Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 5-я по Пятидесятнице. О добродетели смирения

Неделя 5-я по Пятидесятнице. О добродетели смирения

Мф., 28 зач., 8, 28–9,1

И когда Иисус прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, ? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

В сегодняшнем евангельском повествовании говорится об исцелении бесноватых в стране Гергесинской, или Гадаринской, как называют ее другие евангелисты. Все они описывают один и тот же эпизод, но евангелист Матфей говорит, что бесноватых было двое, а и Лука упоминают только об одном. Почему такая разница в повествованиях, казалось бы существенная?

Человек предубежденный увидит здесь несоответствие и скажет, что Евангелия говорят о событиях вымышленных, потому что разные писатели описывают происходившее по-разному, хотя и претендуют на то, что были очевидцами этих событий или по крайней мере общались с их непосредственными свидетелями. Но дело в том, что один из этих бесноватых, как повествуют евангелисты Марк и Лука, был одержим легионом демонов, то есть в нем находилось огромное количество бесов, которые сами себя назвали легионом. Легион — это подразделение римской армии, которое насчитывало от четырех с половиной до шести тысяч человек. И поскольку римская армия во времена земной жизни Спасителя была самой могущественной в мире, смысл слов демонов был двоякий: «Нас много» и «Мы могучи». Другой же бесноватый по сравнению с ним был, видимо, не столь одержим, может быть, в нем находился один демон, и потому прочие евангелисты опустили повествование о нем как нечто неважное. Исцеления Господом Иисусом Христом бесноватых были столь многочисленны, что не сочли нужным упоминать об одном из таких заурядных случаев и рассказали только о том душевнобольном, в котором был целый легион демонов.

Когда прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов (ст. 28). Под гробами здесь нужно понимать склепы — пещеры, природные или же высеченные в скалах (Иудея — страна гористая). Именно в таких склепах погребали умерших, и вот одно из заброшенных кладбищ, может быть, весьма древнее, стало жилищем двух бесноватых. Они были весьма свирепые, говорится далее, так что никто не смел проходить тем путем (ст. 28). Затем в евангельском повествовании упоминается, что вдали от них паслось большое стадо.

Обратите внимание — вдали, то есть действительно близ этого места никто не смел проходить, потому что бесноватые, видимо, нападали на путников, устрашали и, может быть, даже избивали их. Однако нужно понимать, что расстояние до той местности, где эти бесноватые жили, все же не было слишком большим — можно было увидеть пасущееся вдалеке стадо свиней, то есть там люди все-таки решались заниматься своими делами, в частности пасти свиней. Конечно, как всеведущий Бог Господь знал, что в тех склепах живут бесноватые, может быть, и ученики Его знали, что проходить там опасно, но Господь нарочно пристал к берегу именно там, где находились эти люди.

Читайте также:  Почему Господь Иисус Христос не называл себя Богом

И вот, они закричали: «Что Тебе до нас Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (ст. 29). Демоны, конечно, не знают истины, но как существа духовные чувствуют то, что не видно и не известно людям, душа которых как бы угнетена плотью. Демоны ощутили, что Тот, Кто присутствует рядом с ними, обладает великой благодатью, великой духовной силой, и устами этих бесноватых воскликнули, объявляя свою догадку: «Что Тебе до нас Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас», — то есть «прежде Своего Второго пришествия Ты пришел нас угнетать и истязать». Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (ст. 30-31). Здесь просто упоминается о большом стаде, другие евангелисты говорят, что свиней было две тысячи, то есть стадо было огромным. Демоны были готовы даже перейти из человеческого тела в свиней, только бы остаться на земле и не пойти в бездну. Мы должны очень внимательно рассмотреть это место Евангелия: безусловно, демоны более, чем кто-либо другой, знают, что происходит в адской бездне. Им известны страшные мучения, которым там подвергаются не только души грешников, но и сами падшие духи. Не нужно думать, будто бы демоны, мучая других, сами блаженствуют. Начиная с момента своего отпадения от Бога, они сами пребывают в невыносимых, нескончаемых мучениях, и это страшное состояние сообщают другим, по зависти желая, чтобы и люди подверглись тем страданиям, какие испытывают демоны. Это, собственно, и есть загробное мучение. Не нужно наивно думать, как некоторые невежественные люди, что в преисподней горит вещественный огонь или грешники испытывают какие-нибудь другие вещественные муки, например невыносимый холод. Ощущения там до какой-то степени подобны нашим телесным ощущениям — жжению или замерзанию, но имеют духовное происхождение, их источником являются сами демоны.

