Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Преподобная инокиня Кассия

Преподобная инокиня Кассия

На Страстной Седмице в церкви звучат стихиры и ирмосы единственной женщины-гимнографа, чье имя сохранила византийская — преподобной Кассии Константинопольской. Если бы не предвзятое отношение к женщине в ту эпоху, из-за которого многие творения одаренной монахини приходилось подписывать вымышленными именами или оставлять без подписи, возможно, к наследию Кассии в наши дни относили куда больше произведений.

Ее биография, с одной стороны, отлично укладывается в житийные каноны, а, с другой, служит вызовом и заставляет взглянуть на , святость и смысл жизни женщины-христианки несколько иначе, чем мы привыкли это делать.

Преподобная инокиня Кассия

Монахиня Кассия родилась в Константинополе около 805 года в богатой и знатной семье.

Её отец, по-видимому, занимал придворный чин кандидата и, вероятно, умер до 815 года. Кассия и её мать (имя неизвестно) были иконопочитателями и во время второго периода иконоборчества помогали православным исповедникам. Кассия состояла в переписке с преподобным Феодором Студитом (сохранилось три письма Феодора к ней). У Кассии также была сестра, чьё имя неизвестно.

Кассия получила хорошее светское образование: если её гимнографические произведения говорят о хорошем знании Св. Писания, то из аллюзий, содержащихся в её ямбических стихах, можно заключить, что она была знакома не только с творениями св. отцов, но и произведениями античных авторов — например, Платона и Ахилла Татия.

Воспитанная в благочестии, красивая девушка отличалась тонким умом и блестящим образованием. Из писем преподобного Феодора Студита к девице Кассии мы узнаем о том, что Кассия и ее мать благотворили преподобному, что девушка претерпела гонения за иконопочитание в царствование императора Льва, и что с юности она стремилась к принятию монашества.

Читайте также:  Молитвенная радость праздника Рождества Христова

Преподобный Феодор Студит (759–826) — подвижник и  православной веры, церковный полемист и участник важных церковно-политических событий эпохи. Он родился в Константинополе в христианской семье, получил блестящее светское образование, был ритором и философом. В 22 года принял постриг, основы монашеского подвига постигал под руководством своего дяди монаха Платона в Студийском монастыре. Через несколько лет, по просьбе братии, Феодор стал игуменом Студийского монастыря.

За свою твёрдость и непримиримость Феодор Студит трижды подвергался ссылке. Две первые ссылки были связаны с осуждением разводов и незаконных вторых браков императоров, в третий раз он был сослан императором-иконоборцем Львом Армянином за исповедание догмата о почитании святых икон.

Преподобный много писал, среди его сочинений «Слова» о почитании святых икон, главы о подвижнической жизни; для Студийского монастыря он сочинил Устав, излагающий порядок годовой церковной службы. Поучения, адресованные инокам Студийского монастыря, содержат правила монашеской жизни: послушание игумену, участие в литургической жизни, труд и личная бедность. Согласно этим правилам, монастырь должен быть организованной литургической и трудовой общиной.

В 821 году Михаил II задумал женить своего сына Феофила. Для выбора невесты во дворец были приглашены одиннадцать красивых девушек, в число которых попала и Кассия. По преданию, мать Феофила, императрица Фекла, дала сыну золотое яблоко, повелев вручить его понравившейся девице.

Красота Кассии поразила будущего императора. Желая испытать ее ум, он сказал: «Не через жену ли произошло зло?», ― намекая на падение прародительницы Евы. Не растерявшись, Кассия с достоинством ответила: «Но через жену же берет начало и лучшее»,― имея ввиду воплощение Спасителя от Девы Марии. Будущий император, посчитав Кассию слишком умной, выбрал Феодору, канонизированную впоследствии Церковью за восстановление иконопочитания.

