Светлая седмица

Со времен апостольских торжественное празднование христианской Пасхи, подобно ветхозаветной, продолжается целую седмицу. По 66-му правилу VI Вселенского Собора, «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новые (т. е. Фомины) во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя о Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище.» Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому воскресением Иисуса Христа, древние христиане в великий праздник Пасхи простирали руки помощи и благотворения меньшей братии Христовой, как-то: должникам, сирым, нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни святой Пасхи доселе осталось раздавание освященных брашн, обычных продуктов пищи и ден ежных пособий бедным, дабы тем сделать и их в этот светлый праздник участниками радости, которая всегда ест плод милостей и благодеяний.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Во всю Пасхальную седмицу (кончая субботой) начало и конец служб церковных совершается так же, как и в 1-й день.

Примечание. В последовании Пасхи полное облачение иерея на утрене и вечерне указано только на 1-й день; но все дни Светлой седмицы считаются равными. (Цер. Вест. 1895, 21, 1892, 28).

На утрене ирмосы канона поются по 2-жды, тропари — на десять и в конце каждой песни положены два (один на «Слава,» а другой на «И ныне») богородичных (см. их в Ирмология и в последовании утрени недели Мироносиц); «на сходе» поется ирмос 1-жды и 3-жды «Христос воскресе»; при пении канона не бывает после каждой песни ектении и каждения; ектении (и обычные возгласы) полагаются только после 3-й, 6-й и 9-й песен; «Всякое дыхание» и воскресные стихиры на «хвалитех» в разные дни — разных гласов (в понед. — 2-го гл., и далее, по порядку дней, — 3, 4, 5, 6 и 8-го гл.); конец стихир Пасхи, как на вечерне 1-го дня; чтения слова святого Златоуста и христосования не полагается.

Поемые стихиры «на хвалитех» (на утрене), на «Господи воззвах» и «на стиховне» (на вечерне) положены из воскресных стихир Октоиха: в понедельник — 2-го гласа, во вторник — 3-го, в среду — 4-го, в четверток — 5-го, в пятницу — 6-го, а в субботу — 8-го гласа.

Начиная с понедельника, ежедневно, в течение всей Светлой седмицы, после утрени (в приходских церквах, обыкновенно, после литургии) полагается кругом храма крестный ход с хоругвями, иконой Воскресения Христова, иконой Богородицы и, как было сказано, с артосом. «Подобает ведати, говорится в Уставе, яко творим исхождение днесь вне монастыря, предносяще хоругви. В руках же держаще святое , честный креста и иконы Воскресения Христова и Пречистые Богородицы. Поем Пасхи с богородичым, на 8. И катавасия, ирмос тот же. По 6-й песни, последи евангелия глаголем: видевше, 3-жды. Таже стихира: Воскрес Иисус от гроба, 3-жды. Таже 7, 8 и 9-я песни. И прочее молебна,» положенного на святую Пасху.

Читайте также:  Радоница - день особого поминовения усопших

На литургии Евангелие читается обычным порядком диаконом; прокимен, апостол, аллилуиарий и Евангелие в разные дни — различные, по указанию Устава.

На вечерне не бывает чтения Евангелия, и вход совершается не с Евангелием, а с кадилом. Прочее чинопоследование церковных служб остается то же самое, как и в первый день.

Об отверстии царских врат и звоне см. выше.

См. ниже, о Богослужении в пятницу Светлой седмицы.

Если в пасхальную седмицу случится праздник Минеи 23 апр. или храма, то см. в Уст. Мр. гл. 23 апр. и 48 храм, гл.; о днях Высокоторжественных см. ниже.

Относительно того, какое «правило» и какие «входные молитвы» читать в седмицу Пасхи, нужно заметить, что по чинопоследованию пасхального Богослужения седмичные службы, посвященные на каждый день недели особым святым и священным воспоминаниям, не правятся; посему и священнику нет побуждений читать каноны бесплотным силам, Иоанну Предтече и прочие каноны, назначенные Церковью в соответствие с каждодневным Богослужением.

Священнику, готовящемуся к служению во дни святой Пасхи, довольно прочитать с вечера пасхальный канон, вместо канона Иисусу Сладчайшему, — канон ко святому причащению и вечерние молитвы, а утром канон и молитвы ко святому причащению.

