Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 4-я по Пятидесятнице. О даре веры: исцеление слуги сотника

Неделя 4-я по Пятидесятнице. О даре веры: исцеление слуги сотника

Мф., 25 зач., 8, 5–13

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Многочисленные чудеса и исцеления болящих и страждущих людей Спасителем были описаны в Евангелии, но не в одном из этих евангельских эпизодов не было сказано о том, что Христос удивился чему-либо касающегося человека. Это совпадает с тем, что было сказано о Христе в Евангелии от Иоанна: «знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:23-25).

Однако, в сегодняшнем Евангельском повествовании об исцеления слуги капернаумского сотника, мы услышали нечто, что идёт в разрез с тем, что было сказано в Евангелии от Иоанна. Реакция Христа, которая проявилась в диалоге с сотником, реакция выражавшая удивление, скорее говорит нам не о знании Спасителем того «что в человеке», как пишет апостол Иоанн, а наоборот, Он встретил нечто в человеке, чего не ожидал увидеть. «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.» (Мф. 8:5-12).

На мгновение, может показаться, что Христос не знал о той силе добродетели сотника, которая внезапно открылась Ему. Кажется, что Евангелисты не согласуются друг с другом в описании Спасителя; один говорит, что Христос знал всё «что в человеке», другой же изображает Христа удивленным, как будто не ожидавшим встретить в человеке того, что увидел в сотнике. В поисках разрешения данного затруднения надо отметить, что знание Спасителем человека было двояким, хотя оно и имело отношение к одному и тому же Лицу.

Две природы, нераздельно и неслиянно существующие во Христе, разделяли это знание на абсолютное, относящееся к Его божественной природе, и на испытанное или пережитое, относящееся к Его человеческой природе, взятой от нас. Так вот, выражая удивление словам сотника, выражал удивление от Своего человеческого естества, не ожидая увидеть в язычнике, в римском сотнике, по своим наследственным корням не принадлежавшему к избранному Богом народу Израильскому, не владевшему обширными знаниями Священных Писаний и Божественных Откровений, глубокой живой веры в истинного Бога. Ведь именно такая вера, со временем, способна привести человека к конечной цели его духовного пути, к обожению и единению с Богом. Эта вера в своём совершенствовании зависит не от наших органов чувств, слуха, зрения, и связанных с ними рассудка, чтобы просить для себя знамений и чудес, на что с упрёком обратил внимание Христос в Евангелии от Иоанна: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48). Её составляющие, прежде всего, внутренняя жизнь души с Богом, молитвенное трезвение и мысленное общение с Богом, очищение и пробуждение сердца в ощущении Бога, наполняющего Своим личностным присутствием тебя самого и весь окружающий тебя мир.

Читайте также:  Неделя 37-я по Пятидесятнице. О Закхее

Это ангельская жизнь, которая дана человечеству лишь в Новом Завете, где произошло ипостасное соединение человечества и Бога в Личности Христа. Задатки этой мистической жизни христианской души с Богом, основанной не на бездумном исполнении внешних правил и обрядов, которые по утверждению фарисев и законников считались основой Богопознания, а на живой вере, явно тогда проявились в римском сотнике, что немало и удивило Христа. Иначе, как объяснить это удивление Христа? Не игрой же? «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:10-12).

Отсутствие наследственной принадлежности к избранному Богом Израильскому народу, отсутствие возможности посещать иудейский храм, совершать внешнее обрядовое служение, отсутствие возможности глубокого исследования Священного Писания, что порождало в фарисеях и законниках духовную гордость, открыло в сотнике другие источники для познания Бога, и усовершенствования собственной веры в Него.

Эти источники имели корни в его бытийной зависимости от Бога, его разум познавал истинного Бога не в букве Закона и в исполнении храмовых обрядов, а в смиренном и искреннем молитвенном общении с Невидимым Богом и в уповании на Его волю. О подобном общении с Богом, говорил Спаситель в беседе с самарянкой в Евангелии от Иоанна: «Отцы наши поклонялись на этой горе, – обращается к Господу самарянка, – а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:20-25).

Читайте также:  Слово в Неделю мясопустную (о Страшном суде)

Именно это совершеннейшее общение с Богом, не ведая того, открыл в себе сотник. Став заложником жизненных обстоятельств, ввиду невозможности своего приобщения к Богу посредством обрядовой жизни, он смиренно с постоянством направлял собственную мысль к Истинному Богу. Запечатлевая в своей душе поклонение Богу в духе и истине, он вводил Бога в свою душу и в свою жизнь, заполняя своё сердце, и всё что окружало его, ясным ощущением присутствия Бога, Его Божественных энергий. Бог не был для него буквой, законом или правилом, Он стал для Него живой Личностью, с Которым можно общаться и разделять свою жизнь, в её радостях и скорбях.

