статии΄ кафизмы по “Славе” читается : “Помяни, Господи Боже наш…”, положенная в конце последования по исходе души, с упоминанием имени усопшего.

Читайте также:  Таинство Елеосвящения

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

Евхаристический канон

Евхаристический канон

Тайная вечеря Спасителя и апостолов осталась бы такой же ветхозаветной Пасхой с ее благодарением за исход, если бы Господь, идущий, как кроткий и чистый агнец, на добровольную смерть, не добавил к ее древнему чину несколько слов, наполнивших древний иудейский обычай новым, всемирным по своему масштабу смыслом. С тех пор мы получили возможность ежедневно благодарить Бога за спасение теперь уже не одного народа, но всего человечества, совершившееся по Его неизреченному человеколюбию через вочеловечение и самопожертвование Его Божественного Сына.