Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Ин., 34 зач., 9, 1–38

И, проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это . Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

В пасхальный период Святая Церковь нам предлагает слышать евангельское чтение от апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Эти священные повествования, переданные нам любимым учеником Господа Иисуса Христа, раскрывают высокую духовную суть учения Спасителя нашего. от Иоанна особенно обращает внимание слушающих и читающих его на духовное содержание не только слов Христовых, но и поступков Господа нашего.

Читайте также:  Неделя 15 по Пятидесятнице. Наибольшая заповедь в законе

Чудеса, которые совершал , — это было явление Его Божественной любви людям, ради которых Он и пришел в мир. Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа была светом Его любви к нам – недостойным его любви.

В жизни считается, что любовь нужно чем-то заслужить: хорошим поведением, хорошим отношением, красотой, умом, талантом каким-то. – Тогда говорят, что такой человек достоин любви. Спаситель мира любит нас не потому, что мы заслужили эту любовь, не потому, что в наших душах что-то есть особенное, не потому, что мы сами любим его. – Нет! Спаситель любит нас потому, что Он есть Бог, а Бог и есть любовь, невзирая на наши недостоинства, на наши грехи, на нашу скверну.

во время Своей земной жизни многократно совершал различные чудеса, и, как правило, это были чудеса милосердия и сострадания, когда Господь являл Свою Божественную силу, для того чтобы помочь человеку. В отношении чуда, о котором сегодня повествует Евангелие, чуда исцеления слепорожденного, своим духовным смыслом, кроме милосердия Господа Иисуса Христа, оно имеет явление славы и силы Божией.

Мы слышали о том, как происходило это чудо. Иисус Христос вместе с учениками проходит мимо человека, который сидит и просит милостыню. Этот человек слепым родился, никогда не видел. Когда апостолы задают Иисусу Христу вопрос, почему он родился слепым, кто согрешил, в результате чего произошло это, Господь Иисус Христос в ответ им говорит удивительные слова, что этот слепорожденный родился таким для того, чтобы на нем явилась сила Божия (см. Ин. 9, 1–3).

Читайте также:  Неделя 21-я по Пятидесятнице. Не богатство преграждает путь к Богу, а равнодушие

Давайте над этим обстоятельством немного задумаемся. Мы тоже в жизни переносим различные скорби. И некоторые из этих скорбей являются следствием, можно сказать, врожденного характера. Один человек бывает вспыльчивый, другой мягкий, один бывает с острым умом, другой не слишком сообразительный. И мы иногда не понимаем, почему так, и ничего с этим сделать даже не можем. Но при любом свойстве характера, при любых жизненных обстоятельствах на человеке может и должна являться сила Божия.

Как она может явиться в нашей с вами жизни? Что мы можем для этого сделать? Мы можем призывать Господа Иисуса Христа к себе, в свою жизнь, открыть Ему свое сердце и жить с Ним. И тогда наши врожденные обстоятельства не будут иметь никакого значения. Не будет иметь значения, какой у нас характер, или какой у нас ум, или какая у нас сила физическая, и какие мы имеем с вами физические недостатки и болезни, – не будет иметь это никакого значения, если на нас будет почивать сила Божия.

Святая Церковь предлагает нам услышать об этом чуде, для того чтобы и мы с вами просили, чтобы Господь и на нас с вами явил чудо. Потому что мы тоже с вами духовно слепы. Это ужасно, но это так. Мы духовно слепы, и очень часто не отличаем добра от зла. Мы духовно слепы, и поэтому не видим людей, нуждающихся в нашей помощи. Мы духовно слепы, и поэтому не видим, как каяться в своих грехах и как нам исправляться. Мы духовно слепы, и поэтому совершаем опрометчивые, плохие, недостойные поступки, о которых сожалеем, но уже ничего исправить не можем, вследствие нашей духовой слепоты, когда мы не умеем различать добра и зла.

Кто отверзет нам наши духовные очи? Кто даст нам истинный свет? Кто просветит нашу душу? Господь и Спаситель Иисус Христос!

Точно так же, как Он поступил с этим слепорожденным. Он взял землю, положил ему на глаза и говорит: «Иди, умойся в купели Силоам, что значит Посланный». И этот человек пошел, умылся и тут же прозрел (см. Ин. 9, 6–7).

Смотрите, какие обстоятельства этого чуда. Достаточно ведь было слóва Иисуса Христа, как Он в других случаях иногда делал. Он мог бы ему сказать: «Прозри!» – и тот бы прозрел по Его слову. Но почему Христос так делает: плюет на землю, мажет ему это землей глаза, Сам производит какие-то действия и потом велит ему тоже пойти?

Это имеет отношение и к нашей с вами жизни. Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу. Что есть эта Силоамская купель для нас с вами? А это тот же храм Божий. Здесь мы умываем свою душу, здесь очищается наша душа, здесь мы получаем утешение в наших скорбях и печалях, здесь мы черпаем силы для нашей жизни, здесь мы оставляем свои грехи и выходим отсюда уже очищенными. Вот она, купель Силоамская для нас с вами, для наших духовных очес.

Читайте также:  Неделя 21-я по Пятидесятнице. Евангелие о Лазаре и богаче

А дальше в Евангелии повествуется, как долго препирались между собой законники и фарисеи, как они не верили, что совершилось это чудо, как они звали родителей, а родители, перепуганные, уже не знали, что сказать, говорили: «Да, вот это наш сын, но как он исцелился, мы не знаем», – потому что уже те, кто проводили эти расследования, сами для себя решили, что они Иисуса Христа убьют (см. Ин. 9, 13–23).

Вот так и в нашей жизни. Не хочет мир видеть то, что чудо совершается с душами человеческими. Не верит мир в силу молитв церковных. Не верит мир явлению Господа Иисуса Христа. И вот так же, как клеветали эти фарисеи и книжники, как они всякие расследования устраивали, так же мир постоянно пытается оклеветать и очернить Церковь Христову, всеми имеющимися у него средствами.

Но смотрите, как ведет себя тот, кто исцелился. Он свидетельствует, и даже насмешливо говорит этим фарисеям: «Что вы меня все выспрашиваете? Может, и вы хотите стать Его учениками?». Те пугаются: «Нет, мы Моисеевы ученики и не знаем, откуда Этот пришел». А он говорит: «Вот это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он пришел, хотя вы и Моисеевы ученики, а Он открыл мне очи» (см. Ин. 9, 26–30).

Вот такая уверенность в своем пути поможет нам преодолеть любые искушения, любые соблазны и клевету, подобно этому исцелевшему слепому. И Сам Христос является ему снова, приходит к нему и говорит: «Веришь ли ты в Сына Божия?» «Кто это Такой?» – спрашивает бывший слепой. «Вот, ты видишь Его», – говорит Иисус Христос. И этот слепой кланяется Ему (см. Ин. 9, 35–38).

Тот, кто был слепым, стал зрячим, а те, кто были зрячими, оказались духовно слепыми. Будем и мы просить Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он и над нашими душами совершал чудо силы Своей, чтобы наши души были всегда прозревшими, чтобы мы видели свет Божий, жили в нем и ходили в нем.

Христос воскресе!

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепых

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепых

Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.