В римском сотнике Спасителя удивила новая реакция не свойственная повреждённому грехом человеку. Благодаря своей не испытующей живой вере, сотник восстанавливает в своей душе разорвавшуюся связь человека и Бога. Человек вновь соединяется со своим Творцом, но уже в ином чувстве сердца, в познании того, что он в своём существовании не свободен от Бога, как думал Адам, прельстившийся советом дьявола «вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:7).

Сотник не на миг не сомневается в существовании Бога и в Его всемогуществе, в Его заботе и промышлении о человеке: «Господи! …скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Для него это самая живая реальность, как и он сам, реальность, которую он сравнивает в сердечной простоте со своими собственными действиями как твари: «Господи! … ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». В общении со Христом сотник показал свою веру не в рассмотрении дилеммы о присутствии или отсутствии Бога в его жизни в сложившихся трагических обстоятельствах, а лишь в предании себя воле Божьей и в собственном недостоинстве Божественного посещения: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово…».

Гордый человек в своей жизни ставит себя и свою веру в Бога в зависимость от божественных чудес и высоких откровений для него. Он подобен фарисеям, которые в ослеплении своего сердца претендовали на собственное достоинство таких откровений, что вызвало у Христа справедливое негодование на них: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» (Матф.16:1-5). Смиренный же человек, подобно сотнику, свою глубокую веру в Бога утверждает за границами запросов своего горделивого разума, прежде всего, на пути самоотвержения и предания себя воли Божьей, в чувстве сокрушенного сердца, не находя себя достойным Божьего присутствия в своей жизни и Его помощи.

Если в человеке заложен путь самоотвержения, то он касается не только тех или иных человеческих поступков, за которые человек обвиняет себя, и кается перед Богом за них, но он касается всего человека, всей его личности. Такой человек не желает искать в себе никакой горделивой опоры, ни в хорошем от природы характере, ни в глубоких познаниях, ни в здоровой физической форме. В состоянии полного самоотвержения и даже ненависти к себе, он полагает собственную жизнь со всеми её достоинствами в зависимость от Бога. Евангельские слова, «любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25), имеют прямое отношение к нашему падшему естеству, к его греховному состоянию, замкнутому и закрытому в чувстве общения с Богом.

Читайте также:  Слово о Предтече

Когда мы говорим, что перестали доверять людям, оправдывая себя, что нас столько раз обманывали. Когда мы отчаиваемся в том, слышит ли нас Бог в наших молитвах. Когда нам кажется, что Господь жесток к нам. Это всё говорит о том, что мы ищем не Божью правду, указанную нам в , а свою собственную правду. Наша правда, снова и снова, притягивает нас к защите собственного «я», к нашему самолюбию, которое, по святым отцам, является тем самым корнем нашей греховной жизни и удаления от Бога.

Следует сказать, что стремление человека к Богу, должно быть связано не с тем, чтобы человеку в собственном сознании стать лучше, избавиться от того, что мешает ему спокойно жить на земле, и уж тем более, не с тем, чтобы получить от Бога что-либо временное: работу, семью, деньги и т.п. Стремление человека к Богу должно быть связано с восстановлением и преображением в нас божественного образа, нашей личности в её вечной связи со Христом. Согласно апостолу Павлу, человеку надо «приобрести Христа и найтись в Нём» (Фил.3:9).

В повседневной жизни можно часто встретить иной смысл, связанный со словом «найтись», например, люди говорят, я нашёл себя в этой работе, или я нашёл себя в этом виде спорта, или даже в отношении семейной жизни можно так выразиться. Но если мы нашли себя в том, что временно, то на самом деле мы не нашли себя, а обманулись. Потому как, ни в знании, ни в работе, ни в собственной праведности, ни в другом человеке, мы не сможем найти себя в вечности.

Ведь ничто из этого не способно победить нашу смерть, которая стоит на пути каждого из нас, как печальный финал всех наших земных амбиций и желаний. Возможность победить смерть нам дарована только в Божественной Личности, «во Христе Иисусе, Который — по апостолу Павлу — сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30). Его же мы всегда прославляем с Отцом и Духом Святым в истинной Его Церкви, не только видимой, но и в невидимой, в храме нашей собственной души, соединяясь с Ним в постоянной молитве и, конечно же, в Таинстве Тела и Крови Христовой.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.