Главная / Великий пост / Сорок воинов Севастии: cвятые безумцы

Сорок воинов Севастии: cвятые безумцы

Он заключил своих воинов в темницу, а те непрестанно молились, укрепляя друг друга в борьбе со страхом. Он расточал перед ними хвалы их молодости и отваге, обещания обеспечить им достойное положение и безбедную жизнь, они – склонив головы, отвечали молчанием. Он призывал присягнуть уже даже не богам, а государственным символам, — они бесхитростно почитали их за идолов, а присягу – за Иудово предательство Христа.

9 / 22 марта, Украинская празднует память святых Сорока Мучеников Севастийских.

9 / 22 марта, Украинская Православная Церковь празднует память святых Сорока Мучеников Севастийских

Великий святой, приравненный к апостолам, в начале IV го века разрешает христианам, до этого безжалостно гонимым, беспрепятственно исповедовать свою веру. Но управление Римской империей не было подчинено ему полностью,  и находились противники, равные Константину по влиянию, видевшие в христианах прежде всего опасных идеологических врагов, достойных преследования и истребления. Таковым был соправитель Константина – Ликиний, готовившийся оспорить его власть, стремившийся очистить свое войско от новоявленных сектантов (христиан), чтобы добиться единомыслия в рядах своих воинов.

В армянском городе Севастии располагалась дружина, состоявшая из сорока каппадокийцев, под начальством Агриколая. Воинская дружина была еще и христианской «братией», однако их предводитель оставался неуклонным язычником, который задался к тому же целью образумить свое войско.

Он заключил своих воинов в темницу, а те непрестанно молились, укрепляя друг друга в борьбе со страхом. Он расточал перед ними хвалы их молодости и отваге, обещания обеспечить им достойное положение и безбедную жизнь, они – склонив головы, отвечали молчанием. Он призывал присягнуть уже даже не богам, а государственным символам, — они бесхитростно почитали их за идолов, а присягу – за Иудово предательство Христа.

Читайте также:  Верный новобранец и отступник император

Для того чтобы разобраться в деле, был послан знатный сановник Лисий: уговоры сменились угрозами. Отступникам озвучен приговор — «побить камнями». Но камни летели мимо; камень, брошенный Лисием, поразил Агриколая прямо в лицо .

В темнице воины явственно слышали голос: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Заврашний день им готовил новые испытания.

Зима для Севастии была холодная, стоял сильный мороз. Пленникам приказали раздеться, и следовать из города к замерзшему озеру, где их оставили под стражей на льду на всю ночь. На берегу была устроена баня, для пущей насмешки над страданиями упорствующих безумцев.

В первом часу ночи, когда холод стал еще страшнее, тела мучеников обледенели, один из сорока сломался и побежал в баню. Но тело несчастного не справилось с желанным теплом – он умер, как только переступил порог источника «губительного тепла». Святитель восклицает о нем: «Жалкое зрелище для праведных! Воин-беглец, первый из храбрых — пленник, овца Христова — добыча зверей. Но еще более было жалко, что он вечной жизни не достиг, и не насладился настоящею; потому что плоть тот час у него рассыпалась от действия на нее теплоты».

Читайте также:  Святые Петр и Феврония

В третьем часу ночи неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. В это время сторожившие мучеников спали, кроме одного темничного сторожа Аглаия. Его не оставляли мысли о случившемся: отделившийся от мучеников погиб, а те остаются живы. Вдруг он увидел свет, исходивших от страдальцев и 39 венцов над их головами. Их не сорок… так ведь один уклонился… и теперь не достает полноты.

Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах у всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин! Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого и эти веруют!» И число их было восполнено.

На следующий день ярость обезумевших властителей повелевала вывести мучеников из озера и перебить им голени молотами. Когда истерзанные тела умерших положили на колесницы и повезли на сожжение, самый юный из воинов Мелитон еще дышал. Его мать, стоявшая среди жаждавшей зрелища толпы, видела это и как им естественным было бы выхватить любимого сына из рук палачей, оставить его в живых: может оправится, может, поймет бессмысленность своих терзаний, отступит, усомнится, пожалеет своей загубленной жизни. Но происходит нечто абсолютно противоречащее здравому смыслу: мать поднимает свое еще живое дитя и кладет его на колесницу рядом с мертвыми товарищами, обрекая его на смерть, телесную смерть. Просит его не бояться и не отступать.

Читайте также:  Преподобный Иов игумен и чудотворец Почаевский

«Она не пролила слезы малодушия, не произнесла ничего низкого и недостойного по времени; но говорит: «Иди, сын, в добрый путь со сверстниками и с товарищами; не отставай от сего лика; не позже других явись ко Владыке», — так представляет это событие Великий.

По преданию, кости святых мучеников после костра остались невредимы, их выбросили в реку, опасаясь почитания святых мощей. Но епископу Севастии Петру было явление мучеников и было открыто, где находятся святые останки. Сопровождаемый верными христианами, владыка Петр вышел в указанное место у реки и увидел, что кости святых сияли в воде, как звезды. Они были собраны и сохранены.

Рекомендуем прочитать:

Рекомендованная статья

17 июля — день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца

17 июля — день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца

Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.