Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 5-я по Пасхе о самарянке

Неделя 5-я по Пасхе о самарянке

Ин., 12-е зач., 4: 5–42

Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты . Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно мира, Христос.

В чем заключается наша вера? Ведь мы считаем себя верующими людьми. А Святая Церковь говорит, что вера – это определенный Божий дар, о котором нужно просить у Бога, чтобы он был нам дан. В самом деле, где суть веры, в чем она? В красоте ли наших храмов православных? Но ведь верующие люди в свое время молились и под землею, в катакомбах, и в лесах, и на столпах стояли и молились, и их вера пламенела ко Господу. Может быть, наша вера в наших прекрасных православных обрядах и молитвословиях? Но ведь были подвижники, которые произносили только одно: «Господи, помилуй», – и тем спасались и сияли святостью.

Читайте также:  В Свято-Троицком храме праздновали Светлое Христово Воскресение

А были мученики, которые вообще никаких обрядов и молитвословий не знали, а только исповедовали себя христианами и их убивали за это – а ныне мы называем их святыми и подражаем их удивительной вере. В чем наша вера? Где найти точное определение? Потому что иногда некоторым кажется, что тот верующий, кто правильно умеет поставить свечку перед иконой, правильно написать записку, хорошо знает, какие и когда бывают праздники и посты, правильно соблюдает внешние установления. Может быть, в этом суть и смысл нашей веры?

Сегодня мы услышали с вами святое евангельское повествование, где Сам беседует о вере с самарийской женщиной, которая далека была и от богословского понимания веры, да и племя самарянское не имело в полноте закона Божия, поэтому иудеи даже не общались с самарянами и считали их язычниками, людьми второго сорта. И вот с этой женщиной беседует о вере. Если мы внимательно еще раз вдумаемся в суть этой беседы, может быть, и для нас тогда откроется, в чем суть нашей веры и что в вере самое главное, – ведь Сам Христос рассказывает об этом.

Итак, вспомним евангельское повествование (Ин. 4, 5–42). Христос сидит у колодца. Его ученики ушли в город купить пищи. Середина дня. Приходит женщина из самарийского селения, чтобы набрать из колодца воды. Христос просит у нее: «Дай Мне воды попить». Она удивляется, потому что иудеи с самарянами даже не разговаривали. Они считали себя богоизбранным народом, который имеет закон Божий, а самарян считали отступниками. Она говорит: «Как Ты, иудей, просишь у меня, самарянки, чтобы я дала Тебе пить?» – На что Господь ей говорит: «Если бы ты знала, Кто у тебя просит пить, то ты бы у Него попросила воды, и Он бы дал тебе воду живую».

Вот Господь и называет, определяет суть веры. Господь называет веру «водой живой». Что это значит? Об этом спрашивает у Него женщина, и говорит: «Как же Ты можешь дать воду живую? У Тебя и черпака никакого нет. Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который выкопал этот колодец?» – На что Господь ей отвечает: «Поверь, ту воду, которую дам Я, если ты будешь пить, то не будешь жаждать вовек».

Читайте также:  Святая равноапостольная Мироносица Мария Магдалина

Удивительно! Господь говорит о том, что, если наша будет насыщена верой, она не будет жаждать вовек. О чем это Господь говорит? – Об удивительной сущности веры, которая дает человеку такие силы, помогающие ему преодолевать любые жизненные искушения и обстоятельства. Человек, обладающий верой, уверен – видите, корень слова – «вера», – уверен в своей жизни, потому что он живет с Богом.

И вот мы, смотря в свои души и слушая слова Христа, конечно, с прискорбием должны заметить, что у нас нет такого ощущения твердой уверенности в своей жизни. У нас много скорбей и несчастий, много переживаний, много болезней. И очень часто мы теряемся в них, впадаем в отчаяние, раздражаемся, унываем, сердимся. Это происходит потому, что в нас нет этой «воды живой», которая бы нас духовно укрепляла, так, чтобы мы не жаждали вовек. Кто даст нам эту воду? Конечно же, Тот, Кто беседовал с этой самарянской женщиной и обещал ей дать эту воду, – Спаситель мира .

Главное в вере – чтобы она укрепляла нашу душу так, чтобы мы никогда не отчаивались, никогда не унывали, всегда правильно, по-Божьему поступали. Это необходимое и составное в вере. Почему? А вот послушаем, что дальше в беседе Иисуса Христа с самарянкой происходит.

Она говорит: «Вот если так, то дай мне этой воды». На что Христос ей отвечает: «Пойди, позови мужа». Женщина смущается, и говорит: «У меня нет мужа». Спаситель ей отвечает: «Конечно! Правильно ты говоришь: у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей, и тот, с которым ты сейчас живешь, тебе не муж». – Смотрите, как сердцеведец Господь обличает эту женщину в нарушении нравственности. Показывает ей, как она, чтобы насытиться водой живой, должна исправить свою жизнь, указывает ей, открывает ее совести ее грехи.

