Главная / Библиотека / Статьи / Святые / Иоанн Богослов: автор книги, которую не читают в Церкви

Иоанн Богослов: автор книги, которую не читают в Церкви

В Новом Завете есть четыре типа текстов: законоположительные (), исторические (Деяния), учительные (Послания) и пророческие. — единственный автор, написавший три из них: , послания и Апокалипсис. И только написанную им книгу не читают в Церкви за богослужением.

История Христа от Иоанна

За свое Евангелие апостол Иоанн был назван Богословом, а его символом стал орел: подобно тому, как орел высоко парит в небесах, Иоанн в своем Евангелии поднимается до самых высоких религиозных истин.

Иоанн Богослов: автор книги, которую не читают в Церкви

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

— Одно из побуждений, которым руководствовался апостол Иоанн, составляя свое Евангелие, — доказать, что действительно был Сыном Божиим, а не просто одним из пророков или учителей нравственности, противостать возникшим в первых христианских общинах ложным представлениям о том, кто есть Господь наш , — объясняет протоиерей Максим Козлов.

Не случайно оно начинается с определения Иисуса Христа: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

— Эти слова не о достоинстве человеческого языка, не о том, что духовные ценности превалируют над материальными, не о том, что «рукописи не горят» и слово остается в веках, а о том Слове, которое является второй ипостасью Святой Троицы и воплотилось ради нашего спасения, — говорит протоиерей Максим Козлов. — Термин «логос», который стоит в греческом оригинале текста, — это и «слово», и «разум», и «премирное начало». Грекоязычные современники Иоанна Богослова понимали всю полноту его значений. К сожалению, на русский и даже на церковнославянский язык «логос» не переводим столь же многозначным термином. Так что славяне со времени принятия христианства могли уяснить значение этого термина, участвуя в богослужениях и обращаясь к творениям святых отцов.

Читайте также:  Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии (†335)

Иоанн Богослов: автор книги, которую не читают в Церкви

«Логос» —  это и «слово», и «разум», и «премирное начало»

Однако не полемика с первыми еретиками определяет структуру текста.

— Апостол Иоанн писал свое Евангелие, зная другие Евангелия, которые были написаны до него. В значительной мере он ставил задачу восполнить тексты и подробнее написать о том, что в других Евангелиях освещено не было. Именно поэтому оно менее схоже с Евангелиями от Матфея, Марка и Луки, меньше похоже на них, чем эти три Евангелия друг на друга, — разъясняет протоиерей Максим Козлов.

Послания: несколько стихов о любви

Иоанна называют апостолом любви. Прочтя три его послания, нетрудно понять почему: один из главных вопросов для их автора — что такое любовь.

Любовь в посланиях Иоанна — это, в первую очередь, отношения между человеком и Богом.

Любовь — это не страсть, не абстрактное чувство. Она имеет конкретное выражение в поведении человека: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его»[1]. Апостол не уточняет, что в этом выражается любовь к Богу. Жизнь по заповедям — универсальное проявление любви, естественное поведение человека, который с любовью относится к тем, кто его окружает.

Иоанн Богослов: автор книги, которую не читают в Церкви

«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас»

У человека есть два пути: либо грешить и в этом уподобляться диаволу (или «родиться от диавола», «потому что сначала диавол согрешил»[2]), либо не грешить, любить и таким образом становиться подобным Богу[3] («родиться от Бога»). Может быть, сначала это будет непросто, но зато потом, в день Страшного Суда, человек не будет осужден и окажется в числе праведников, потому что ему удалось в обычной мирской жизни поступать так, как поступал Иисус Христос[4].

Читайте также:  Святой апостол и евангелист Матфей

Иоанн пишет и о любви Бога к людям. Прежде всего, она выражается в жертве, принесенной Им за человеческие грехи: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том и любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»[5].

Чтобы ответить на божественную любовь, человек должен полюбить даже не Бога, Которого он никогда не видел, а людей, которые живут рядом с ним. «Бога никто никогда не видел, — пишет апостол Иоанн. — Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас»[6].

Апокалипсис: за богослужением не читать!

Апокалипсис, пожалуй, самая таинственная книга Нового Завета. Словом «апокалипсис» нередко называют последние времена, хотя в переводе с греческого оно значит «откровение» — открытие будущего.

Это единственная пророческая книга в Новом Завете (в Ветхом пророческих книг целых 17). И если книги ветхозаветных пророков читают в Церкви как предсказание о пришествии Христа, Апокалипсис за богослужением не читается никогда.

Иоанн Богослов: автор книги, которую не читают в Церкви

«Апокалипсис — книга таинственная, полнота некоторых его частей откроется в те времена,когда пророчества будут приходить в исполнение»

  — Это происходит по той причине, что Апокалипсис — книга таинственная и, в отличие от прочих, полнота некоторых его частей откроется в те времена, когда пророчества будут приходить в исполнение. И откроются для «малого стада» — тех христиан, которые в Апокалипсисе будут находить опору, чтобы выстоять в последние времена, о которых и пишет Иоанн Богослов, — объясняет протоиерей Максим Козлов. — Апокалипсис — одна из ранних книг Нового Завета. Но сама по себе традиция чтений церковных новозаветных книг имеет более поздний характер. Поэтому мы не можем говорить о некотором отделении Апокалипсиса от других текстов в первые времена существования христианства. Хотя, безусловно, особый статус этой пророческой книги признавался Церковью с самого начала.


[1] 2 Ин. 1, 6.

Читайте также:  Преподобный Ефрем Сирин (†373)

[2] 1 Ин. 3, 8.

[3] А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его . Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2, 3-6).

[4] Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение вдень суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1Ин, 4:16-17).

[5] 1Ин. 4, 9-10.

[6] 1 Ин. 4, 12.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святая великомученица Екатерина

Святая великомученица Екатерина (†312)

Святая Екатерина Александрийская - великомученица III в. н.э. из Египта. Обладала необыкновенной красотой, мудростью, умом. Объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души... Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Позже Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть за свою веру. Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых.