Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Пятидесятница. День Святой Троицы

Пятидесятница. День Святой Троицы

Происхождение праздника Пятидесятницы — ветхозаветное. Именно древняя еврейская пятидесятница послужила основанием для установления одноименного новозаветного праздника; при этом ветхозаветная пятидесятница понимается христианами именно как древний прообраз Пятидесятницы новозаветной.

Это был момент рождения древней Церкви Израиля, чтившей Единого и Истинного Создателя. Новозаветная же Пятидесятница стала днем рождения уже христианской Церкви, — днем, когда, наконец, пришло во всей своей полноте подлинное духовно-опытное осознание троичности Божества.

Место праздника в границах православного богослужебного года

День Святой Троицы отмечается через пятьдесят дней после Пасхи и через десять дней после Вознесения. Он всегда приходится на воскресный день. Пятидесятница относится к числу Господских двунадесятых праздников.

День Святой Троицы — одно из самых значимых православных торжеств православного богослужебного года.

Ровно через неделю после Троицына дня (на какое бы календарное число он не приходился) начинается один из четырех годичных постов — “Петров пост”, продолжающийся до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня ст. ст. / 12 июля н. ст.).

 Пятидесятница. День Святой Троицы

Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Происхождение праздника Пятидесятницы — ветхозаветное. Именно древняя еврейская пятидесятница послужила основанием для установления одноименного новозаветного праздника; при этом ветхозаветная пятидесятница понимается христианами именно как древний прообраз Пятидесятницы новозаветной. Та первоначальная еврейская пятидесятница была днем, в который праздновалось получение Моисеем на горе Синай «скрижалей» (каменных плит) с записанными на них десятью заповедями — известными правилами верности Богу и уважительного отношения к ближнему. Это был момент рождения древней Церкви Израиля, чтившей Единого и Истинного Создателя. Новозаветная же Пятидесятница стала днем рождения уже христианской Церкви, — днем, когда, наконец, пришло во всей своей полноте подлинное духовно-опытное осознание троичности Божества. Ведь если в день Крещения Христова человечество еще только “со стороны” узнало о существовании Бога-Троицы, то в день Пятидесятницы Христовы апостолы уже — благодаря собственному внутреннему духовному опыту — лично познали совсем неведомое им прежде Третье Лицо Пресвятой Троицы: как сошедшего на них Святого Духа.

Сошествие Святого Духа, в соответствии с новозаветным рассказом, произошло так: при наступлении еврейского праздника пятидесятницы апостолы и сошлись в одном из домов Иерусалима, чтобы исполнить древние иудейские церковные обычаи, пребывая, по словам новозаветного евангельского текста, «единодушно вместе». И вот, весь дом вдруг наполнился странным шумом, похожим на шум сильного ветра, а затем с небес на каждого из присутствовавших спустились пламенеющие огненные языки. Тотчас же они почувствовали, что на них сошла благодать Святого Духа, и из уст их полилась странная, не знакомая даже им самим речь — они вдруг начали говорить на языках тех народов, что населяли в ту пору пределы Римской Империи (см. книгу Деяний святых апостолов 2:1-4).

Духовный смысл праздника

Предощущение познания Бога христианской веры именно как Единой и Нераздельной Троицы коренится в Ветхом Завете; связанный с этим библейский сюжет отражен, в частности, на иконе праздника, в том числе и на знаменитой иконе «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева. Здесь изображены три таинственных Ангела, пришедшие под видом путников к ветхозаветному праведнику Аврааму.

До пришествия на землю Христа, человек, даже почитая Истинного Единого Бога, в то же самое время не знал о Его троичности. Окруженные языческими народами, исповедовавшими множество самых разных, порой очень жестоких демонических культов, древние иудеи твердо и последовательно придерживались истины о единстве Божества. Во многом именно из-за этого мы напрасно станем искать на страницах Ветхого Завета ясных свидетельств о Троице. Лишь смутные, «прикровенные» высказывания древних пророков и поэтов наводят на мысль, что и тогда, еще до Рождества Иисуса Христа, некоторые израильские праведники уже догадывались о существовании в Едином Создателе и Творце Трех Личностей — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Именно об этом свидетельствует посещения Авраама тремя путниками.

Читайте также:  Воскресный Апостол. Неделя 11-я по Пятидесятнице

Авраам, живший у Мамврийской рощи при горе Хобар, сидя как-то жарким днем у входа в свой шатер, увидел вдруг, как к нему приближаются три человека. Заметив их, он вышел им навстречу, поклонился и заговорил с ними. Самым удивительным в этом разговоре было то, что Авраам обращался к этим путникам то как к трем, то как к одному человеку: «Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши…» (см. книгу Бытия 18:1-8).

