Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Понедельник Святого Духа

Понедельник Святого Духа

В следующий за днем Святой Троицы понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, «единого от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну.» Этот праздник был установлен Церковию «ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святые и Живоначальные Троицы,» в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность его с Богом — Отцом и Богом — Сыном.

«Дух Святый, как говорится в Синаксаре, называется Утешителем, потому что может ободрить и успокоить нас; «вместо Христа» мы приняли Его и чрез Христа Его имеем; Он ходатайствует о нас пред Богом воздыханиями неизреченными, как человекодюбец, предстательствующий о нас точно так же, как и Христос, ибо и Сей есть Утешитель. Посему-то Дух Святый называется иным Утешителем; ибо апостол говорит: имеем Утешителя Иисуса к Богу. Иным же назван по единству существа; ибо в одном смысле «иной и иной» мы понимаем о тождественных и соестественных, а слова: «иное и иное,» — о различных естествах. Сей Святый Дух есть едино со Отцем и Сыном во всем; посему Он и совершает с Ними все, и самое будущее , и все, что хочет, творит, освящает, разделяет, обновляет, посылает, умудряет, помазует пророков, короче говоря: совершает все, будучи самовластным, всесильным, благим, праведным, владычествующим. Чрез Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, так как Он — источник освя щения и всякой жизни. Вообще Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения,» исходя от единого Отца.

Читайте также:  Паремии Страстной седмицы

Когда излиялся Дух Святый на всякую плоть, тогда мир исполнился всяческими дарованиями, и чрез Него все народы руководимы были к Боговедению, и всякая болезнь, и всякая немощь изгнаны.»

Молитвословия дня

В службах этого дня песнопения — те же, что и в день Пятидесятницы, кроме поемого на повечерии канона во славу Святого Духа (с припевом к тропарям этого канона: «Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе»). Накануне дня Святого Духа всенощного бдения не положено.

На полунощнице, вместо обычных тропарей и прочих песнопений Часослова, по 1-м «Трисвятом» — , а по 2-м — праздника, и молитва за упокой («Помяни Господи») не глаголется. Для утрени в Триоди Цветной, на ряду, имеются еедалъны и стихиры «па хвалитех.» а прочия неснопения берутся из последования праздника Пятидесятницы, по указаниям Устава (имеющимся и в Триоди Цветной). Эта утреня совершается с великим славословием, но без пения полтелея и чтения Ейангелия; вместо же «Честнейшую» на утрени поется ирмос 9-й песни канона.

Читайте также:  Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

На литургии, на блаженны, положены (на 8) тропари от 3-й и 6-й песен праздничного канона; возглашается (после: «Премудрость, прости»), как и в праздник Пятидесятницы, «входное»(«Вознесися Господи») и поится тропарь, кондак, задостойник и причастен праздника Пятидесятницы; но положены: «Трисвятое» и другие — прокимен («Спаси Господи люди Твоя»), апостол, аллилуиарий («Помилуй мя Боже») и .

Отпуст — тот- же, что и в день Святой Троицы.

Апостол. Еф., 229 зач., V, 8–19.

Евангелие. Мф., 75 зач., XVIII, 10–20.

Праздник в честь Святой Троицы и Святого Духа продолжается во всю «пятидесятную» седмицу.

Во всю эту седмицу «междочасия часов и иже на повечериях певаемый Пресвятыя Богородицы

Во всю седмицу после праздника Пятидесятницы, не исключая среды и пятницы, разрешается вкушение скоромной пищи, посему эта седмица и называется сплошной или всеядной. Седмица эта посвящена в честь Святого Духа, как пасхальная — в честь Сына Божия, — и разрешением поста в продолжение ее Церковь исповедует, что Дух Святой единочестен Отцу и Сыну.

Читайте также:  Объяснение паремий в Богородичные праздники

«Службы святых, прилучившихся в субботу грядущую (в отдание Пятидесятницы) и в неделю Всех Святых, поем единого напреди, а другого в настоящий пяток на повечери.»

О службе Обретения главы Предтечи во вторник, если он случится 26 мая, и в пятницу, если эта пятница случится 23 мая, см. — 3-е обретение главы Иоанна Предтечи.

В субботу празднуется Отдание праздника Троицы. Службы совершаются по тому же порядку, «якоже указася (в Уставе) на Отдание Вознесения Христова,» но только положен «канон праздника, со ирмосом на 8, ирмосы по 2-жды, другий (канон праздника) со ирмосом на 6, ирмосы по 2-жды, катавасия — ирмос 2-го канона: Божественным покровен, оба лика вкупе» («Честнейшая,» как и в праздник Пятидесятницы, не поется).

Отпуст — праздничный; но на нем «поминает иерей святого, егоже есть день.»

Все следующие после Пятидесятницы седмицы, начинаясь понедельником, оканчиваются воскресеньем, и в «Указании апостольских и евангельских чтений церковных» седмица после Пятидесятницы имеет обозначение: «1-я,» седмица после недели Всех Святых (1-й по Пятидесятнице) — «2-я» и т. д.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя Святой Троицы, (8-я по Пасхе), или Сошествие Святого Духа, или Пятидесятницы

Неделя Святой Троицы, (8-я по Пасхе), или Сошествие Святого Духа, или Пятидесятницы

В 10-й день по вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесятницы, в третьем, а по нашему счислению — в девятом часу утра, когда народ обыкновенно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы и все ученики были собраны в Иерусалиме, в горнице (Деян. 1:13), находившейся "на горе Сионской," — "бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну" (как бы от несущегося сильного ветра). "Это не был собственно ветер шумящий, а шум, подобный как бы тому, как бывает от сильного ветра, но без ветра."

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =