Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Преподобная инокиня Кассия

Преподобная инокиня Кассия

На Страстной Седмице в церкви звучат стихиры и ирмосы единственной женщины-гимнографа, чье имя сохранила византийская история — преподобной Кассии Константинопольской. Если бы не предвзятое отношение к женщине в ту эпоху, из-за которого многие творения одаренной монахини приходилось подписывать вымышленными именами или оставлять без подписи, возможно, к наследию Кассии в наши дни относили куда больше произведений.

Ее биография, с одной стороны, отлично укладывается в житийные каноны, а, с другой, служит вызовом и заставляет взглянуть на , святость и смысл жизни женщины-христианки несколько иначе, чем мы привыкли это делать.

Преподобная инокиня Кассия

Монахиня Кассия родилась в Константинополе около 805 года в богатой и знатной семье.

Её отец, по-видимому, занимал придворный чин кандидата и, вероятно, умер до 815 года. Кассия и её мать (имя неизвестно) были иконопочитателями и во время второго периода иконоборчества помогали православным исповедникам. Кассия состояла в переписке с преподобным Феодором Студитом (сохранилось три письма Феодора к ней). У Кассии также была сестра, чьё имя неизвестно.

Кассия получила хорошее светское : если её гимнографические произведения говорят о хорошем знании Св. Писания, то из аллюзий, содержащихся в её ямбических стихах, можно заключить, что она была знакома не только с творениями св. отцов, но и произведениями античных авторов — например, Платона и Ахилла Татия.

Воспитанная в благочестии, красивая девушка отличалась тонким умом и блестящим образованием. Из писем преподобного Феодора Студита к девице Кассии мы узнаем о том, что Кассия и ее мать благотворили преподобному, что девушка претерпела гонения за иконопочитание в царствование императора Льва, и что с юности она стремилась к принятию монашества.

Читайте также:  Чистый Четверг

Преподобный Феодор Студит (759–826) — подвижник и исповедник православной веры, церковный полемист и участник важных церковно-политических событий эпохи. Он родился в Константинополе в христианской семье, получил блестящее светское образование, был ритором и философом. В 22 года принял постриг, основы монашеского подвига постигал под руководством своего дяди монаха Платона в Студийском монастыре. Через несколько лет, по просьбе братии, Феодор стал игуменом Студийского монастыря.

За свою твёрдость и непримиримость Феодор Студит трижды подвергался ссылке. Две первые ссылки были связаны с осуждением разводов и незаконных вторых браков императоров, в третий раз он был сослан императором-иконоборцем Львом Армянином за исповедание догмата о почитании святых икон.

Преподобный много писал, среди его сочинений «Слова» о почитании святых икон, главы о подвижнической жизни; для Студийского монастыря он сочинил Устав, излагающий порядок годовой церковной службы. Поучения, адресованные инокам Студийского монастыря, содержат правила монашеской жизни: послушание игумену, участие в литургической жизни, труд и личная бедность. Согласно этим правилам, монастырь должен быть организованной литургической и трудовой общиной.

В 821 году император Михаил II задумал женить своего сына Феофила. Для выбора невесты во дворец были приглашены одиннадцать красивых девушек, в число которых попала и Кассия. По преданию, мать Феофила, императрица Фекла, дала сыну золотое яблоко, повелев вручить его понравившейся девице.

Красота Кассии поразила будущего императора. Желая испытать ее ум, он сказал: «Не через жену ли произошло зло?», ― намекая на падение прародительницы Евы. Не растерявшись, Кассия с достоинством ответила: «Но через жену же берет начало и лучшее»,― имея ввиду воплощение Спасителя от Девы Марии. Будущий император, посчитав Кассию слишком умной, выбрал Феодору, канонизированную впоследствии Церковью за восстановление иконопочитания.