Испытывая постоянное внутреннее, умственное беспокойство и мучение, своей могущественной, сверхъестественной силой они воздействуют на человека, желая причинить ему страдания. Демоны, существа крайне гордые, некогда превознесшиеся и пожелавшие стать равными Богу, были готовы перейти в свиное стадо только для того, чтобы не оставлять землю, где они испытывают некоторое утешение, где нет таких страданий и мучений, какие в преисподней терпят и люди, и сами демоны. И Он сказал им: «Идите». И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (ст. 31-32). Обратите внимание, что в Евангелии говорится: Вдали же от них паслось стадо свиней. Вдали — значит в пределах досягаемости человеческого взора, может быть, до них было несколько километров, мы не знаем точно. И вот, представьте себе, что демоны, вышедшие из бесноватых, стремительно преодолели расстояние, отделявшее их от стада свиней, — вероятно, их движение даже ощущалось как некий вихрь или же оно могло быть ощутимо только для души, — и стадо вдруг, без всякой причины взбесилось и бросилось в море.

Вы знаете, что животным свойственен инстинкт самосохранения. Никакое животное никогда не убьет само себя, как делают некоторые отчаявшиеся люди. У человека разум господствует над телом, и мы можем, превозмогая свою природу, совершить поступок как добрый, так и ужасный, отвратительный, вплоть до самоубийства. Но вот это огромное стадо вдруг, ни с того ни с сего, как казалось находившимся там пастухам, бросилось с крутизны в море.

Читайте также:  Неделя святых отец: слово о Ветхом Завете

Смотрите: бесноватых демоны не могли погубить на протяжении долгого времени, стадо же погибло во мгновение ока. Может быть, это произошло потому, что животные не могли вынести присутствия демонов, а может быть, и потому, что для всех демонов, так сказать, не хватило места. Евангелисты Марк и Лука говорят, что в бесноватом пребывал легион демонов, то есть пять-шесть тысяч — обычно легион состоял из шести тысяч человек. Свиней же в стаде было две тысячи. Можно предположить, что каждый демон желал захватить для себя отдельное жилище в одном из животных и между ними произошла борьба. Из-за этого невидимого сражения между падшими духами стадо взбесилось и, в исступлении бросившись с обрыва, утонуло. Может быть, демоны, которым не хватило жилища в этих свиньях, от зависти сделали так, чтобы животные сами себя погубили и никому не достались: «Раз мне нет места в этом животном, пусть и тебе не будет». Если в людях зависть весьма развита, то тем паче в демонах. Среди них нет мира, они ведут между собой непрестанную борьбу, что и видно на примере гибели этого стада, — хотя, конечно, иногда злые существа объединяются.

И Он сказал им: «Идите». И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем и о том, что было с бесноватыми. И вот весь город вышел навстречу Иисусу, и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (ст. 32-34). Эти люди, соблазнившись гибелью своего стада, обратили внимание не на чудо, а только на материальную сторону происшедшего, испугались, что могут лишиться и другого своего имущества, и попросили Господа Иисуса Христа их покинуть. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в свой город (Мф. 9, 1). Смотрите: Господь Иисус Христос пришел в это пустынное место и исцелил этих двух людей, несмотря на то, что, как всеведущий, Он, конечно, знал, какое великое унижение Его постигнет. не погнушался этими людьми, не смутился тем, что придется вытерпеть унижение, но помог им и таким образом подал пример того, как действительно нужно любить ближних: не пренебрегать никаким человеком, если имеешь возможность ему помочь, и не взирать ни на какие неприятности, которые могут за этим последовать.

