Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Служба Рождеству Христову: Всенощное бдение и Литургия (текст)

Служба Рождеству Христову: Всенощное бдение и Литургия (текст)

Богослужение совершается вечером 6-го и утром 7-го января.

Совершается бденная служба праздника (по Минее).

на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа.

Литургия свт. Василия Великого.

Служба Рождеству Христову: Великое повечерие, утреня, Литургия (текст)

Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос, Спа­си­тель мі­ра, ро­дил­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии в цар­ст­во­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста (Ок­та­вия) в го­ро­де Виф­ле­е­ме. Ав­густ по­ве­лел сде­лать все­на­род­ную пе­ре­пись во всей сво­ей им­пе­рии, к ко­то­рой от­но­си­лась то­г­да и Па­ле­сти­на. У ев­ре­ев был обы­чай ве­с­ти на­род­ные пе­ре­пи­си по ко­ле­нам, пле­ме­нам и ро­дам, вся­кое ко­ле­но и род име­ли свои оп­ре­де­лён­ные го­ро­да и пра­оте­че­с­кие ме­с­та, по­то­му Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва и пра­вед­ный Ио­сиф, как про­ис­хо­див­шие от ро­да Да­ви­до­ва, дол­ж­ны бы­ли ид­ти в Виф­ле­ем (го­род Да­ви­да), что­бы вне­сти и свои име­на в спи­сок под­дан­ных ке­са­ря.

В Виф­ле­е­ме они не на­шли уже ни од­но­го сво­бод­но­го ме­с­та в го­род­ских гос­ти­ни­цах. В из­ве­ст­ня­ко­вой пе­ще­ре, пред­на­зна­чен­ной для стой­ла, сре­ди се­на и со­ло­мы, раз­бро­сан­ных для кор­ма и под­стил­ки ско­ту, да­ле­ко от по­сто­ян­н­о­го ме­с­то­жи­тель­ст­ва, сре­ди чу­жих лю­дей, в хо­лод­ную зим­нюю ночь, в об­ста­нов­ке, ли­шён­ной не толь­ко зем­но­го ве­ли­чия, но да­же обы­к­но­вен­н­о­го удоб­ст­ва – ро­дил­ся Бо­го­че­ло­век, Спа­си­тель мі­ра. «Та­ин­ст­во стран­ное ви­ж­ду и пре­слав­ное, – с уди­в­ле­ни­ем вос­пе­ва­ет Свя­тая Цер­ковь: – Не­бо – вер­теп; Пре­стол Хе­ру­вим­ский – Де­ву; яс­ли – вме­сти­ли­ще, в них же воз­ле­же не­вме­сти­мый Хри­стос Бог» (ир­мос 9-й пе­с­ни ка­но­на). Без­бо­лез­нен­но ро­див­шая Бо­го­мла­ден­ца Пре­свя­тая Де­ва, Са­ма, без по­сто­рон­ней по­мо­щи, «по­вит Его и по­ло­жи в яс­лех» (Лк 2).

Но сре­ди пол­но­ч­ной ти­ши­ны, ко­г­да всё че­ло­ве­че­ст­во объ­я­то бы­ло глу­бо­чай­шим гре­хов­ным сном, весть о Ро­ж­де­ст­ве Спа­си­те­ля міра ус­лы­ша­ли па­с­ту­хи, быв­шие на но­ч­ной стра­же у сво­его ста­да. Им пред­стал Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Не бой­те­ся: се бо бла­го­ве­ст­вую вам ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем, яко ро­ди­ся вам днесь Спа­си­тель, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве», и сми­рен­ные па­с­ты­ри пер­вые удо­сто­и­лись по­кло­нит­ь­ся ра­ди спа­се­ния лю­дей Снис­шед­ше­му до «ра­бия зра­ка». Кро­ме ан­гель­ско­го бла­го­ве­с­тия виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во чу­де­с­ною зве­з­дою воз­ве­ще­но бы­ло вол­хвам-»зве­з­до­слов­цам», и в ли­це вос­то­ч­ных му­д­ре­цов весь язы­че­с­кий мір, не­зри­мо для не­го са­мо­го, пре­кло­нил свои ко­ле­на пред ис­тин­ным Спа­си­те­лем міра, Бо­го­че­ло­ве­ком. Вой­дя в хра­ми­ну, где был Мла­де­нец, вол­хвы «пад­ше по­кло­ни­ша­ся Ему, и от­вер­з­ше со­кро­ви­ща своя, прин­есо­ша Ему да­ры: зла­то и ли­ван и смир­ну» (Мф 2:11).

