Главная / Библиотека / Статьи / Библейский персонаж / Пророк Иеремия (VI в. до Р. Х.)

Пророк Иеремия (VI в. до Р. Х.)

Память святого пророка Иеремии Православная Церковь отмечает 1 / 14 мая

Почему начинается война или наступает экономический кризис? Историки и экономисты назовут множество причин, а вот ветхозаветные пророки обратят внимание на одну-единственную — нравственное состояние людей.

Пророк Иеремия

Имя Иеремия в переводе с еврейского языка означает – возвышенный Богом.

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих пророков, сын священника Хелкии, родился в городе Анафофе. Город Анафоф был в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима.

К пророческому служению он был призван на 15-м году своей жизни. Предызбран и предназначен Иеремия к пророческому служению был еще прежде своего рождения, как сказал о том Сам Господь: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 4-5). Иеремия отказывался от пророческого служения, указывая на свою молодость и неимение дара слова, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его; «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить, и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1, 9-10).

Пророков подобных Иеремии в среде еврейского народа было немного, и их называли  призванными посланниками Бога. Пророки были своего рода «совестью нации»: они прямо говорили соотечественникам об их недостатках и пороках, чтобы те признали свои ошибки, раскаялись и начали вести праведную жизнь.

Несмотря на высокий титул божьих посланников, большинство иудеев к пророкам   относились враждебно: мало кому понравится, когда его постоянно обличают, да еще и советуют делать совершенно непонятные вещи!

Святой пророк Иеремия начал свое пророческое служение в 630 году до Рождества Христова при израильском царе Иосии и пророчествовал более 40 лет. Цель пророчества пророка Иеремии – обращать отступивший от Иеговы к Богу, зная хорошо, что его призывы к покаянию останутся безрезультатными.

Он должен был постоянно говорить о страшной опасности, угрожающей иудейскому государству, и оставаться непонятным никем, потому, что его не хотели понять. Он очень страдал, видя непослушание народа, который он любил и которому, однако, не мог помочь. То обстоятельство, что Господь не желал даже принимать его молитв за иудейский народ (Иер. 11,14; 14,11; 18, 20) и неприязненное отношение к нему всех иудеев, даже родных – все это доводило пророка до отчаяния и он думал только о том, как бы ему уйти в далекую пустыню, чтобы там оплакивать участь своего народа (Иер. 9,1; 13,17).

Читайте также:  Воздвижение Креста Господня

Пророк Иеремия

Но слова Божии в его сердце горели как огонь и просились наружу – он не мог оставить своего служения (Иер. 20, 7-12), и Господь твердою рукою продолжал вести его по избранному пути. Среди пророков никто не был по своей жизни и страданиям более рельефным прообразом Христа, чем Иеремия.

Пророк Иеремия должен был возвещать суд, потому его книга справедливо названа в Талмуде – “Книга угроз”.

Пророк Иеремия предвещает суд Божий на народ иудейский за отступление от истинного Бога Иеговы к другим богам — Ваалу, Молоху, Ашере-Астарте и т.д., а потом и в собственном смысле служению идолам.

От евреев требовалось только одно — доверие к данным Богом заповедям и выполнение этих несложных жизненных правил: не убивай, не кради, уважительно относись к родителям, не лги на суде… К чему нужны были пышные богослужения и сложные обряды, если в сердцах евреев не было искренней веры и мира?

Евреи вырезали из дерева и камня многочисленных идолов, тратили деньги на жертвы божествам разных народов и вместо тихого домашнего мира стремились к политической власти.

В то время на Востоке было три мощных державы: , и Египет. Эти военные гиганты боролись между собой, а маленькое еврейское государство (разделенное на Северное — и южное — Иудею) вынуждено было находиться под властью того, которое становилось лидером.

С самого начала своей проповеди Иеремия говорил, что победа будет за Вавилоном, а многих иудеев угонят в плен на 70 лет. Немногие поверили в победу молодого Вавилона, однако он действительно сокрушил сначала Ассирию, а потом Египет.

Пока шли войны между этими тремя державами, иудейские правители делали попытки сохранить независимость, но безуспешно. Когда же верх одержал Вавилон, Иеремия прямо заявил, что дело еврейского народа — не война и не политические интриги, а стремление к нравственной жизни и чистой вере. Если политически евреи подчинятся Вавилону, в этом не будет ничего страшного. Зато они сохранят свои традиции и все равно останутся евреями. А вот если они предадут веру отцов, откажутся от Бога и нравственно подчинятся вавилонянам, это будет настоящая катастрофа.

Пророк Иеремия

Свои соображения Иеремия продиктовал своему ученику Варуху, и тот зачитал их в присутствии иудейского царя Иоакиму. Царь был взбешен: ему предлагают сдаться на милость врага и где-то там подпольно читать молитвы, славить Бога? А как же честь полководца? Да этот Иеремия — предатель, агент Вавилона! И Иоаким сжег послание Иеремии, а его самого приказал заковать в колодки и поставить у позорного столба.

Читайте также:  Мария Египетская

Несмотря на это Иеремия продолжал, обращаясь к Иоакиму, а после смерти царя к сыну и наследнику его  Иехонии, настаивать на том, чтобы Иудея сохраняла политическую верность Вавилону. Изображая предстоящее иудеям рабство царю Вавилонскому, Иеремия, по повелению Божию, надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Он останавливался в воротах города или у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить. Как вавилонского шпиона его заточили в тюрьму. Тем временем иудейские правители пытались изыскать возможность добиться для своего государства независимости (хотя и в тюрьме Иеремия упорно твердил, что главное — внутренняя свобода).

Как и предсказывал пророк, иудеев постигла катастрофа. Навуходоноссор с многочисленным войском осадил . В 586 году вавилоняне пробили брешь в городской стене, ворвались в город, разрушили Храм и дома. Пока длилась блокада Иерусалима и после, когда многих его жителей угнали в плен (который, как и предсказывал пророк, продолжался 70 лет), в городе был такой голод, что женщины варили и ели своих детей.

Франческо Хайес. «Разрушение Иерусалимского храма»
Франческо Хайес. «Разрушение Иерусалимского храма»

Пророку Иеремии Навуходоносор разрешил остаться на родине. Картина разрушенного Иерусалима поразила Иеремию. С детства он видел очертания этого прекрасного города, живя всего в 4-х км от городской стены. С юности ходил по его улицам и со слезами на глазах пытался втолковать своим согражданам самые простые истины. И вот теперь он увидел, как этот город был разрушен руками врагов, словно пышная виноградная кисть, растоптанная загорелыми ногами винодела.

В отчаянии он излил свою боль по разрушенному Иерусалиму в поэтическом тексте, который в Библии носит название «Плач Иеремии».

Плач Иеремии
Плач Иеремии

Пророчества и поучения Иеремии, произнесенные им в разное время, были собраны, по всей вероятности, его учеником и секретарем Варухом и объединены в одну Книгу пророка Иеремии.

Среди всех прочих предсказаний в этой книге есть следующее:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый завет — не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской; тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (31:31-33).

Читайте также:  Церковь отмечает память апостола Филиппа

В православных храмах этот отрывок из Книги пророка Иеремии читают на .

Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против Вавилона. Боясь ответственности за беспорядки, многие иудеи бежали в Египет. Вместе с собой они насильно увели и пророка Иеремию. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта,  в Тафнисе, нынешнем Тель-Дефенне, на восточном берегу Нила.  Существует , что в Египте пророк был побит камнями своими соотечественниками и что через 250 лет Александр Македонский перенес его мощи в город Александрию.

Пророк Иеремия предсказал, что Господь не уничтожит некогда заключенный Им с Израилем и Давидом завет, но придаст ему более величественный вид (Иер. 33, 20-26). Этот Новый Завет, к которому Иеремия стремился всею душою своею, он имел мужество поставить выше Ветхого.

По преданию, пророк Иеремия взял Ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.

В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: «И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф. 27, 9-10).

Святой пророк Иеремия оставил две книги – «Книга пророка Иеремии» (52 главы) и «Плач Иеремии» (5 глав), а также «Послание Иеремии» (1 глава).

О временах, когда жил и пророчествовал Иеремия, говорится в 4-й книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев (2).


Пророк Иеремия

Тропарь пророка Иеремии, глас 2

Пророка Твоего Иеремии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Иеремии, глас 3

Очистив духом, великий пророче и мучениче,/ твое светозарное сердце,/ славнее Иеремие,/ пророчествия дар свыше приял еси/ и возопил еси велегласно во странах:/ се Бог наш, и не приложится ин к Нему,/ Иже, воплощся, на земли явился есть.

,

Величаем тя, пророче Божий Иеремие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча, - сын священника Захарии и Елизаветы. Родился в Хевроне. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи.