Главная / Образование / Богослужебный ликбез

Богослужебный ликбез

Сретение Господне — история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Сретение Господне - история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Проблема четкого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторые трудности. Безусловно Сретение — двунадесятый праздник. Однако, остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен — к Господским или Богородичным? — поскольку ряд черт, присущих его богослужебному уставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, что он — Богородичный. По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами, праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.

Продолжить чтение »

Служба Сретению Господню. Великая вечерня, лития, утреня и Литургия (текст)

Служба Сретению Господню. Великая вечерня, лития, утреня и Литургия (текст)

Текст службы Сретению Господню в 2019 году и основные песнопения праздника. Служба Сретению Господню (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Продолжить чтение »

Комментарий на Всенощное бдение. Часть четвертая. Свет и сумрак

Комментарий на Всенощное бдение. Часть четвертая. Свет и сумрак

Сумрак в храме не только способствует большей молитвенной сосредоточенности, но и напоминает нам о Ветхом Завете, о тех тысячелетиях, в течение которых люди ждали Боговоплощения, страдали, горько осознавая свою неспособность приблизиться к Богу. Сумрак — это световой жест покаяния, символ того, что без Бога мы обречены блуждать в полусвете собственных мнений и фантазий. Соответственно свет символизирует ясность и красоту пути, по которому всем нам предлагает идти Христос.

Продолжить чтение »

Комментарий на Всенощное бдение. Часть третья. Благословение

Комментарий на Всенощное бдение. Часть третья. Благословение

Бог не имеет нужды ни в чем: ни в нашем пении, ни в красивых словах. Один христианский писатель середины ХХ века предлагает нам такое сравнение. Красивая картина не нуждается в нашей похвале. Но если мы не заметим её красоту, не восхитимся ею, не воздадим должное мастерству художника, мы обкрадём себя, сделаем себя беднее духовно. Так и в нашей жизни. Мы можем не замечать Бога, не благодарить и не прославлять Его за красоту сотворенного мира, за нашу жизнь. Но это не просто обеднит нас духовно, но и не позволит нам стать людьми в полной мере. Прославляя Бога, мы становимся человечнее, а забывая о Нём, больше напоминаем человекообразных животных, живущих лишь инстинктами, борьбой за выживание и смутными надеждами.

Продолжить чтение »

Комментарий на всенощное бдение. Часть вторая

Комментарий на всенощное бдение. Часть вторая

Ночная молитва издревле вдохновляла тех, кто желал в тишине своего сердца помолиться Богу. С древних времён люди молились по ночам (см. Пс. 62, 7; 87, 2; 91, 3; 118, 55, 62, 148; 133, 1; Пророка Неемии 1, 6), но это было выражением личного благочестия. Лишь с приходом христианства ночные бдения стали широко распространенной формой общественного богослужения. Это и не удивительно. Во-первых, на жарком Востоке молиться ночью гораздо приятнее, удобнее, нет изматывающей жары, зноя, слепящего солнца. Во-вторых, что немаловажно в эпоху гонений, собираясь по ночам, в уединенных местах, христиане меньше рисковали быть замеченными, схваченными, убитыми.

Продолжить чтение »

Комментарий на всенощное бдение. Часть первая

Комментарий на всенощное бдение. Часть первая

Что такое Всенощное бдение, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментарии игумена Силуана (Туманова) — Председателя Издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Петропавловского храма в Шуваловском парке. В первой статье цикла рассказывается о самом начале этого богослужения.

Продолжить чтение »

Всенощное бдение

Всенощное бдение

Господь наш Иисус Христос заповедал нам постоянно бодрствовать и молиться. Стараясь исполнить эту заповедь, христиане с древних времён в особо памятные дни совершали богослужение, которое длилось всю ночь, с вечера до утра, и потому получило название всенощное бдение. Главные его части — великая вечерня и утреня.

Продолжить чтение »

Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господне (Богоявление)

В нашем мире все переплетено друг с другом, все взаимосвязано. И потому каждая маленькая капля воды в мировом океане, каждая снежинка (ибо и снег — та же вода), освящаются — по молитве Церкви — всемогущей Божественной Благодатью. Все водное естество вдруг оказывается преображено действием благой и зиждительной Воли Божией. Воля эта есть та же самая, по которой в начале бытия мира Дух Божий, носившийся над еще безжизненными водами неустроенного и хаотичного мироздания, начал свой долгий и непростой труд сотворения всего сущего: космоса, со всей его "мертвой и живой" природой, земли, всех людей.

Продолжить чтение »

Служба Крещению Господню, Богоявлению. Великое повечерие, лития, утреня и Литургия, Великое освящение воды (текст)

Служба Крещению Господню, Богоявлению. Великое повечерие, лития, утреня и Литургия, Великое освящение воды (текст)

Служба Крещению Господню, Богоявлению (Великое повечерие, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. 18 января вечером служится Вечернее богослужение, которое состоит из Великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. Утром 19 января служится Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста. После заамвонной молитвы также совершается великое освящение воды.

Продолжить чтение »

Навечерие Богоявления. Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Василия Великого. Великое освящение воды. (текст)

Сочельник Богоявления

Канун праздника Богоявления — 5 / 18 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова. В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды.

Продолжить чтение »

Рождество Христово

Рождество Христово

Вся радость праздника Рождества может быть выражена в словах: Бог стал человеком, чтобы спасти людей от рабства греху и чтобы восстановить их в некогда утраченном ими достоинстве. При этом Рождество Христово рассматривается церковной богословской традицией не только как день исполнения древних ветхозаветных пророчеств (о чем уже говорилось выше) но и как день возрождения и воссоздания всей вселенной и прежде всего человека — через соединение физического, тварного, материального естества (природы) со своим Богом.

Продолжить чтение »

Служба Рождеству Христову: Всенощное бдение и Литургия (текст)

Служба Рождеству Христову: Всенощное бдение и Литургия (текст)

Богослужение совершается вечером 6-го и утром 7-го января. В 2018 году Рождество Христово приходится на Неделю 31-ю по Пятидесятнице, поэтому совершается бденная служба праздника (по Минее). Воскресная служба Октоиха отменяется. Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Литургия свт. Василия Великого.

Продолжить чтение »

Служба Недели 32-й по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Включает великую вечерню после литургии (текст)

Рождественский сочельник в 2019 году отмечается 6 января. Сочельник – это навечерие (канун) праздника, и богослужение в этот день уже посвящено Рождеству Христову. Но в то же время в Рождественский сочельник принято держать особый пост: до конца вечерни, которая в сочельник обычно служится в первой половине дня, принято воздерживаться от пищи вообще, а традиционная для этого дня еда – сочиво (блюдо из пшеницы или других зерен с медом) или кутья.

Продолжить чтение »

Предпразднство Рождества Христова. Царские часы и изобразительны (текст)

Предпразднство Рождества Христова. Царские часы и изобразительны (текст)

Предлагаем текст службы Царских часов и изобразительных Рождества Христова. Богослужение совершается 4-го января в пятницу утром. Литургии в этот день не положено.

Продолжить чтение »

Рождественские паремии

Рождественские паремии

Каждый год накануне праздника Рождества Христова, в Сочельник, во всех православных храмах прочитываются восемь особых рождественских паремий. Что такое паремия? Откуда появилась традиция таких чтений? В чем заключается смысл тех паремий, которые мы слышим в Сочельник?

Продолжить чтение »