Главная / Образование (страница 2)

Образование

Слово в 3 Неделю Великого поста, Крестопоклонную

Слово в 3 Неделю Великого поста, Крестопоклонную

Сегодняшний воскресный день называется Неделей‚ Крестопоклонной. Ею открывается четвертая седмица Великого поста, когда уже половина этого важнейшего для каждого из нас периода церковного года оказывается пройденной. И вот именно в это время Церковь напоминает нам в Евангельском чтении о том Кресте, который каждый из нас должен нести на своих плечах. И это неслучайно.

Продолжить чтение »

Пассия

Пассия

В православии Пассия представляет собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним, написанный святителем Иннокентием Херсонским.

Продолжить чтение »

Вторая седмица Великого поста

Вторая седмица Великого поста

Вторую неделю Великого поста Православная Церковь называет седмицей светотворных постов и во время ее молит Господа преимущественно о благодатном освящении постящихся и кающихся. "Господи, направи ны пост повторяющия, освящение нам осияй и просвещение оправданий Твоих".

Продолжить чтение »

Литургия преждеосвященных даров — история и смысл

Литургия преждеосвященных даров - история и смысл

В среду первой недели Великого поста совершается первая в году Литургия преждеосвященных даров, совершено особенное богослужение. Историю и смысл этой службы глубоко, но просто изложил протопресвитер Александр Шмеман в книге "Великий пост", отрывок из которой мы публикуем вместе с записями ключевых песнопений этой литургии.

Продолжить чтение »

Верою и любовию приступим…

Верою и любовию приступим…

Великопостное богослужение существенно отличается от богослужения всего годового круга. В нем все подчинено единой цели: это настоящая школа покаяния. И совершенно особое место в богослужебной жизни Церкви занимает литургия Преждеосвященных Даров.

Продолжить чтение »

Чего мы не знали о Великом покаянном каноне и его создателе?

Чего мы не знали о Великом покаянном каноне и его создателе?

С понедельника по четверг включительно первой седмицы Великого поста в нашем храме в 18-00 читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Служба длится около 2-х часов. Святые отцы учат нас, что как войдешь во дни Святой Четыредесятницы, так ее и проведешь, поэтому нам, чтобы не пасть посредине полуторамесячном пути, особенно необходимо приложить все усилия, чтобы побывать на этих богослужениях.

Продолжить чтение »

Камертон великого поста

Камертон великого поста

В течение четырех вечеров девять песней Канона Андрея Критского говорят о духовной истории мира, которая в то же время - история и каждой души. Слова Канона призывают к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа - единственная и неповторимая - проходит тем же путем испытаний.

Продолжить чтение »

Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям — о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому).

Продолжить чтение »

Слово в Неделю мясопустную, о Страшном Суде

Слово в Неделю мясопустную, о Страшном Суде

Слово Божие изображает будущее блаженство как вечную радость пребывания со Христом в Его Царстве славы, как пир, как пребывание в райских небесных обителях. Но оно также определенно говорит и о вечных мучениях, о геенне огненной. Образ огненной геенны взят с Енномской долины возле Иерусалима, где приносили человеческие жертвоприношения, сжигая их, а также сваливались трупы и всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь.

Продолжить чтение »

О самом важном проявлении любви к умершим

О самом важном проявлении любви к умершим

Все люди, атеисты или верующие, стараются проявить любовь и благодарность к своим умершим близким. Одни проявляют ее в щедрых поминках, другие – в богатых памятниках, третьи – издают посмертные мемуары или каким-то образом продолжают дело усопшего. Но самое главное дело любви к тем, которых с нами больше нет в этой земной жизни, – это, конечно, молитва.

Продолжить чтение »

Комментарий на Всенощное бдение. Часть пятая. Песни священной истории

Комментарий на Всенощное бдение. Часть пятая. Песни священной истории

Пение – это особое состояние человека. Оно естественным образом возникает, когда душу переполняют чувства. Радости, печали, любви к Родине.И совсем особое пение рождает чувство благодарности. Благодарности Богу за то, что мы не одиноки. И это особенно заметно в храме, где столько пения и прочих вещей, пусть и не современных, но находящих тропинку к сердцу каждого из нас.

Продолжить чтение »

Возвращение в отчий дом (Hеделя о блyдном сыне).

Возвращение в отчий дом (Hеделя о блyдном сыне).

В третье воскресение, приготовляющее нас к Великому Посту, мы слушаем чтение притчи о Блудном сыне (Лука 15, 11-32). В притче и в стихирах этого дня говорится о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Нам рассказывается о блудном (морально заблудившемся) человеке, который ушел в "далекую страну" и там истратил все, что он имел. Далекая страна! Это единственное определение состояния человека, которое мы должны принять и усвоить, когда мы приближаемся к Богу. Человек, который никогда этого не испытал, хотя бы только немного, который никогда не почувствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говорит христианская вера. И тот, кто чувствует себя совершенно "дома" в этом мире, кто никогда не испытал мучительной тоски но другой Правде, никогда не поймет, что такое раскаяние.

Продолжить чтение »

На реках Вавилонских. Неделя о блудном сыне

На реках Вавилонских

Три раза в году, а сегодня - в первый, - на всенощном бдении поётся грустная песня, песня тоски и печали, песня скорби и горести. Песня изгнания. Мы с вами, живущие под крышей своего дома, мы с вами, корнями своими, могилами предков своих привязанные к этой любимой нами земле, к нашей родной земле, мы можем только догадываться, каково это: быть изгнанником, беженцем, пленником в чужой стране.

Продолжить чтение »

На реках Вавилонских…

На реках Вавилонских...

Миновало второе воскресение подготовки к Великому посту, в которое читалось Евангелие о блудном сыне. В это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 «На реках Вавилонских«. Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 («Хвалите Имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»). Псалом «На реках Вавилонских» является следующим по порядку в Псалтири. Но по содержанию своему он резко отличается от предыдущих двух.

Продолжить чтение »

Что такое отдание праздника?

Что такое отдание праздника?

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков — 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.

Продолжить чтение »