Главная / Новоначальным / Основы веры / Заповеди блаженства

Заповеди блаженства

Когда речь заходит о христианских заповедях, под этими словами обычно подразумевают известный всем Декалог из Пятикнижия («Я Господь, Бог твой <…> да не будет у тебя других богов», «не делай себе кумира»; «не произноси имени Господа напрасно» и т.д.).

Однако эти через Моисея были даны народу Израиля еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. В христианстве существует иной кодекс отношений человека и Бога, который принято называть Заповедями блаженства, о которых современный человек знает куда меньше, чем о ветхозаветных заповедях.

Заповеди блаженства

Заповеди блаженства были провозглашены Спасителем во время Нагорной проповеди, они приводятся евангелистами Матфеем и Лукой (см. Мф. 5; 3-12 и Лк. 6; 20-23).

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди,» — говорит Господь (Ин. 14; 15), указывая нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, . Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми. Само слово «блаженство» в данном контексте означает приобщение Богу, Который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо.

Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»… Они были призваны удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер. Но их лишь условно можно назвать заповедями. По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему.

Читайте также:  Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Заповеди блаженства поются на Божественной Литургии во время Малого входа (перед чтением из Евангелия). Остановимся подробнее на их содержании.

«Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное».

Нищии духом — это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это — люди смиренные. Кроме того, блаженство и полнота жизни принадлежат тем, кто ничем не владеет. Это те, у кого ничего нет, а если и есть что-то, то они воспринимают это как дар Божий, а не как свою собственность. Такое отношение к материальному, интеллектуальному и к духовному богатству даёт возможность войти в Царство Небесное.

«Блажени плачущии, яко тии утешатся».

Плачущие (о грехах своих) — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Читайте также:  «Отче наш»

«Блажени кротцыи, яко тии наследят землю».

Кроткие — люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

«Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся».

Алчущие и жаждущие правды — люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) — хлеба и жаждущие — воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут».

Милостивые — люди, имеющие доброе сердце — милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».

Чистые сердцем — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

Читайте также:  Зачем нужен молитвослов?

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».

Миротворцы — люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божьими, и будут особенно близки к Богу.

«Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное».

Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться, бранить, бесчестить), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Кто такие Отцы Церкви?

Кто такие Отцы Церкви?

Святоотеческое наследие - это прямое продолжение учения Христа и апостолов. Писания Отцов Церкви представляются неотъемлемой частью православного Предания. Кто же такие Отцы и Учители Церкви? Чем они отличаются от обычных богословов?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − шесть =