Читайте также:  Неделя Всех Святых (1-я по Пятидесятнице)

А Кассия, лишившись сомнительной чести быть супругой ревностного еретика-иконоборца, оставила мир и приняла монашеский постриг. На собственные средства она основала в Константинополе монастырь, вызывавший восхищение у современников. Точное местоположение её монастыря не известно; мы знаем лишь то, что он находился в долине реки Ликос; недалеко от старой (до-феодосиевой) стены Города, построенной императором Константином Великим, и вблизи монастыря Св. Дия. Здесь она проводит всю свою жизнь и, «преисполненная мудрости и боголюбия», сочиняет множество богослужебных произведений.

Канон Великой Субботы. Трефолой 1445 г. ГИМ (Син), 872, Л. 106 об.
Великой Субботы. Трефолой 1445 г. ГИМ (Син), 872, Л. 106 об.

В богатой талантами Византии периода расцвета конкуренция между поэтами была велика. Но, несмотря на это обстоятельство, лучших песнопений Великой Субботы не написал никто не только в ту эпоху, но и по сей день. И на самой радостной в году утрене — той утрене, когда первая весть о Воскресении приходит на смену скорби и надгробному плачу по распятому Спасителю, мы вновь услышим именно Кассиины ирмосы.

Древнейшая сохранившаяся славянская Триодь XI–XII вв. РГАДА, Фонд 381 (Син. тип.), № 138. Л. 49, с тропарями Кассии в каноне «Волною морскою».
Древнейшая сохранившаяся славянская Триодь XI–XII вв. РГАДА, Фонд 381 (Син. тип.), № 138. Л. 49, с тропарями Кассии в каноне «Волною морскою».

Пожалуй, самый женский из них, тот, который и однозначно указывает на пол сочинителя, и служит голосом всего женского рода в Церкви — это ирмос 1-й песни «Волною морскою…», в котором далее говорится: «…но мы, яко отроковицы, Господеви поем». Этот ирмос иногда даже называют «феминистическим» — ведь в нем благочестивым «отроковицам» Израилевым противопоставляются нечестивые «отроцы», которые скрыли под землей Бога, спасшего их предков от «гонителя мучителя» фараона. Тем не менее, за двенадцать минувших веков никому в Церкви не пришло в голову вымарать эти «дерзкие» строки цензурой.

Читайте также:  «Грядый Господь на вольную страсть»: Страстная Седмица

Преподобная инокиня Кассия

На иконах преподобную Кассию обычно изображают со свитком в руках, на котором записана стихира Великой Среды «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…» С этой стихирой связана известная легенда. Император Феофил якобы не мог забыть прекрасную девушку, отказавшуюся стать его женой. Узнав, что она стала игуменьей монастыря, Феофил решил посетить этот монастырь и увидеть Кассию. В это время преподобная писала стихиру о Еве, которая после грехопадения услышала «глас Господа Бога, ходившего по раю». Услышав шаги приближающегося императора и не желая с ним встречаться, чтобы избежать искушения, Кассия оставила стихиру недописанной на словах «шумом уши огласивши…» и скрылась во внутреннюю келью. Феофил вошел в келью, нашел неоконченную стихиру и дописал: «страхом скрыся», намекая на то, что Кассия бежала от его лица, как Ева от Бога. Только убедившись, что император покинул монастырь, Кассия вышла из своего убежища и дописала стихиру до конца.

Преподобная инокиня Кассия

К произведениям преподобной Кассии в настоящее время относят:
— Ирмосы первых пяти песен канона утрени Великой Субботы;
— Стихира на Христово — «Августу единоначальствующу на земли…»;
— Стихира на Святую и Великую среду — «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…»;
— На Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня — «Исаии ныне пророка глас…»;
— На память мучеников Евстратия и иже с ним, 13-го декабря — «Паче еллинских наказаний…».

Память св. Кассии совершается 7/20 сентября, накануне Рождества Богородицы.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святая великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара (†ок. 306)

Святая Варвара отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Святая великомученица Варвара считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.