Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Отдание праздника Пасхи

Отдание праздника Пасхи

В среду бывает Отдание праздника святой Пасхи, т. е. заключение празднования Воскресения Христова.

Богослужение этого праздника совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон.

Начало всех этих служб бывает то же самое, как и в Светлую седмицу: «с кадилом и со свещею» и обыкновенно также и с крестом, при отверстых царских вратах, с пением тропаря: «Христос воскресе,» со стихами: «Да воскреснет Бог.»

Вечерня (накануне среды) совершается вседневная; на ней после пения: «Христос воскресе,» читается предначинательный псалом (103-й), далее следует великая ектения, обычная кафизма и проч. (входа, и ектении: «Рцем вси,» не положено); «на стиховне» поется одна воскресная стихира 5 гласа и потом стихиры Пасхи (« священная») «с припевы их;» в конце последней (поемой на «Слава» и «И ныне») стихиры («Воскресения день, и просветимся торжеством») поется: «Христос воскресе,» 1-жды; в конце вечерни «обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресни из мертвых, и святого дне поминает.»

На повечерии «по Достойно, и по Трисвятом, кондак слепого, «Слава» и «И ныне» — Пасхи: Аще и во гроб.»

«Полунощницу же поем по обычаю с кафисмою;» на этой полунощнице, вместо обычных тропарей и прочих песнопений, по 1-м «Трисвятом» положен воскресный («Собезначальное Слово»), «Слава» и «И ныне,» богородичен этого тропаря («Радуйся двере Господня»); по 2-м «Трисвятом» — кондак Пасхи («Аще и во гроб»); «молитвы же, Помяни Господи в надежди, не глаголем.»

Читайте также:  Литургия преждеосвященных даров - история и смысл

Относительно начала утрени в Уставе так говорится: «на утрени начало творит священник: Слава Святей и Единосущней, по обычаю, с кадилом, и со стихи, яко изобразися на вечерни, и потом глаголет настоятель или чтец: Слава в вышних Богу, и шестопсалмие по обычаю;»после следующих за шестопсалмием великой ектении и возгласа поется: «Бог Господь» (на 5-й глас), воскресный тропарь («Собезначальное Слово») 2-жды, «Слава» и «И ныне,» богородичен этого тропаря, и стихословятся рядовые кафизмы с малыми ектениямн и седальнами после них; затем следует, (полиелея и чтения Евангелия не положено) обычное во все дни с недели Антипасхи — « видевше,» 1-жды, 50-й псалом и каноны; канонов положено три: Пасхи — со ирмосом (без богородичнов) на 6 (ирмосы по 2-жды), недели Слепого — на 4 и преднразднства Вознесения — на 4; катавасия — та же, что и в неделю Слепого: «Спасителю Богу;» после шестой песни, как на утрене пасхальной, — кондак и икос пасхальные; но 8-й песни, как и ео все предшествующее воскресные дни, Богородице песнь оставляется, но 9 песнь поется с запевами, как на Пасху; «к тропарем же канонов слепого и предпразднства глаголем стихи песней» Священного писания; после катавасии 9-й песни («Тя паче ума») — екзапостиларий Пасхи («плотию уснув») 2-жды, а в 3-й раз екзапостиларий из последования недели о Слепом («Умные мои очи»); хвалитных стихир 8:4 недели Слепого и 4 стихиры Пасхи («Пасха священная»), которые так же, как и на вечерне, заканчиваются, после стихиры на «Слава» и «И ныне» («Воскресения день»), пением: «Христос воскресе,» 1-жды; после этого поется великое славословие; конец утрени — обычный воскресный; отпуст — так же, как на вечерне.

Читайте также:  Всенощное бдение

Часы «глаголем трипсалмии.»

На литургии положены на блаженны тропари 3-й песни канона Пасхи и 6-й песня канона недели Слепого. каждая на 4 (сн. в Уст. Мр. гл. 8 мая); по входе — тропарь воскресный 5го гл., на «Слава» — кондак недели Слепого, на «И ныне» — кондак Пасхи; прокимен. аллилуиарий, задостойник и причастен — Пасхи; в конце литургии — так же, как и в предшествующее дни; отпуст положен «Пасхи со крестом,» т. е. так же, как указано в самую Пасху; при чем такой отпуст в Отдание Пасхи бывает только после литургии; после отпуста святой дается для лобзания.

Αпостол. Деян. 18:22-28; 41 зач.

. Иоан. 12:86-47; 43 зач.

В Отдание Пасхи снимается с престола плащаница. По разъяснению «Цер. Вест-ника,» при отсутствии прямых указаний относительно того, когда следует, с наступлением праздника Вознесения Господня, убирать плащаницу с престола, — всего целесообразнее поступает большинство священников, которые уносят плащаницу вместе с прекращением пасхальных песен, т. е. на 9-м часе; делать при этом из снятия плащаницы особенное символическое священнодействие будет произволом (Цер. Вест. 1889, 10). По разъяснению «Цер. Ведомостей,» «плащаница в Отдание Пасхи снимается с престола и полагается священнослужителями в гробницу после литургии, но тоже без особых молитвословий и подобно тому, как в Великую пятницу полагалась на престоле» (Ц. Вед. 1897, 14; см. также 1898, 24).

Читайте также:  Преображение Господне

С этого дня прекращается пение в воскресные и седмичные дни всех указанных выше пасхальных песнопений, поемых только кончая Отданием Пасхи.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Евхаристический канон

Евхаристический канон

Тайная вечеря Спасителя и апостолов осталась бы такой же ветхозаветной Пасхой с ее благодарением за исход, если бы Господь, идущий, как кроткий и чистый агнец, на добровольную смерть, не добавил к ее древнему чину несколько слов, наполнивших древний иудейский обычай новым, всемирным по своему масштабу смыслом. С тех пор мы получили возможность ежедневно благодарить Бога за спасение теперь уже не одного народа, но всего человечества, совершившееся по Его неизреченному человеколюбию через вочеловечение и самопожертвование Его Божественного Сына.