Главная / Образование (страница 3)

Образование

Неделя о мытаре и фарисее, начало пения Триоди постной

Неделя о мытаре и фарисее, начало пения Триоди постной

Как пред начатием брани обыкновенно вооружают и приготовляют воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так Православная Церковь, приближаясь к Великому посту, приготовляет нас, своих духовных воинов, к наступающей духовной брани во дни св. Четыредесятницы.

Продолжить чтение »

Сретение Господне — история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Сретение Господне - история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Проблема четкого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторые трудности. Безусловно Сретение — двунадесятый праздник. Однако, остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен — к Господским или Богородичным? — поскольку ряд черт, присущих его богослужебному уставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, что он — Богородичный. По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами, праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.

Продолжить чтение »

Служба Сретению Господню. Великая вечерня, лития, утреня и Литургия (текст)

Служба Сретению Господню. Великая вечерня, лития, утреня и Литургия (текст)

Текст службы Сретению Господню в 2019 году и основные песнопения праздника. Служба Сретению Господню (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Продолжить чтение »

Неделя 37-я по Пятидесятнице. «Ныне пришло спасение дому сему…»

Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. «Ныне пришло спасение дому сему…»

В сегодняшнем Евангелии Господь показал нам пример того, как надо пробираться к человеческим сердцам, как надо бороться со злом, чтобы умножалось в нашем мире добро. Для этого нужно в каждом грешнике постараться увидеть образ Божий, подобную своей повреждённую грехом душу, не разделяя людей на достойных или недостойных, на своих или чужих. Своим добрым расположением к человеку мы открываем его душу благодати, которая преображает человека, развязывая его узы греха, наполняя человека иной радостью, иным смыслом жизни, иными интересами.

Продолжить чтение »

Комментарий на Всенощное бдение. Часть четвертая. Свет и сумрак

Комментарий на Всенощное бдение. Часть четвертая. Свет и сумрак

Сумрак в храме не только способствует большей молитвенной сосредоточенности, но и напоминает нам о Ветхом Завете, о тех тысячелетиях, в течение которых люди ждали Боговоплощения, страдали, горько осознавая свою неспособность приблизиться к Богу. Сумрак — это световой жест покаяния, символ того, что без Бога мы обречены блуждать в полусвете собственных мнений и фантазий. Соответственно свет символизирует ясность и красоту пути, по которому всем нам предлагает идти Христос.

Продолжить чтение »

Комментарий на Всенощное бдение. Часть третья. Благословение

Комментарий на Всенощное бдение. Часть третья. Благословение

Бог не имеет нужды ни в чем: ни в нашем пении, ни в красивых словах. Один христианский писатель середины ХХ века предлагает нам такое сравнение. Красивая картина не нуждается в нашей похвале. Но если мы не заметим её красоту, не восхитимся ею, не воздадим должное мастерству художника, мы обкрадём себя, сделаем себя беднее духовно. Так и в нашей жизни. Мы можем не замечать Бога, не благодарить и не прославлять Его за красоту сотворенного мира, за нашу жизнь. Но это не просто обеднит нас духовно, но и не позволит нам стать людьми в полной мере. Прославляя Бога, мы становимся человечнее, а забывая о Нём, больше напоминаем человекообразных животных, живущих лишь инстинктами, борьбой за выживание и смутными надеждами.

Продолжить чтение »

Неделя 36-я по Пятидесятнице. Наша душа подобна Иерихонскому слепцу

Неделя 29-я по Пятидесятнице. Наша душа подобна Иерихонскому слепцу

Приблизиться к Богу нам мешает духовная слепота, и беда состоит в том, что мы не осознаем её: нам кажется, что мы зрячие и всё у нас нормально. Исполнение евангельских заповедей является долгом для христианина, но мы неразумно сравниваем своё душевное состояние с состоянием не духовных, праведных людей, подвижников благочестия, а людей, ведущих подчас ещё более рассеянный образ жизни, чем мы, и этим оправдываем себя.

