Главная / Библиотека / Статьи / Святые / «Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности» — святитель Иоанн Шанхайский (Максимович)

«Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности» — святитель Иоанн Шанхайский (Максимович)

2 июля исполняется 51 год со дня кончины (и 23 года со дня канонизации) доброго пастыря и заботливого отца русской диаспоры в Шанхае, западной Европе и США — архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича).

Ниже отрывок из речи святителя при наречении его во епископа Шанхайского.

«Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности» — святитель Иоанн Шанхайский (Максимович)

«Аще любиши Мене, паси агнцы Моя, паси овцы Моя»

Иоанн Златоуст, объясняя настоящее место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви Господь потребовал не иного подвига, а именно подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению св. апостола Павла, суть «Богу споспешницы» (1 Кор. 3, 9). Христос пришел на землю восстановить осквернившийся образ Божий в человеке, призвать людей в общение и единение с Богом и, уничтожив разделения людей, соединить их во единого нового человека, едиными усты и единым сердцем прославляющего своего Творца.

Задача каждого пастыря привлекать людей к тому единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздавать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни! Нелегко выполнение сей задачи — приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Часто встречается непонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря, и велика любовь к своему стаду. Все должен быть готов он перенести ради его пользы, и каждая овца его должна найти место в его сердце. К каждой должен он применять соответствующее врачевание, сообразуясь с особенностями характера и обстоятельствами каждого.

… Заботясь о спасении людей, должно применяться к их понятиям, дабы привлечь всякого, подражая в том св. апостолу Павлу, и подобно ему нужно быть способным сказать: «Бых иудеем яко иудей, да иудеи приобрящу, подзаконным яко подзаконен, да подзаконные приобрящу. Бых немощным яко немощен да немощные приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 20, 22).

Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать , не проявляя любовь в делах. Но при том нужно опасаться, чтобы заботы о телесных потребностях ближних не поглотили все внимание пастыря и не шли бы в ущерб попечению о духовных нуждах, помня слова апостолов: «не угодно есть нам, оставльшым слово Божие, служити трапезам» (Деян. 6, 2). Все должно быть направлено к снисканию Царствия Божия и исполнению Христова Евангелия.

Истинное не состоит в умоотвлеченных рассуждениях и учениях, а воплощается в жизни. Христос сходил на землю не для того, чтобы преподать людям новые знания, а чтобы призвать их к новой жизни. К вечной жизни мы приуготовляемся в жизни временной. Обстоятельства и события временной жизни влияют и на духовную жизнь человеческую. Сильные характером преодолевают влияние окружающей среды, а слабые поддаются ему. Сильные духом закаляются при гонениях, но слабые падают. Потому нужно, насколько возможно, создавать условия, в которых бы возможно больше людей могло духовно созидаться.

Пастырю нельзя уклоняться от участия в общественной жизни, но участвовать в ней нужно в качестве носителя Христова закона и представителя Церкви.

Священнослужитель не смеет превращаться в обычного политического или общественного деятеля, забывая главную сущность своего служения и его цель. Христово царство «несть от мира сего» (Иоан. 18, 36), и Христос не устроял земного царства. Не делаясь политическим вождем и не вдаваясь в партийные распри, пастырь может давать духовное освещение явлениям общественной жизни, дабы его пасомые знали путь, которого держаться, и являлись бы христианами как в своей личной жизни, так и в общественной…»

Белград, 27 мая 1934 г. («Церковная жизнь» № 6 1934 г.)

Источник: Пастырь

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга (†969)

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга (†969)

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 4 =