Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Ин., 34 зач., 9, 1–38

И, проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это . Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

В пасхальный период нам предлагает слышать евангельское чтение от апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Эти священные повествования, переданные нам любимым учеником Господа Иисуса Христа, раскрывают высокую духовную суть учения Спасителя нашего. от Иоанна особенно обращает внимание слушающих и читающих его на духовное содержание не только слов Христовых, но и поступков Господа нашего.

Читайте также:  Неделя 32-я по Пятидесятнице. Господь взирает на сердце человека

Чудеса, которые совершал , — это было явление Его Божественной любви людям, ради которых Он и пришел в мир. Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа была светом Его любви к нам – недостойным его любви.

В жизни считается, что любовь нужно чем-то заслужить: хорошим поведением, хорошим отношением, красотой, умом, талантом каким-то. – Тогда говорят, что такой человек достоин любви. Спаситель мира любит нас не потому, что мы заслужили эту любовь, не потому, что в наших душах что-то есть особенное, не потому, что мы сами любим его. – Нет! Спаситель любит нас потому, что Он есть Бог, а Бог и есть любовь, невзирая на наши недостоинства, на наши грехи, на нашу скверну.

Господь во время Своей земной жизни многократно совершал различные чудеса, и, как правило, это были чудеса милосердия и сострадания, когда Господь являл Свою Божественную силу, для того чтобы помочь человеку. В отношении чуда, о котором сегодня повествует Евангелие, чуда исцеления слепорожденного, своим духовным смыслом, кроме милосердия Господа Иисуса Христа, оно имеет явление славы и силы Божией.

Мы слышали о том, как происходило это чудо. Иисус Христос вместе с учениками проходит мимо человека, который сидит и просит милостыню. Этот человек слепым родился, никогда не видел. Когда задают Иисусу Христу вопрос, почему он родился слепым, кто согрешил, в результате чего произошло это, в ответ им говорит удивительные слова, что этот слепорожденный родился таким для того, чтобы на нем явилась сила Божия (см. Ин. 9, 1–3).

Читайте также:  Неделя 16-я по Пятидесятнице. Чудесный лов рыбы

Давайте над этим обстоятельством немного задумаемся. Мы тоже в жизни переносим различные скорби. И некоторые из этих скорбей являются следствием, можно сказать, врожденного характера. Один человек бывает вспыльчивый, другой мягкий, один бывает с острым умом, другой не слишком сообразительный. И мы иногда не понимаем, почему так, и ничего с этим сделать даже не можем. Но при любом свойстве характера, при любых жизненных обстоятельствах на человеке может и должна являться сила Божия.

Как она может явиться в нашей с вами жизни? Что мы можем для этого сделать? Мы можем призывать Господа Иисуса Христа к себе, в свою жизнь, открыть Ему свое сердце и жить с Ним. И тогда наши врожденные обстоятельства не будут иметь никакого значения. Не будет иметь значения, какой у нас характер, или какой у нас ум, или какая у нас сила физическая, и какие мы имеем с вами физические недостатки и болезни, – не будет иметь это никакого значения, если на нас будет почивать сила Божия.

Святая Церковь предлагает нам услышать об этом чуде, для того чтобы и мы с вами просили, чтобы Господь и на нас с вами явил чудо. Потому что мы тоже с вами духовно слепы. Это ужасно, но это так. Мы духовно слепы, и очень часто не отличаем добра от зла. Мы духовно слепы, и поэтому не видим людей, нуждающихся в нашей помощи. Мы духовно слепы, и поэтому не видим, как каяться в своих грехах и как нам исправляться. Мы духовно слепы, и поэтому совершаем опрометчивые, плохие, недостойные поступки, о которых сожалеем, но уже ничего исправить не можем, вследствие нашей духовой слепоты, когда мы не умеем различать добра и зла.

Кто отверзет нам наши духовные очи? Кто даст нам истинный свет? Кто просветит нашу душу? Господь и Спаситель Иисус Христос!

Точно так же, как Он поступил с этим слепорожденным. Он взял землю, положил ему на глаза и говорит: «Иди, умойся в купели Силоам, что значит Посланный». И этот человек пошел, умылся и тут же прозрел (см. Ин. 9, 6–7).

Смотрите, какие обстоятельства этого чуда. Достаточно ведь было слóва Иисуса Христа, как Он в других случаях иногда делал. Он мог бы ему сказать: «Прозри!» – и тот бы прозрел по Его слову. Но почему Христос так делает: плюет на землю, мажет ему это землей глаза, Сам производит какие-то действия и потом велит ему тоже пойти?

Это имеет отношение и к нашей с вами жизни. Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу. Что есть эта Силоамская купель для нас с вами? А это тот же храм Божий. Здесь мы умываем свою душу, здесь очищается наша душа, здесь мы получаем утешение в наших скорбях и печалях, здесь мы черпаем силы для нашей жизни, здесь мы оставляем свои грехи и выходим отсюда уже очищенными. Вот она, купель Силоамская для нас с вами, для наших духовных очес.

Читайте также:  Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о богатом улове рыб

А дальше в Евангелии повествуется, как долго препирались между собой законники и фарисеи, как они не верили, что совершилось это чудо, как они звали родителей, а родители, перепуганные, уже не знали, что сказать, говорили: «Да, вот это наш сын, но как он исцелился, мы не знаем», – потому что уже те, кто проводили эти расследования, сами для себя решили, что они Иисуса Христа убьют (см. Ин. 9, 13–23).

Вот так и в нашей жизни. Не хочет мир видеть то, что чудо совершается с душами человеческими. Не верит мир в силу молитв церковных. Не верит мир явлению Господа Иисуса Христа. И вот так же, как клеветали эти фарисеи и книжники, как они всякие расследования устраивали, так же мир постоянно пытается оклеветать и очернить Церковь Христову, всеми имеющимися у него средствами.

Но смотрите, как ведет себя тот, кто исцелился. Он свидетельствует, и даже насмешливо говорит этим фарисеям: «Что вы меня все выспрашиваете? Может, и вы хотите стать Его учениками?». Те пугаются: «Нет, мы Моисеевы ученики и не знаем, откуда Этот пришел». А он говорит: «Вот это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он пришел, хотя вы и Моисеевы ученики, а Он открыл мне очи» (см. Ин. 9, 26–30).

Вот такая уверенность в своем пути поможет нам преодолеть любые искушения, любые соблазны и клевету, подобно этому исцелевшему слепому. И Сам Христос является ему снова, приходит к нему и говорит: «Веришь ли ты в Сына Божия?» «Кто это Такой?» – спрашивает бывший слепой. «Вот, ты видишь Его», – говорит Иисус Христос. И этот слепой кланяется Ему (см. Ин. 9, 35–38).

Тот, кто был слепым, стал зрячим, а те, кто были зрячими, оказались духовно слепыми. Будем и мы просить Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он и над нашими душами совершал чудо силы Своей, чтобы наши души были всегда прозревшими, чтобы мы видели свет Божий, жили в нем и ходили в нем.

Христос воскресе!

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Богу или мамоне?

Нас занимают мысли: в чем хранить сбережения, куда ехать отдыхать, какую машину выгоднее приобрести, и в этой суете Бог отходит на последний план. Мы забываем, что все в руках Божьих и делается только по Его промыслу. Мы надеемся на собственные силы или на близких, и, зачастую, эти надежды не оправдываются. Отсюда проистекают скорби, жизнь кажется бессмысленной, ведь погоня за материальными благами не имеет конца, и не приносит душевного спокойствия.