Продолжить чтение »

Комментарий на всенощное бдение. Часть вторая

Комментарий на всенощное бдение. Часть вторая

Ночная молитва издревле вдохновляла тех, кто желал в тишине своего сердца помолиться Богу. С древних времён люди молились по ночам (см. Пс. 62, 7; 87, 2; 91, 3; 118, 55, 62, 148; 133, 1; Пророка Неемии 1, 6), но это было выражением личного благочестия. Лишь с приходом христианства ночные бдения стали широко распространенной формой общественного богослужения. Это и не удивительно. Во-первых, на жарком Востоке молиться ночью гораздо приятнее, удобнее, нет изматывающей жары, зноя, слепящего солнца. Во-вторых, что немаловажно в эпоху гонений, собираясь по ночам, в уединенных местах, христиане меньше рисковали быть замеченными, схваченными, убитыми.

Продолжить чтение »

Неделя 35-я по Пятидесятнице. Богатство земное и сокровище небесное

Неделя 29-я по Пятидесятнице. Богатство земное и сокровище небесное

Но то самоотречение, которое предполагает следование за Христом, - как на него решиться, а решившись, как исполнить? Ведь и сами апостолы ужасались требовательности своего Учителя и в недоумении спрашивали: «Кто же может спастись?» И Господь отвечал, что человеку это невозможно, но возможно Богу, ибо Богу возможно все. Потому мы и исповедуем Иисуса Христа Спасителем, что не мы сами и ни какие-либо наши дела, но только Он спасает человека от вечной погибели для жизни вечной.

Продолжить чтение »

Комментарий на всенощное бдение. Часть первая

Комментарий на всенощное бдение. Часть первая

Что такое Всенощное бдение, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментарии игумена Силуана (Туманова) — Председателя Издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Петропавловского храма в Шуваловском парке. В первой статье цикла рассказывается о самом начале этого богослужения.

Продолжить чтение »

Всенощное бдение

Всенощное бдение

Господь наш Иисус Христос заповедал нам постоянно бодрствовать и молиться. Стараясь исполнить эту заповедь, христиане с древних времён в особо памятные дни совершали богослужение, которое длилось всю ночь, с вечера до утра, и потому получило название всенощное бдение. Главные его части — великая вечерня и утреня.

Продолжить чтение »

Святитель Феофан Затворник: о науке и образовании (на материале его писем)

Святитель Феофан Затворник: о науке и образовании (на материале его писем)

Настоящее исследование посвящено анализу взглядов на науку и образование одного из выдающихся духовных писателей и церковных деятелей XIX столетия  свт. Феофана Затворника. Основным источником для нашего скромного изыскания послужат письма святителя, адресованные разным лицам.

Продолжить чтение »

Святитель Феофан Затворник: о счастье, цели человеческой жизни и самопознании

Святитель Феофан Затворник: о счастье, цели человеческой жизни и самопознании

В день памяти святителя Феофана Затворника предлагаем вам некоторые цитаты из его писем. «Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда».

Продолжить чтение »

Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Покаяние – это подготовка души к иному качеству бытия человека, где его наслаждением и радостью будет Бог, а не земные удовольствия, страстная привязанность к которым, уходя вместе с человеком за пределы этой жизни, будет отзываться в нём лишь болью и мучением. Залог этой боли человек часто переживает уже здесь, находясь ещё в этом мире, когда теряет то, к чему сильно привязана бывает его душа.

Продолжить чтение »

Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господне (Богоявление)

В нашем мире все переплетено друг с другом, все взаимосвязано. И потому каждая маленькая капля воды в мировом океане, каждая снежинка (ибо и снег — та же вода), освящаются — по молитве Церкви — всемогущей Божественной Благодатью. Все водное естество вдруг оказывается преображено действием благой и зиждительной Воли Божией. Воля эта есть та же самая, по которой в начале бытия мира Дух Божий, носившийся над еще безжизненными водами неустроенного и хаотичного мироздания, начал свой долгий и непростой труд сотворения всего сущего: космоса, со всей его "мертвой и живой" природой, земли, всех людей.

Продолжить чтение »