Читайте также:  Служба праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (текст)

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится:

«Храните, братия, дни праздничные, и во-первых Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: « Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана — в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII — Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII — святые , Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX — преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Читайте также:  Рождество Христово

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока — Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных — до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва из­дре­в­ле при­чи­с­лен Цер­ко­вью к ве­ли­ким дву­на­де­с­я­тым празд­ни­кам, со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, изо­б­ра­жа­ю­ще­го празд­ну­е­мое со­бы­тие ве­ли­чай­шим, все­ра­до­ст­ней­шим и чу­де­с­ным. «Се бла­го­ве­ст­вую вам, – ска­зал Ан­гел виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, – ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем. Яко ро­ди­ся вам Спас, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве. И се вам зна­ме­ние: об­ря­ще­те Мла­ден­ца по­ви­та, ле­жа­ща в яс­лех. То­г­да же вне­за­пу бысть со Ан­ге­лом мно­же­ст­во вой не­бес­ных, хва­ля­щих Бо­га и гла­го­лю­щих: сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зе­м­ли мир, в че­ло­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Вси слы­шав­шии ди­ви­ша­ся о гла­го­лан­ных от па­с­ты­рей о рож­д­шем­ся Спа­си­те­ле, и са­ми па­с­ты­ри воз­вра­ти­ша­ся, сла­вя­ще и хва­ля­ще Бо­га о всех, яже слы­ша­ша и ви­де­ша» (Лк 2:10-20). Так Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, как со­бы­тие вы­со­чай­шее и чрез­вы­чай­ное, со­про­во­ж­да­лось див­ной ве­стью па­с­ты­рям и вол­хвам о все­мір­ной ра­до­сти для всех лю­дей, «яко ро­ди­ся Спас», Ан­гель­ским сла­во­сло­в­и­ем ро­див­ше­му­ся Спа­су, по­кло­не­ни­ем Ему па­с­ты­рей и вол­хвов, бла­го­го­вей­ным уди­в­ле­ни­ем мно­гих, слы­шав­ших сло­ва па­с­ты­рей о ро­див­шем­ся От­ро­ча­ти, сла­вою и хва­лою Его от па­с­ты­рей.

Читайте также:  Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

Со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, от­цы Цер­к­ви в сво­их Бо­го­му­д­рых пи­са­ни­ях изо­б­ра­жа­ют празд­ник Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ве­ли­чай­шим, все­мир­ным и ра­до­ст­ней­шим, таким, ко­то­рый слу­жит на­ча­лом и ос­но­ва­н­и­ем для про­чих празд­ни­ков.

rozhdestvo

Перед началом Великого повечерия торжественно читается иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное, во святый день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Рождества по плоти:

Я возвещаю вам великую радость: сегодня — Рождество Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Возвещайте и вы по всей земле: произросла Ветвь из корня Иессеева, родился Князь міра, Царству Которого не будет конца.

Это — день Рождества Спасителя нашего, предначертанный Промыслом Всевышнего прежде всех веков, Духом Святым предуготовленный. Это — рождение вечного Света во времени, предзнаменованное праотцами, обещанное пророками, ожидавшееся избранным народом, вожделенное для всех творений.

Ныне от Девы-Матери Марии Христос Иисус родился во времени, чтобы нас привести к Отцу вечному. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Ныне воссиял день нового спасения, день, издревле предуготовлявшийся, день блаженства вечного.

Ныне ликуют на небе ангелы, содрогается в преисподней враг рода человеческого, на земле воскресают падшие люди, радуясь о надежде спасения. Посему да ликует святой, ибо приблизился к славе; да радуется грешник, ибо приглашён снискать прощение; да воодушевится язычник, ибо призван к жизни.

Мы празднуем Рождество Христово, начало нашего искупления, возрадуемся все и, присоединяясь к ангельским ликам, воспоём песнь славословия.

Боже, Отче всемогущий, как фимиам возносится к Тебе наша хвала, ибо в Предвечном Слове — Сыне Твоём — Ты возлюбил нас прежде создания міра и Духом Твоим Святым животворишь нас, приобщая нас жизни вечной.

Величаем Тебя, Отче жизни, ибо тайной милосердия Твоего, которую мы исповедуем и празднуем верою, нам даровано спасение; мы обрели закваску нового, искуплённого человечества и семя нескончаемой жизни.

Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господне (Богоявление)

В нашем мире все переплетено друг с другом, все взаимосвязано. И потому каждая маленькая капля воды в мировом океане, каждая снежинка (ибо и снег — та же вода), освящаются — по молитве Церкви — всемогущей Божественной Благодатью. Все водное естество вдруг оказывается преображено действием благой и зиждительной Воли Божией. Воля эта есть та же самая, по которой в начале бытия мира Дух Божий, носившийся над еще безжизненными водами неустроенного и хаотичного мироздания, начал свой долгий и непростой труд сотворения всего сущего: космоса, со всей его "мертвой и живой" природой, земли, всех людей.

Один комментарий

  1. Слава, тебе, Господи! Я помолилась и нашла то, что давно хотела: ТЕКСТЫ БОГОСЛУЖЕНИЯ, в удобном для меня виде и с коментариями и разъяснениями! Спаси, Господи, всех, кто для этого потрудился!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.