Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Неделя о самаряныни (5-я по Пасхе)

Неделя о самаряныни (5-я по Пасхе)

В пятую неделю вспоминается беседа Иисуса Христа с женщиной самарянской (см. о ней 20 мар.). Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, вспоминается в настоящую неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане её, самаряне, убедились, что беседовавший есть воистину Спас мира — Христос (Иоан. 4:41-42).

Черты указанной беседы, служащей предметом Евангельского чтения, вспоминаются в тропарях канона и стихирах утрени настоящей недели, а потому неделя эта и называется неделею о самарянке. В лице женщины самарянки святая Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божию, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном. Женщина самарянка, «терпящи зной премногих страстей,» все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась обрести Спасителя, «седяща на кладязи.» «Хотя привлещи воистинну уловляему от сопостата врага и напоити ю водою живою,» удостоил женщину самарянку беседы с Ним, и во время этой беседы, напоминанием этой женщине об её греховной жизни возбудив в ней искреннее раскаяние во грехах, Он соделал ее способною понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжег в её сердце пла менное желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую,» «юже пивши,» самарянка «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека.»

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 10

Всем этим и внушается нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим святой истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а чрез них и спасение других. Кроме того, благовествуя нам в настоящий воскресный день в Евангельском чтении изложенное Спасителем в беседе с самарянкой Его учение о поклонении Богу духом и истиной (Иоан. 4:23-24), святая Церковь учит нас, как мы должны молиться Богу, чтобы наша молитва была угодна Ему и спасительна для нас.

Молитвословия дня

Тропарь воскресен, гл. 4.

Светлую воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мирови велию милость.

Кондак, гл. 8.

Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еяже напившися обильно, царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.

Утреннее . 7-е.

Иоан., 20:1–10; 63 зач.

Апостол.

Деян. 11:19-26, 29-30; 28 зач.

Евангелие.

Иоан. 4:5-42; 12 зач.

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 22

На вечерне (на понедельник), по указаниго Устава, поются стихиры «на стиховне» Триоди, но это — «стихиры Осмогласника» (только напечатанные в Триоди на ряду).

Служба о самаряныни продолжается в следующио седмичные дни, попеременно с праздником Преполовения, так как содержанием песнопений служит один и тот же предмет — источник вечной жизни, учение Христово: в понедельник, вторник и среду поется служба Преполовению, а в остальные дни — самаряныни.

В среду той седмицы празднуется Отдание Преполовения. Накануне этой среды вечерня совершается вседневная, и на ней поется «возследоваиие праздника» (Преполовения) «непременно (без перемен), кроме входа и паремий» (а также и ектении: «Рцем вси,» и проч. особенностей великой вечерни).

Повечерие (с пением на нем из Минеи службы рядового святого, вспоминаемого в день Отдания Преполовения), полунощница и с пением великого славословия утреня (на которой положена катавасия: «Море огустил») совершаются так же, как и в самый день Преполовения. На литургии положены на блаженны тропари 9-й песни (на 8) обоих канонов утрени; Апостол и Евангелие — дне; прочее, как в праздник Преполовения, и вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем.»


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 1 по 14 августа ст. ст. (или с 14 по 27 августа н. ст.).