Было бы мало уместным и пред самой литургией во дни святой Пасхи вполне вычитывать обычные «входные молитвы.» В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах пасхальных, т. е. после начального возгласа и троекратнаго: «Христос воскресе из мертвых,» читать: «Предварившия утро, яже о Марии,» «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне» и проч., а затем из обычных «входных молитв» неотложно читать: «Пречистому Твоему образу,» «Милосердия сущи источник» и «Господи, ниспосли руку Твою» (Рук. д. с. п. 1885, 3; 1888, 8; Цер. Вест. 1896, 30).

По поводу недоумения относительно каждения в начале служб в пасхальную седмицу должно заметить следующее. Из 50-й главы Устава видно, что утреня и вечерня в понедельник и прочие дни Светлой седмицы должны начинаться так же, как и в первый день святой Пасхи; а в примечании к последованию вечерни первого дня Пасхи о каждении сказано так: «Яко по внегда начати иерею (т. е. после начального возгласа и троекратного пения «Христое воскресе,» когда иерей произносить стихи: «Да воскреснет Бог» и пр.), кадить святую трапезу по обычаю, и весь алтарь. На вечерни, на Господи воззвах, и на утрени, в начале канона, исходит и кадит храм и лики и братию по обыкновенному чину.» Отсюда видно, что как на утрене, так и на вечерне во все дни Светлой седмицы иерей после начального возгласа и троекратного пения: «Христос воскресе,» должен кадить святую трапезу и весь алтарь. У нас обыкновенно так и делается: по начальном возгласе и троекратном пении: «Христос воскресе,&qu ot; на утрене я вечерне всей пасхальной седмицы иерей кадит престол, весь алтарь и иконостас, как внешнюю часть алтаря. Так как и литургия во всю пасхальную седмицу имеет такое начало, как утреня и вечерня, то и на литургии всей пасхальной седмицы, согласно с вышеприведенным примечанием Устава, иерей «по внегда начати» — после начального возгласа и троекратного пения: «Христос воскресе,» произносит стихи: «Да воскреснет Бог,» и кадит святую трапезу, алтарь и иконостас. (Рук. д. с. п. 1889, 9).

Читайте также:  Об акафисте Пресвятой Богородице

В Светлую неделю, но Номоканону при Большом Требнике, «помины не бывают» (п. 169). Под словом: «помины,» в данном случае понимается великая панихида (парастас,) и всенощное бдение (или отдельно совершаемые заупокойная вечерня и утреня) и литургия за упокой (равным образом панихида и лития за упокой), а не поминовение на проскомидии, которое можно совершать повседневно (когда отправляется полная дитургия); поэтому в дни святой Пасхи можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии (см. Цер. Вест. 1895, 47).

По разъяснению некоторых (см. Цер. Вест. 1891, 27), относительно совершения панихид в течение Светлой седмицы Устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их «в притворе храма,» а вовсе не воспрещает совершение их (вне храма). Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и в храме (без совершения заупокойных литургий), «аще случится брату коему отъити ко Господу в сию святую седмицу Пасхи» (см. ниже, о погреб.).

Понедельник.

Апостол. Деян. 1:12-17, 21-26; 2 зач.

Евангелие. Иоав. 1:18-28; 2 зач.

Вторник.

Апостол. Деян. 2:и-21; 4 зач.

Евангелие. Лук. 24:12-35; 113 зач.

Среда.

Апостол. Деян. 2:22-36; 5 зач.

Евангелие. Иоан. 1:35-51; 4-5 зач.

Четверг.

Апостол. Деян. 2:38-43; 6 зач.

Евангелие. Иоан. 3:3-15; 8-9 зач.

Пятница.

