Главная / Образование / Богослужебный ликбез (страница 5)

Богослужебный ликбез

Неделя святых праотец

Неделя святых праотец

Праотец — один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).

Продолжить чтение »

Гимнография — основные термины

Гимнография - основные термины

Изучение богослужения, по словам выдающегося литургиста, архимандрита Киприана (Керна), должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания. В первую очередь надо ознакомиться с самой гимнографической терминологией.

Продолжить чтение »

Главные слова праздника Благовещения

Главные слова праздника Благовещения

Текст службы Благовещению Пресвятой Богородицы в 2017 году и основные песнопения праздника. В этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на пяток Седмицы ваий. Служба Благовещению Пресвятой Богородицы (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Продолжить чтение »

Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

Шестопсалмием в Православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно исполняемых на утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Этот момент церковной службы выделяется своим "минорным звучанием" [1] и строгостью обстановки: в храме затворяются Царские врата, гасится свет, тушатся свечи; чтец с середины храма, как бы от лица всех верующих, неподвижно стоящих вокруг, произносит слова псалмов — молитву скорби, покаяния и надежды.

Продолжить чтение »

Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

В эту неделю церковные службы заимствуют содержание свое из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа святым женам Мироносицам. Это всерадостное явление Господа было первое, по возстании Его из гроба, и потому прославляется Церковью в настоящее время, как несомненное доказательство Его воскресения.

Продолжить чтение »

Время Церкви: Часы

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Продолжить чтение »

Шестая песнь канона

Шестая песнь канона

Шестая песнь пророка Ионы, молившегося во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу». Обращается к Тому, Коего тридневное воскресение он прообразовал, и просит Его о избавлении от житейских волн и от всех опасностей для нашего спасения.

Продолжить чтение »

Комментарий на Всенощное бдение. Часть пятая. Песни священной истории

Комментарий на Всенощное бдение. Часть пятая. Песни священной истории

Игумен Силуан (Туманов) о каноне на утрени В наши дни поют редко. Уходит такая традиция. Напевают многие, но не поют. Всерьез так, чтобы от души.

Продолжить чтение »

Пятая песнь канона

Пятая песнь канона

Пятая песнь канона — песнь  пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже», воспевающего избавление Церкви от врагов и торжество над самою смертию и молится о благодатном просвещении, о мире Небесном и о других плодах Божественного искупления». (Исход, гл. 26, 9-21).

Продолжить чтение »

Четвертая песнь канона

Четвертая песнь канона

Четвертая песнь  — песнь пророка Аввакума: «Господи, услышах слух Твой и убояхся». Это созерцание славы пришествия Божия, прославление таинства пришествия к нам Сына Божия. (Аввакума, гл. 3, 1-19).

Продолжить чтение »

Комментарий на Всенощное бдение. Часть четвертая. Свет и сумрак

Комментарий на Всенощное бдение. Часть четвертая. Свет и сумрак

Игумен Силуан (Туманов) о шестопсалмии и чтении Евангелия Помню, когда впервые осознанно пришёл на Всенощное бдение в далеком 1984-м году и увидел, что Царские врата в начале шестопсалмия закрываются, а паникадила гасятся, решил, что служба уже закончилась и пора уходить из храма. Хорошо, что было кому меня остановить. Ведь потом, после долгого чтения в сумраке, начинается «самое интересное».

Продолжить чтение »

Комментарий на Всенощное бдение. Часть третья. Благословение

Комментарий на Всенощное бдение. Часть третья. Благословение

Во время богослужения мы часто произносим благословения. Это не просто благие, т.е. добрые слова вообще. Это наши добрые слова, обращенные к Богу. Вы можете спросить: «а зачем столько слов? Разве они нужны Богу?»

Продолжить чтение »

Третья песнь канона

Третья песнь канона

Третья песнь — это песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе». Эта песнь изображает молитвенные чувствования или всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах Своих, или каждой души христианской, просящей себе утверждения в Господе. (1-я Царств, гл. 2, 1-11).

Продолжить чтение »

Комментарий на всенощное бдение. Часть вторая

Комментарий на всенощное бдение. Часть вторая

Ночная молитва издревле вдохновляла тех, кто желал в тишине своего сердца помолиться Богу. С древних времён люди молились по ночам (см. Пс. 62, 7; 87, 2; 91, 3; 118, 55, 62, 148; 133, 1; Пророка Неемии 1, 6), но это было выражением личного благочестия. Лишь с приходом христианства ночные бдения стали широко распространенной формой общественного богослужения.

Продолжить чтение »

Вторая песнь канона

Вторая песнь канона

Вторая песнь составлена по образцу песни пророка Моисея (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой народ и пробудить в нем раскаяние: «Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи  мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: …

Продолжить чтение »