Православные толкователи этого сюжета утверждают, что именно здесь, в этот миг, человеку (хотя еще и не вполне явно) открывается — в первый раз в земной истории — истина о Боге как Троице, к Которой можно равно обращаться и в единственном и во множественном числе. Потому-то изображение чудесного явления трех путников-ангелов Аврааму и стало иконописным символом Пресвятой Троицы…

Здесь необходимо также коснуться и понимания православными истолкователями смысла события сошествия Святого Духа на апостолов. Ради чего Бог совершает это чудо?

Во-первых, по православному вероучению, Святой Дух — Податель знания о Боге, открывающий людям тайны бытия их Создателя. Именно благодаря Ему человек оказывается способен надлежащим образом познавать Творца, ибо почивающий в нем Святой Дух, учит его этому, подавая истинное богопознание. Ради дарования человеку как раз такого “боговедения” Дух и сходит на апостолов. Как пишет , “надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, чтобы дело боговедения в них достигало все более и более совершенной степени”.

Во-вторых, человек не может достичь духовного спасения лишь собственными силами. Как новорожденному младенцу, для того чтобы ему не умереть, но жить необходима подающая силу его физическому росту пища, так и человеческой душе необходима подающая ей силы для возрастания и укрепления в Боге благодать Святого Духа. Как некогда — в день Пятидесятницы — такая благодать оказалась дарована апостолам, так и ныне, сегодня, в христианской Церкви существует подающее эту благодать особое (одно из известных семи таинств Православной Церкви) — , обычно совершаемое в Православной Церкви непосредственно вслед за таинством крещения. Через помазание особым благовонным составом (он именуется “миро”) частей человеческого тела, на верующего сходит освящающая и преображающая его благодать Святого Духа, равная той, что сошла в день Пятидесятницы на учеников Спасителя. Именно поэтому миропомазания зачастую называют “личной Пятидесятницей” каждого христианина.

История возникновения праздника

Как уже указывалось выше, праздник Пятидесятницы берет свое начало от пятидесятницы ветхозаветной. В древней Христианской Церкви под Пятидесятницей подразумевался как сам этот праздник, так и промежуток времени, отделявший от него Пасху. В III и особенно в IV веке Пятидесятница — это уже повсеместно распространенное торжество, сопровождаемое различными богослужебными обрядами и обычаями. Поначалу (в частности — в Иерусалимской Церкви) праздник Пятидесятницы отмечался в один день вместе с празднованием события Вознесения Господня. После IV века эти праздники уже начали отмечаться отдельно друг от друга. В древней Церкви в этот день совершались массовые крещения. Святитель Иоанн Златоуст пишет об обычае украшать в праздник Пятидесятницы дома христиан зелеными ветвями.

Читайте также:  «Знамение»: новгородская святыня

Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов

Первоначально наиболее торжественно праздник Пятидесятницы отмечался в Иерусалимской церкви. Здесь в различных местах, исторически связанных с теми или иными важнейшими сюжетами Священного Писания, совершались особые краткие богослужения.

В VIII веке преподобными Косьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным были составлены каноны праздника. От IX века до нас дошло полное праздничное богослужебное чинопоследование (в его константинопольской редакции); уже тогда оно было одним из самых торжественных в году. Из других авторов богослужебных текстов праздника следует отметить императора Льва VI (IX век), которому принадлежит одна из стихир на “Господи воззвах”, прекрасно выражающая православное богословие догмата о Пресвятой Троице.

Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство

Пятидесятница — единственный из двунадесятых праздников, который не имеет предпразднства как такового. Вместе с тем, служба накануне Пятидесятницы именуется Троицкой родительской субботой и посвящена поминовению умерших. Таким образом, именно она оказывается полупечальным “сочельником” праздника.

Подобно Рождеству и Крещению, Пятидесятница имеет и второй день праздника — понедельник Святого Духа.

Отдание Пятидесятницы совершается в следующую за ней субботу — накануне Недели всех святых.

Важнейшие черты праздничного богослужения

Устав праздничного богослужения Пятидесятницы довольно своеобразен. Собственно служба Троицына дня строится по вполне привычной схеме праздничного всенощного бдения. Однако к Литургии дня праздника присоединяется вечерня дня Святого Духа, именуемая еще “Вечерней коленопреклонения”.

Дело в том, что по существующему церковному уставу от четверга Страстной седмицы и до дня Пятидесятницы Церковь не благословляет христианам совершать коленопреклоненные молитвы (за исключением преклонения колен на Страстной — перед Плащаницей). Почему устав требует этого от христиан? С одной стороны пасхальный период — период сугубой радости, когда искупленному распятым и воскресшим Иисусом христианину следует ликовать а не уничижать себя.

Но с другой стороны день сошествия Святого Духа на апостолов — это день, когда они подлинно научились тому, как на самом деле им надлежит молиться Богу, прославляя и благодаря Его за ниспосылаемые Им милости. Именно через преклонение колен все верующие в православных храмах в этот день учатся, вместе с апостолами, подобной — совсем новой, смиренной и очень личной, тихой и духовно-глубокой — благодарности Богу за все Его дары. Именно ради этого они и становятся теперь на колени: не столько для покаяния и самоуничижения, сколько в знак кроткого и, в то же время, возвышенного ликования, ради торжества их просвещенности огненными языками Духа.

Итак, на вечерне этого дня все христиане преклоняют колена и выслушивают весьма продолжительные молитвы, произносимые также стоящим на коленях — в Царских вратах — священником; эти молитвы обращены к Лицам Пресвятой Троицы.

Читайте также:  Радиожурнал «ТРОИЦКИЙ БЛАГОВЕСТНИК». ТРОИЦА

Тропарь праздника Пятидесятницы: “Благословен еси Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе”. Перевод тропаря: “Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший рыбаков (большинство из апостолов прежде своего призвания Иисусом были рыбаками) премудрыми через ниспослание им Духа Святого и ими уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе”. Здесь говорится о том удивительном просвещающем действии Святого Духа, которое даже простых рыбаков превратило в людей, способных привлечь к истине Христова учения всю вселенную. праздника: “Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим всесвятаго Духа”. Русский перевод кондака: “Когда Ты сойдя смешивал языки, Всевышний, Ты разделял народы; когда же Ты раздавал огненные языки, Ты призвал всех к единению. И мы в согласии славим всесвятого Духа”.

Этот текст требует специального пояснения. Толкователи Священного Писания весьма часто сопоставляют два описанных в нем события — Вавилонское столпотворение (горделивое строительство древними людьми, обладавшими на тот момент единым языком, огромной башни, которая была призвана достичь престола Всевышнего, “достать” до Самого Бога) и сошествие Святого Духа. По рассказу Библии, разгневавшийся на дерзких строителей-вавилонян Бог, смешал их языки; после этого они перестали понимать друг друга и, прекратив возведение башни, — как символа человеческой гордыни и богопротивления, — рассеялись по всей земле (см. книгу Бытия 11:1-9). В событии же Пятидесятницы, Бог, напротив, дал апостолам дар говорить на языках других народов, чтобы они могли проповедовать по всей вселенной Его Евангелие. В первом случае происходит обособление людей друг от друга, во втором, наоборот, делается первый шаг к достижению духовного единения всего человечества.

Стихиры и каноны праздника также содержат прославление Бога за ниспослание людям дара благодати Святого Духа и за обретение ими подлинных богопросвещенности и богопознания (“Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть”).

Паремии праздника заключают в себе ветхозаветные прообразы новозаветной Пятидесятницы и пророчества о событии схождения Святого Духа на апостолов. Первая паремия говорит об исполнении Духом семидесяти еврейских старейшин во времена Моисея (книга Числа 11:16-17,24-29). Вторая и третья предрекают две стороны благодатного действия Духа, Который некогда снизойдет на людей: обновление физической и духовной людской природы (книга пророка Иоиля 2:23-32) и ту нравственную перемену, которая произойдет здесь с христианами (книга пророка Иезекииля 36:24-28).

Евангельское чтение на утрени (Евангелие от Иоанна 20:19-23) рассказывает о как бы “предварительном” даровании Христом, по Его Воскресении, апостолам Святого Духа — через дуновение. Такое дарование дало ученикам Спасителя духовную силу священнодействовать.

Апостольское чтение на Литургии содержит рассказ о самом событии Сошествия Святого Духа (книга Деяний святых апостолов 2:1-11).

Евангельское чтение на Литургии (Евангелие от Иоанна 7:37-52; 8:12) также содержит обетование Христа о скором ниспослании всем “духовно жаждущим” утоляющей их благодати Святого Духа; эта благодать, в свою очередь, должна излиться — через воспринявших ее христиан — и на весь мир.

Петр Юрьевич Малков,
кандидат богословия, доцент ПСТГУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Собор архангела Гавриила

Собор архангела Гавриила

Второе место в ряду Ангелов, после Архангела Михаила, принадлежит Гавриилу, имя которого означает «Крепость Божия». Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем Всемогущества Божия.