В этот день творится память обновления храма Богородицы, называемого Живоносным источником. По сказанию Синаксаря, Живоносный источник (в окрестностях Царьграда) был открыт греческим имп. Львом I, когда он еще был простым воином (в 450 г.). Проходя однажды рощей, окружавшей этот источник, Лев встретид заблудившегося тут слепого, истомленного жаждой и усталостью. Желая подкрепить слепого, Лев пошел отыскивать воду и после долгих тщетных поисков услышал голос, указавший ему на источник. Водой этого источника Лев утолил жажду и открыл зрение слепцу. На этом месте Лев, по восшествии на престол греческий, воздвигнул храм во имя Пресвятой Богородицы, назвав его храмом Живоносного или Живоприемного источника. При этом животворящем источнике получили чудесное многие недужные, о которых упоминает Синаксарь настоящего дня. В песнопениях этого дня, составленных Никифором Каллистом (XIV в.). Живоносный источник прославляется, как приснотекущий источник благодати, многоразлично являемой верующим по мощн ому ходатайству Пресвятой Богородицы. Воспоминая в своих песнопениях чудесные знамения благодати Божией, явленной в минувшие времена при Живоносном источнике, святая Церковь вместе с тем призывает чад своих достойно возвеличить и прославить Деву Богородицу.

Молитвословие дня

Кондак, гл. 8. (По 6-й песне канона).

От неистощимых Ты, Источнике Богоблагодатный, подавши ми, точащи воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова: яко бο Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, водо спасительная.

Богослужебные указания

Для Богослужения в этот день в Уставе положены так же, как и в прочие дни пасхальной седмицы, одни только пасхальные песнопения; но по Триоди Цветной, «любве ради Пресвятая Богородицы,» к пасхальным песнопениям присоединяются в честь Божией Матери: на вечерне и утрене стихиры, на утрене полный канон (с припевом к его тропарям: «Пресвятая Богородице, спаси нас») и на литургии Евангелие и причастен; вследствие этого на вечерне и утрене настоящей пятницы, по последованию Триоди Цветной, поется меньше, чем в прочие дни этой седмицы, пасхальных песнопений (при чем на вечерне поется только одна стихира Пасхи на «И ныне,» на утрене канон Пасхи поется с ирмосами на 8 и его богородичны опускаются).

Читайте также:  Страстная седмица

Апостол. Деян. 3:1-8; 7 зач. и Филип. 2:5-11; 240 зач.

Евангелие. Иоан. 2:12-22; 7 зач. и Лук. 10:38-42, 11:27-28; 54 зач.

Суббота.

Апостол. Деян. 3:11-18; 8 зач.

Евангелие. Иоан. 3:22-23, 11 зач.

В Светлую субботу после литургии бывает раздробление и раздаяние артоса. В монастырях это раздробление и раздаяние артоса бывает в трапезе.

По Дополнительному Требнику, раздробление артоса совершается так: «По божественой литургии, принесену бывшу артосу обычно в трапезу и отпевше 3-жды, Христос воскресе, с поклонением, и прочетшу Отче наш, и трапезу благословившу обычно, диакон глаголет: Господу помолимся, и братия: Господи помилуй, — иерей глаголет молитву сию над артосом: Господи Иисусе Христе Боже наш, хлебе ангельский, хлебе живота вечнаго, сошедый с небесе, напитавый нас во всесветлые сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневного ради и спасительного воскресения, призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси вкушающии от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся, благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальннм Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Братия: Ами нь. Раздробив же артос обычно, раздает всем, прежде обеда.»

Иерей может раздробить артос и «на литургии по заамвонной молитве, и раздавать верующим вместо антидора.» Верующие должны вкушать артос с благоговением как святыню, но не следует вкушению его придавать значение приобщения Святых Таин: христианин должен знать и помнить, что никакая святыня не может заменить пречистого тела и крови Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нет никакой надобности, как делают сие некоторые, хранить целый год артос и, в случае смертной опасности, давать умирающему куски артоса (обыкновенно, вместе с Богоявленской водой), с твердой уверенностью, что на том свете это будет зачтено умершему, как причастие Святых Таин. Приписывать артосу значение, какого он не имеет — запрещено церковной властью (см. Толк. Священнного Синода. 1723, 15 июн.)

Примечание. По Уставу, пение «Христос воскресе» священником положено от недели Фоминой до Отдания Пасхи только перед литургией; перед остальными службами, в тот же период, «Христос воскресе» поется, в начале службы, за возгласом священника певцами по трижды; , свеча и кадило положены лишь для начала службы в самое Отдание Пасхи (Цер. Вест. 1895, 50).


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Димитриевская родительская суббота

Последование богослужения Димитриевской родительской субботы (текст)

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.