Только для того, чтобы остаться на земле, демоны хотели войти в свиное стадо. Их имя является синонимом гордости, а сами они — ее изобретателями, потому что гордость — это первый грех, изобретенный дьяволом и сообщенный им всем ангелам, которые пожелали его слушать, приняли его учение и пали, став демонами. И вот, эти крайне гордые существа устремились в свиней, чтоб не возвращаться в адскую бездну, потому что знали, что их там ждет. Как же мы должны быть внимательны к себе, как должны понуждать себя к смирению, быть готовыми на всякое унижение для того, чтобы избежать будущего мучения! Если даже, так сказать, сама гордость пожелала унизиться, чтобы избегнуть страданий хотя бы на некоторое время, то на что должны решиться мы, чтобы избавить себя от вечных мук навсегда? Из этого евангельского эпизода нам необходимо извлечь для себя урок смирения — научиться смирению, как это ни странно звучит, у демонов.

Читайте также:  Радиожурнал – Троицкий Благовестник. Крестовоздвижение

Преподобный Григорий Синаит говорит, что истинно смиренный человек считает себя хуже скотов и даже самих демонов, потому что побеждается ими. Поэтому пусть нам будет уроком поведение этих падших духов, готовых на самое отвратительное унижение, какое только можно себе представить, — на пребывание в свинье, самом мерзком, низком животном, которое является синонимом грязи и низости. Пусть это послужит примером для нас — людей, которые не хотят потерпеть ни малого унижения, ни какого-либо упрека, не хотят сами себя укорять и смирять, но думают о себе высоко, не понимая, что это может привести к вечной погибели.

Мы должны были бы всячески стремиться при помощи смирения искоренить в себе всякую страсть. Но прежде всего нам следует искать смирения, потому что эта добродетель делает человека открытым для действия благодати. Если в нас нет смирения, то прочие добродетели пребывают в нас бездейственными, слабыми, как бы сухими, по той причине, что не получают поддержки свыше. Всякая добродетель заключает в себе две составляющие, два действия: человеческое и Божеское, наше собственное понуждение и Божественную благодать, Божественное действие, или, как говорили древние православные богословы, — синергию, то есть содействие.

Мы должны изо всех сил понуждать себя и в то же время просить помощи у Бога, потому что мы не в силах помочь себе сами. Нужно и Божественное содействие, но оно приходит только к смиренным. Если нет смирения, то как ты ни молись, как ни ищи благодати, — ты ее не найдешь. Благодать приходит не от уединения, не от исполнения большого молитвенного правила, не от другого чего, но единственно от смирения. Если мы и уединяемся, строго постимся и совершаем другие подвиги, то все это делается ради смирения. Уже приобретя его, мы можем получить свыше Божественную помощь, и наша добродетель одухотворится и наполнится внутренней силой.

Смирение — одна из важнейших добродетелей в деле спасения. Другое дело, что его нельзя приобрести, так сказать, одним мечтанием, одним только понуждением себя именно к этой добродетели, не понуждая себя ко всем прочим. В то же самое время, стараясь исполнять то, что нам заповедал в Евангелии Спаситель, мы должны всегда помнить о смирении, потому что только тогда мы получаем помощь свыше. И когда в нас ослабевает усердие к приобретению этой добродетели, нужно напоминать себе о тех ужасных мучениях, невыносимых бесконечных страданиях, которые ожидают в будущей жизни людей нераскаявшихся и о которых свидетельствует и страх самих демонов перед адской бездной.

Вспоминая эпизод, переданный в сегодняшнем евангельском чтении, будем сами себя подбадривать, устрашать и укорять примером демонов, — это не значит, конечно, что мы должны им подражать. Но поскольку демоны сами боятся мучений, то, взирая на них, и мы должны устрашиться будущих мук, которые ожидают в будущей жизни и всех духовных существ, и нас самих, людей падших, если мы не покаемся. Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Трудна кажется нам заповедь о любви к врагам. Как соблюсти ее, если даже на родных и близких мы часто гневаемся и копим на них обиды? Но исполнение этой трудной заповеди необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. Если в сердце человека есть хоть капля ненависти, он не имеет права подойти к Чаше Святого Причастия, ибо не соединится с ним Вочеловечившаяся Любовь, Христос Искупитель.