И нам с вами, чтобы в нашей душе вера текла водою живою, надо исправить свою нравственную жизнь. Надо изменить образ своей жизни, отступить от наших грехов. Через Свои Господь каждому из нас указывает на его преступления, грехи, пороки, ошибки. И поэтому Святая Церковь, как непременное основание веры, определяет покаяние. Недаром один из наиболее развитых видов святости – это подвижничество, когда люди все силы своей души тратили на подлинное покаяние и молитву о прощении своих грехов. И Святая Церковь для этого дала всем нам Таинство Покаяния, в котором Сам Господь Иисус Христос прощает нам наши грехи и отступления.

Чтобы вера была в нашей душе водою живою, нам, во-первых, надо просить у Господа Иисуса Христа, чтобы Он нам дал эту воду, во-вторых, нам следует исправить свою жизнь. Но и это еще не все. Послушаем, как дальше продолжается беседа Спасителя с самарянкой.

Она, услышав, что сказал ей Иисус Христос, восклицает: «О, Господи! Я вижу, Ты пророк!».

То есть она проникается к Нему верой, доверием. И спрашивает Его, как она понимает, о духовной жизни, и говорит: «Наши отцы поклонялись Богу вот на этой горе, это она имела в виду самарян и их священную гору Гаризим. – А вы, то есть иудеи, говорите, что место, где должно поклоняться (Богу), находится в Иерусалиме». То есть она считает, что от места что-либо зависит. Впрочем, как и очень многие люди тогда считали, да и сейчас считают. А Иисус Христос ей говорит: «Отец Мой Небесный ищет Себе истинных поклонников, а истинные поклонники поклоняются Богу в духе и истине, потому что Бог есть дух».

Читайте также:  Неделя 15-я по Пятидесятнице. Призвание учеников на служение

Итак, третье условие наличия веры – это духовная жизнь человека. Духовная жизнь человека определяется его внутренней борьбой со своими страстями, его обращением к Богу, его внутренней молитвой, его сосредоточенностью и желанием жить вместе с Богом.

Женщина, услышав о том, что ей рассказал Иисус Христос, бежит в свое селение, чтобы позвать и других людей, чтобы они услышали Господа Иисуса Христа. Это еще одна составляющая веры. Верующий не только сам пребывает в вере, но он желает нести свет веры, свет истины другим людям, чтобы и они узнали, что есть истинный путь жизни.

Так что же такое наша с вами вера, в которой мы пребываем? Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, в своем Катехизисе ее определяет так: «Вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, а в чаемом, ожидаемом, как в настоящем». Что это значит? – Мы Бога не видим. Но если мы верующие люди, мы никогда не забываем, что Бог рядом с нами, что все наши дела известны Богу, что все наши мысли Ему открыты, что никаким поступком мы не можем скрыться от Него. Мы Иисуса Христа своими глазами не видели, но верующий человек уверен в том, что только с Иисусом Христом он имеет жизнь вечную.

Мы будущей вечной жизни не знаем, какая она, но верующий человек уверен в ней так, как будто она уже сейчас есть. И более того – он уже сейчас живет, как гражданин Царства Небесного. Вот что такое живая вера, которая, как живая вода, должна течь в наших сердцах. И радостно слышать о том, что Господь Иисус Христос дает такую воду живую. И грустно сознавать, что потоки этой живой воды идут порой мимо наших душ, потому что мы закрываем наши души, оскверняем свои души грехами, черствостью своей, неверием своим, своими недостойными поступками, нежеланием жить по вере.

Ведь верующий человек не потому не будет кого-то оскорблять, или унижать, или обманывать, что он только лишь Божьего суда боится, нет. Он потому не будет этого делать, что он в своем сердце Христа имеет, а разве Христос может кого-нибудь обидеть или оскорбить? Если ты с Христом живешь, ты Христов, ты и поступаешь, как Христос заповедал, ты жизнию своею следуешь за Ним. Вот она, вода живая! Но, увы, мы очень далеки от насыщения этой живой водой. И потому-то Святая Церковь и предлагает нам сегодня, услышав беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой, усердно молиться и просить у Господа, чтобы Господь дал нам этот дар веры, чтобы Господь научил нас жить по вере, чтобы Господь научил нас молиться и поклоняться ему в духе и истине, не внешне только тело склоняя, но, как призывает нас Святая Церковь, весь живот наш, то есть всю жизнь нашу предавать Христу Богу.

Совершим же о сем каждый в своем сердце усердную молитву. Да наставит каждого из нас Господь на путь истинный. Да напоит жаждущую душу каждого из нас водою живою святой веры православной.

Христос воскресе!

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + семнадцать =