Главная / Библиотека / Статьи / Библейский персонаж / Жизнь пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)

Жизнь пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)

Память пророка Исаии 9 / 22 мая

Древние священные историки оставили мало сведений о личной, не общественной, жизни пророка Исаии. Из книги самого пророка известно, что он был сын Амóца. Личность его отца, Амоца, остается вполне неизвестной. Апокрифическое сочинение «Восхождение Исаии» отождествляло отца Исаии с еврейским пророком Амосом.

Жизнь пророка Исайи (VIII в. до Р. Х.)

Того же мнения придерживался Климент Александрийский. Но учители церкви, знакомые с еврейским текстом Библии, отвергали это мнение. Талмудисты присваивали Амоцу и Исаие царское происхождение и первого считали братом царя Амасии. Родство Исаии с царским домом, по мнению некоторых ученых (не вполне справедливому), объясняется близость пророка к царям Ахазу и Езекии. Большинство современных богословов, в связи отсутствием точных исторических сведений, воздерживаются от определения личности Амоца.

Как неизвестно звание отца пророка Исаии, также остается неизвестной жизнь пророка до призвания его на пророческое служение. О ней не сохранилось иудейских преданий. На основании «медицинских познаний Исаии» многие богословы полагают, что пророк получил воспитание в пророческой школе, где, будто, преподавалась медицина. История не подтверждает ни обучения Исаии в пророческой школе, ни тем более медицинского характера преподавания в пророческих школах. Неизвестным остается даже общее количество лет жизни пророка до его призвания. Исторически известно только, что пророк Исаия был призван Господом к своему великому служению в год смерти иудейского царя Озии, который, по общему мнению, выпадает на 758 год до н.э. Пророческое служение Исаии, по свидетельству его книги, было современно правлению иудейских царей: Озии, Иоафаму, Ахазу и Езекии (приблизительно с 758 по 698 гг до н.э.).

Жизнь пророка Исайи (VIII в. до Р. Х.)

За время общественного служения Исаии также мало сохранилось сведений о его частной личной жизни. Несомненно, он вел семейную жизнь: имел жену и детей (Ис 7:3; 8:3) и жил в Иерусалиме Подобно другим пророкам, Исаия имел у себя учеников. Вокруг него собиралась, вероятно, пророческая школа (8:16; 50:4). Живя вне царского дворца. Исаия был близко знаком с жизнью двора. Он составил жизнеописание царей Озии и Езекии и вел летопись иудейских и израильских царей. Он часто приходил к Ахазу и Езекии и, может быть, был воспитателем последнего. Во всяком случае, он был постоянным советником царя Езекии.

Благодаря своему постоянному участию в общественной и даже придворной жизни, Исаия должен был носить обыкновенную мирскую одежду. Исключения делались только по божественному повелению. Вот только какие сведения о домашней жизни пророка Исаии можно приобрести из библейских книг. В этом недостатке сведений виден взгляд библейских историков на значение домашней жизни для служения Исаии. Священные историки и сам пророк Исаия думали, что его великое служение нисколько не зависело от его частной жизни. Сам Исаия смотрел на домашнюю жизнь, как на пособие к общественному служению: «Вот я и дети, которых дал мне Господь. Мы знаки и знамения Израилю». Каково же было общественное служение Исаии?

Рафаэль Санти. Пророк Исайя
Рафаэль Санти. Пророк Исаия

Содержание пророческих речей, сохранившихся в книге пророка Исаии, заставляет думать, что свое общественное пророческое служение Исаия начал вскоре после своего призвания к этому служению. По крайней мере, если не при Озии, то при Иоафаме произнесены Исаией обличительные речи, находящиеся в 2-3 главах его книги. Но кроме этих речей, не осталось положительных сведений о деятельности пророка Исаии при Иоафаме. Пророк Исаия подробнее описывает свою деятельность во время правления Ахаза.

Читайте также:  Пророк Софония

Во время Сирийско-израильского нашествия, в первый год правления Ахаза (739 год до н. э.), пророк Исаия получил от Господа повеление идти со своим сыном на дорогу «к полю Белильщика — там, где начинается водоток Верхнего пруда», возле Иерусалима, и подкрепить малодушного царя. Пророк Исаия предсказал здесь Ахазу, что Сирийско-израильское нашествие не опасно для Иудеи и царского дома. Пророк сравнивал Сирийское и Израильское царства с обуглившимися безвредными головнями. Ахаза и царский дома Давидов Исаия утешал пророчеством об Эммануиле. Но в тоже время Исаия угрожал Ахазу и Иудеям их тогдашними союзниками — Ассирийцами. В уверение царя и народа в исполнении пророчества, Исаия дал символические имена своим детям. Одного сына он назвал «Магéр-Шалáл-Хаш-Баз», предсказывая грозное ассирийское нашествие. Другого сына назвал «Шеáр-Яшýв» предсказывая малого остатка иудейского народа и обращение его к Богу.