Читайте также:  О святом апостоле и евангелисте Матфее и его Евангелии

А Кассия, лишившись сомнительной чести быть супругой ревностного еретика-иконоборца, оставила мир и приняла монашеский постриг. На собственные средства она основала в Константинополе монастырь, вызывавший восхищение у современников. Точное местоположение её монастыря не известно; мы знаем лишь то, что он находился в долине реки Ликос; недалеко от старой (до-феодосиевой) стены Города, построенной императором Константином Великим, и вблизи монастыря Св. Дия. Здесь она проводит всю свою жизнь и, «преисполненная мудрости и боголюбия», сочиняет множество богослужебных произведений.

Канон Великой Субботы. Трефолой 1445 г. ГИМ (Син), 872, Л. 106 об.
Великой Субботы. Трефолой 1445 г. ГИМ (Син), 872, Л. 106 об.

В богатой талантами Византии периода расцвета конкуренция между поэтами была велика. Но, несмотря на это обстоятельство, лучших песнопений Великой Субботы не написал никто не только в ту эпоху, но и по сей день. И на самой радостной в году утрене — той утрене, когда первая весть о Воскресении приходит на смену скорби и надгробному плачу по распятому Спасителю, мы вновь услышим именно Кассиины ирмосы.

Древнейшая сохранившаяся славянская Триодь XI–XII вв. РГАДА, Фонд 381 (Син. тип.), № 138. Л. 49, с тропарями Кассии в каноне «Волною морскою».
Древнейшая сохранившаяся славянская Триодь XI–XII вв. РГАДА, Фонд 381 (Син. тип.), № 138. Л. 49, с тропарями Кассии в каноне «Волною морскою».

Пожалуй, самый женский из них, тот, который и однозначно указывает на пол сочинителя, и служит голосом всего женского рода в Церкви — это ирмос 1-й песни «Волною морскою…», в котором далее говорится: «…но мы, яко отроковицы, Господеви поем». Этот ирмос иногда даже называют «феминистическим» — ведь в нем благочестивым «отроковицам» Израилевым противопоставляются нечестивые «отроцы», которые скрыли под землей Бога, спасшего их предков от «гонителя мучителя» фараона. Тем не менее, за двенадцать минувших веков никому в Церкви не пришло в голову вымарать эти «дерзкие» строки цензурой.

Читайте также:  Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

Преподобная инокиня Кассия

На иконах преподобную Кассию обычно изображают со свитком в руках, на котором записана стихира Великой Среды «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…» С этой стихирой связана известная легенда. Император Феофил якобы не мог забыть прекрасную девушку, отказавшуюся стать его женой. Узнав, что она стала игуменьей монастыря, Феофил решил посетить этот монастырь и увидеть Кассию. В это время преподобная писала стихиру о Еве, которая после грехопадения услышала «глас Господа Бога, ходившего по раю». Услышав шаги приближающегося императора и не желая с ним встречаться, чтобы избежать искушения, Кассия оставила стихиру недописанной на словах «шумом уши огласивши…» и скрылась во внутреннюю келью. Феофил вошел в келью, нашел неоконченную стихиру и дописал: «страхом скрыся», намекая на то, что Кассия бежала от его лица, как Ева от Бога. Только убедившись, что император покинул монастырь, Кассия вышла из своего убежища и дописала стихиру до конца.

Преподобная инокиня Кассия

К произведениям преподобной Кассии в настоящее время относят:
— Ирмосы первых пяти песен канона утрени Великой Субботы;
— Стихира на Христово — «Августу единоначальствующу на земли…»;
— Стихира на Святую и Великую среду — «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…»;
— На Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня — «Исаии ныне пророка глас…»;
— На память мучеников Евстратия и иже с ним, 13-го декабря — «Паче еллинских наказаний…».

Память св. Кассии совершается 7/20 сентября, накануне Рождества Богородицы.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Слово в день преставления св. апостола Иоанна Богослова

Слово в день преставления св. апостола Иоанна Богослова

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как огромно, как бесконечно величие апостолов? Задумывались ли над тем, как безмерна была их сила? Задумывались ли над тем, какой огромной силой духа, какой отважностью обладали эти избранники Христовы, эти братья Христовы, эти друзья Его? Задумывались ли над тем, что сердцевед Бог наш избрал учениками Себе тех, сердца которых были самыми чистыми, самыми пламенными, самыми способными вместить всю глубину и все величие учения Христова?