Главная / Образование (страница 3)

Образование

Равноапостольные царь Константин (†337) и матерь его царица Елена (†327)

Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена

Римский император Константин I Великий и его мать царица Елена прославились своей деятельностью по распространению христианства. Святой Константин сделал христианство господствующей религией и в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь). Царица Елена провела раскопки в Иерусалиме, в ходе которых были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Продолжить чтение »

Неделя Всех Святых (1-я по Пятидесятнице)

Неделя Всех Святых (1-я по Пятидесятнице)

В службе этой недели, сверх обычного прославления воскресения Христова, прославляются лики всех святых угодников Божиих, просиявших верой в грядущего и пришедшего обетованного Искупителя, а также и подвигами благочестия. В песнях церковных ублажаем: патриархов, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых, от века благоугодивших Богу, «прежде же всех» «Госпожу нашу и Владычицу, Богородицу, Марию Приснодеву».

Продолжить чтение »

Падение Константинополя (29 мая 1453 года)

Падение Константинополя (29 мая 1453 года)

День 29 мая 1453 года, несомненно, является поворотным пунктом в истории человечества. Он означает конец старого мира, мира византийской цивилизации. В течение одиннадцати столетий на Босфоре стоял город, где глубокий ум являлся предметом восхищения, а науку и литературу классического прошлого тщательно изучали и берегли. Без византийских исследователей и переписчиков мы знали бы сейчас не очень много о литературе древней Греции. Это был также город, правители которого в течение многих веков поощряли развитие школы искусства, не имеющей аналогии в истории человечества и явившейся сплавом неизменного греческого здравого смысла и глубокой религиозности, видевшей в произведении искусства воплощение Святого Духа и освящение материального.

Продолжить чтение »

Понедельник Святого Духа

Понедельник Святого Духа

В следующий за днем Святой Троицы понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, «единого от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну.» Этот праздник был установлен Церковию «ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святые и Живоначальные Троицы» в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность его с Богом — Отцом и Богом — Сыном.

Продолжить чтение »

Пятидесятница. День Святой Троицы

Пятидесятница. День Святой Троицы

Происхождение праздника Пятидесятницы — ветхозаветное. Именно древняя еврейская пятидесятница послужила основанием для установления одноименного новозаветного праздника; при этом ветхозаветная пятидесятница понимается христианами именно как древний прообраз Пятидесятницы новозаветной. Это был момент рождения древней Церкви Израиля, чтившей Единого и Истинного Создателя. Новозаветная же Пятидесятница стала днем рождения уже христианской Церкви, — днем, когда, наконец, пришло во всей своей полноте подлинное духовно-опытное осознание троичности Божества.

Продолжить чтение »

Неделя Святой Троицы, (8-я по Пасхе), или Сошествие Святого Духа, или Пятидесятницы

Неделя Святой Троицы, (8-я по Пасхе), или Сошествие Святого Духа, или Пятидесятницы

В 10-й день по вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесятницы, в третьем, а по нашему счислению — в девятом часу утра, когда народ обыкновенно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы и все ученики были собраны в Иерусалиме, в горнице (Деян. 1:13), находившейся "на горе Сионской," — "бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну" (как бы от несущегося сильного ветра). "Это не был собственно ветер шумящий, а шум, подобный как бы тому, как бывает от сильного ветра, но без ветра."

Продолжить чтение »

Служба праздника Пятидесятницы (текст)

Главные слова праздника Троицы

Текст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ (Всенощная, Литургия, Вечерня коленопреклонения) содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Продолжить чтение »

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора (325)

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора (325)

Когда мы говорим, что мы верим в Бога, как можно объяснить, Кто есть Бог? Ведь Бога невозможно видеть своими глазами. Часто нам говорят: «Докажи, что Бог есть. Покажи, где ваш Бог!» Явление в мире Спасителя и Господа Иисуса Христа есть явление Бога в мире. Если раньше люди знали о Боге только через пророков, которые говорили людям о законе Божием, которые говорили людям о существовании невидимого единого непостижимого Бога, и когда только лишь по отдельным явлениям славы Божией можно было знать о Боге, то с пришествием в мир Господа Иисуса Христа Сам Бог пришел к людям, чтобы быть вместе с ними.

Продолжить чтение »

Неделя Святых Отец (7-я по Пасхе)

Неделя Святых Отец (7-я по Пасхе)

Посвящая эту неделю воспоминанию об отцах первого Вселенского Собора, святая Церковь воспевает: "молебную память днесь богоносных отцев, от всея вселенныя собравшихся, в светлем граде Никейстем, православных собрания, благочествующе верно празднуим: сии бо лютого Ария безбожное веление благочестномудренне низложиша, и от каaфолическия церкве соборне того изгнаша, и ясно Сына Божия единосущна и соприсносущна, прежде век суща, всех научиша исповедати во изображении веры, известно и благочестно сие изложивши."

Продолжить чтение »

Вознесение Господне: ­история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Вознесение Господне ­история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным.

Продолжить чтение »

Отдание праздника Пасхи

Отдание праздника Пасхи

В среду бывает Отдание праздника святой Пасхи, т. е. заключение празднования Воскресения Христова. Богослужение этого праздника совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня

Продолжить чтение »

Служба праздника Вознесения Господня (текст)

Главные слова праздника Вознесения Господня

Служба Вознесению Господню (Всенощное бдение и Литургия) составляет праздничное богослужение. На­зва­ние празд­ни­ка от­ра­жа­ет суть со­бы­тия — это Воз­не­се­ние на Не­бо Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, за­вер­ше­ние Его зем­но­го слу­же­ния. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся все­гда в 40-й день по­с­ле Па­с­хи, в чет­верг 6-й не­де­ли по Па­с­хе.

Продолжить чтение »

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу.

Продолжить чтение »

Неделя о слепом (6-я по Пасхе)

Неделя о слепом (6-я по Пасхе)

В эту неделю (воскресный день) вспоминается дарование Иисусом Христом зрения слепорожденному. Чудо исцеления слепорожденного весьма прилично дням христианской Пятидесятницы: подобно остальным, воспоминаемым святой Церковью в этот период событиям, это чудо возвещает о Божественной силе и славе воскресшего Господа (Иоан. 9:31-33,38).

Продолжить чтение »

Неделя о самаряныни (5-я по Пасхе)

Неделя о самаряныни (5-я по Пасхе)

В пятую неделю вспоминается беседа Иисуса Христа с женщиной самарянской (см. о ней 20 мар.). Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, вспоминается в настоящую неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане её, самаряне, убедились, что беседовавший есть воистину Спас мира — Христос (Иоан. 4:41-42).

Продолжить чтение »