Знайте же, народы, и трепещите,
внемлите, дальние страны!
Готовьтесь к бою, трепещите,
готовьтесь к бою, трепещите!
Совещайтесь, но рухнут замыслы ваши,
сговаривайтесь — ничего не выйдет,
ибо с нами Бог!

Вам скажут: «Обратитесь за советом к духам, к умершим, — к тем, кто шепчет и бормочет. Ведь всякий вопрошает своих богов — ради живых просит у мертвых наставления и свидетельства». Вам непременно так скажут. Но в таких словах нет силы.

При преемнике Ахаза, Езекии, пророк Исаия также принимал важное участие в общественной жизни иудейского народа. В начале правления Езекии пророк Исаия открыто восставал против задуманного им союза с Египтом. По мнению пророка, Египет мог принести Иудеям не пользу и помощь, но стыд и бесчестие — он должен навлечь гнев Ассирии на Иудею.

— Горе сынам непокорным!
— говорит ГОСПОДЬ. —
Они исполняют замыслы, которые — не от Меня,
заключают союзы, не внушенные духом Моим.
Так они прибавляют грех ко греху!
Идут они в Египет,
не спросив у Меня совета:
под защитой фараона хотят укрыться,
убежище найти под сенью Египта.
От такой защиты им будет лишь позор,
от такого убежища — только срам!
Вельможи уже прибыли в Тáнис,
посланцы уже в Ханéсе.
Но все они посрамлены будут,
ибо этот народ не сможет помочь им,
ни помочь, ни поддержать не сможет;
их ждет лишь позор и бесчестье!

Вместо подобных союзов, пророк советовал иудеям подкрепить себя верой и надеждой на ЯХВЕ — творца Израиля.

Но вы не обратили взор свой к Тому, кто предрешил все это, не устремили взгляд к Тому, кто задумал это еще в давние времена!

Читайте также:  Пророк Божий Илия

Когда ассирийские войска подступили к Азоту, Исаия получил от Господа повеление ходить нагим и босым три года, в ознаменование того, что египтяне и эфиопляне будет уведены нагими и босыми в ассирийский плен и посрамят иудеев, надеявшихся на союз с ними.

В год, когда военачальник, посланный Саргóном, царем ассирийским, подступил к Ашдóду, осадил город и взял его, — в тот год ГОСПОДЬ сказал Исаие, сыну Амоца: «Сними дерюгу, что на бедрах у тебя, и обувь с ног сними». Исаия так и сделал — стал ходить голым и босым.

И сказал ГОСПОДЬ:

— То, что раб Мой Исаия три года ходит голым и босым, — это знак и знамение о Египте и Куше. Так царь ассирийский погонит плененных в Египте и захваченных в Куше, юношей и стариков, — голыми и босыми, с обнаженными чреслами, на позор Египту! Ужаснутся, опозорены будут те, кто с надеждой взирал на Куш и восхищался Египтом.

Предсказание пророка об ассирийском нашествии исполнилось. В 14 год царствования Езекии, Синнахериб, ассирийский царь, осадил . Благочестивый Езекия послал спросить Исаию об исходе осады, а сам пал в молитве перед Богом. Исаия утешил Езекию предсказанием об отступлении ассирийских войск и их чудесном поражении. Пророчество Исаии исполнилось: 185 000 человек из ассирийского войска пали от руки Ангела. Вскоре после спасения Иерусалима от ассирийцев заболел сам Езекия.

Пророк Исаия получил от Господа повеление сказать Езекии, что его смерть неизбежна и что он должен распорядиться о своем наследстве. Но смирением и слезной молитвой Езекия смягчил гнев Божий, и через пророка же Исаию получил откровение, что болезнь его благополучно минует и он еще будет царствовать 15 лет. За исполнение пророчества Исаии ручалось чудо с солнцем: согласно его предсказанию, солнечная тень возвратились на 10 ступеней по ступеням, вероятно, солнечных часов Ахаза. Исаия приложил пласт из смокв к больному месту, и царь, выздоровел.

Чудесный возврат солнечной тени был замечен вне Палестины. Вавилонский царь, Меродах-Баладан, узнав о причине этого чудесного события, прислал своих послов поздравить Езекию с благополучным выздоровлением. В радости от выздоровления и чести, Езекия показал посольству богатства своей царской сокровищницы. После того, как посольство ушло, Исаия, в своей пророческой речи, раскрыл перед Езекией будущее политическое отношение Иудеи и Вавилона. Он предсказал, что показанные Езекией сокровища будут унесены в Вавилон, будущие сыновья и внуки царя будут служить при вавилонском дворе, хотя сам Езекия не доживет до этого печального времени.

И тогда Исаия сказал Езекии:

— Слушай слово ГОСПОДА Воинств: Наступят дни, когда все, что есть в твоем дворце, все, что собрали доныне твои предки, будет увезено в Вавилон, и не останется здесь ничего, — говорит ГОСПОДЬ. — И некоторые из твоих родных сыновей, что родятся у тебя, будут захвачены и станут евнухами при дворе царя вавилонского.

А Езекия сказал Исаие:

— Слово ГОСПОДА, которое ты мне передал, — это хорошая весть. Он подумал: «Значит, при моей жизни продлятся мир и безопасность».

Читайте также:  Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих

Упоминанием об это событии заканчивают ветхозаветные канонические и неканонические книги описание жизни пророка Исаии. Они умалчивают о событиях в его последующем служении при Езекии; они также умалчивают о смерти пророка. В позднейших иудейских произведениях встречается подробное описание смерти пророка Исаии. В Мишне было кратно упомянуто, что раввин бен Азаи нашел свиток, в котором разрешается спорный между иудеями вопрос о браке. Это известие в гемаре пополнено замечанием, что в том же свитке заключались и сведения о смерти пророка Исаии.

По сказанию этого таинственного свитка (экземпляр, которого, конечно, не найден), Манассия велел умертвить Исаию за следующие богохульства: в законе сказано, что никто не может видеть Господа и оставаться живым, а Исаия говорит, что он видел Господа Саваофа; в законе сказано, что никто не может приближаться к Богу, чтобы призывать Его, а Исаия велел искать и призывать Бога, потому что Он недалеко, и т. п. Когда явились посланные от царя, чтобы схватить Исаию, он призвал имя Божье, и чудесным образом был поглощен кедровым деревом. Царские слуги распилили дерево, и когда дошли до его корня, то удалился дух Исаии (из тела).

То же , с вариацией, сообщает таргум, изданный Ассемани. Когда Исаия убегал от слуг Манассии, преследовавших его за обличительные речи, сухое дерево расщепилось и приняло пророка в свое дупло. Царские слуги разрубили дерево, и нашли на нем следы крови пророка. В апокрифическом сочинении «Восхождение Исаии» смерть пророка освобождена от легендарной, чудесной обстановки. Здесь рассказывается, что Исаия, по повелению Манассии, был перепилен деревянной пилой. Указание на мученическую смерть Исаии богословы видели в послании к Евреям в словах: «перепилены были». Так понимают эти слова Иустин философ, Иероним, Амвросий. Поэтому католическая церковь празднует 6-го июля день мученической кончины Исаии. Гезениус заподозрил достоверность сказания о мученической смерти Исаии при Манассии на том основании, что Флавий, в рассказе о мучениках, пострадавших при Манассии, не упоминает об Исаии. Православная церковь не чествует мученичества Исаии, а потому для нас не обязательно следовать древнему сказанию.

Жизнь пророка Исайи (VIII в. до Р. Х.)

На основании свидетельства Исаии о смерти Синнахериба, случившемся, по общему мнению, во время правления Манассии, можно думать, что пророк Исаия умер при Манассии (ок. 696 года до н. э.). Может быть, Исаия скончался мирно, не мучеником, и потому не был упомянут Флавием.


Тропарь пророка Исаии, глас 2:

Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак пророка Исаии, глас 2:

Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/ всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/ возгласив велегласно концем:/ се Дева во чреве приимет.


Литература:

1. П. А. Юнгеров. Жизнь пророка Исаии и современное ему политическое состояние царств языческих и иудейского

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Пророк Иеремия

Пророк Иеремия (VI в. до Р. Х.)

Пророков подобных Иеремии в среде еврейского народа было немного, и их называли призванными посланниками Бога. Пророки были своего рода «совестью нации»: они прямо говорили соотечественникам об их недостатках и пороках, чтобы те признали свои ошибки, раскаялись и начали вести праведную жизнь. Несмотря на высокий титул божьих посланников, большинство иудеев к пророкам относились враждебно: мало кому понравится, когда его постоянно обличают, да еще и советуют делать совершенно непонятные вещи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =