Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном

Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном

Ин., 14-е зач., 5: 1–15
Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в . Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

В славянском тексте вместо слово «здоров» употреблено слово «цел», «Хочешь ли цел быти?» спрашивает Христос расслабленного. Слово «цел» точнее выражает сущность нашей человеческой природы, ведь здоровое состояние человека в первую очередь определяется его целостностью, не разрозненностью, как внутренней, так и внешней, выражающейся в его гармоничном общении с Богом и с ближним, и с остальным окружающим миром. Грехопадение Адама привнесло в человечество и окружающий мир расстройство и разделение, в человеке появились порочные страсти, душевные и телесные болезни, страдания. По мысли свт. Феофана Затворника: «Жизнь человека состоит в гармоничном сочетании сил его природы и их взаимодействии, соответственно их природе. Если сие законное соотношение их отнято… то и жизни, и деятельности в человеке, свойственной человеку, нет. На вид он человек, а по настроению внутреннему – не истинный человек. Как инструмент расстроенный по виду есть тот или другой; а по звукам – не знать какой, так судить должно и о человеке, которого внутреннее расстроено грехом. В сем отношении надобно сказать, что в нём умерло или утрачено истинно человеческое, или то, что свойственно человеку. Как мертвый не видит, не слышит, не движется, так и человек грешник не видит, не слышит и не движется по человечески: делает дела, но мертвые (Евр. 6,1;9,14)».

В картине нашего мира после грехопадения первых людей постоянно отражаются страдание и человеческая боль. Этот факт воспринимается нами, как данность, мы довольно редко задумываемся над причиной этой трагической действительности. В наше время человек старается на бегу решить свои проблемы, в том числе и проблемы со здоровьем, автоматически пользуясь тем, что предлагает ему современная медицина, наука, высокие технологии, а затем снова устремляется всей душой в суету, предпочитая не замечать духовную составляющую скорбей или болезней, выпавших на его долю.

Читайте также:  Комментарий на Всенощное бдение. Часть третья. Благословение

Зачастую, мы не осознаём или не хотим понимать, что врачи, даже самые именитые светила медицины, в состоянии назвать только лишь биологическую причину нашего заболевания: будь то плохая наследственность, вирус, экология или же иные факторы. В том случае, если болезнь оказывается неизлечимой, доктора с сочувствием разводят руками: «Лекарства не существует. Увы, медицина бессильна». В этот момент человек может почувствовать непонимание, отрицание, неверие. Человеческое сознание повергается в состояние крайнего шока, в нём постепенно проявляется разрыв связи с привычным видимым миром, служившим ему, как казалось, единственным источником жизни и радости и который он неразумно считал своей опорой. К такому человеку, естественно, подступают отчаяние, состояние безнадёжности, в котором он ожидает последнего своего часа. Но существует нечто, что может вернуть человеку надежду, заставить поверить – это соприкосновение с чудом, явлением сверхъестественного порядка.

Если мы обратимся к Церковному Преданию, то заметим, что оно полностью пронизано явлениями и событиями сверхъестественного порядка. Церковь живёт постоянным чудом, каждое мгновение, врачуя и оживляя Духом Святым человеческие души, но не только души, но и недугующие наши тела, если это впоследствии послужит спасению души. Сколько же нужно времени человеку, чтоб изменилось его скептическое сознание, чтоб оно перестало воспринимать чудо, как явление случайное, единичное, не относящееся к повседневной жизни, а стало жить в понимании того, что наше постоянное нахождение в Боге и Его благой промысел о нас это самая настоящая реальность?!

В сегодняшнем Евангелии сказано: «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4).Что же происходило в сознании нашего расслабленного, долгое время находящегося в том месте, где на его глазах происходили чудеса? День за днём, год за годом оно преображалось, вселяя в его душу надежду. Приземлённое, скептическое сознание человека – есть темница для его души. Вера же проделывает окно в этой темнице, и проникающий туда свет Божества, рассеивает и изгоняет из нее тьму непроглядного отчаяния.

Насколько немощь и болезнь евангельского расслабленного была тяжка, настолько же сильно было его желание выздороветь. Вся его внутренняя жизнь сконцентрировалась на чудесном явлении ангела, который возмущал воду в источнике, подавая исцеление от всякой болезни первому, входящему в него. Но не только мысли об исцелении занимали ум расслабленного, главной проблемой для него оказалось отсутствие рядом человека, который мог бы помочь ему первым погрузиться в купель: «не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). Задача не из лёгких, потому как, в этом случае расслабленному необходимо будет непрестанно находиться бок о бок с тем, кто всем своим существом заменит то, чего не хватает ему в его болезненном состоянии организма.

И на время неотступного ожидания чудесного возмущения воды, радости и переживания другого человека, чья жизнь оказалась втиснутой в обстоятельства твоей жизни, должны будут восприниматься, как свои собственные. Кроме того, помимо собственных немощей, возможно, придётся столкнуться и с душевными немощами того, кто вызвался помочь, ведь у каждого человека свой характер, свои желания, своё мнение, и, скорее всего, он будет временами срываться на тебя, раздражаться, гневаться, высказывать свои замечания и недовольства в твой адрес. Понимая всё это, наш расслабленный, тем не менее не оставлял в душе непреодолимое желание стать здоровым, начать новую жизнь. Чудеса многочисленных исцелений, свидетелем которых он являлся, поселили в его сердце горячее желание соприкосновения с божественной силой, способной преобразить и его тленную человеческую природу. Это желание придавало расслабленному силу, оставляя позади все печальные мысли о трудностях, через которые предстоит пройти ради того, чтобы опуститься в источник первым. Другой человек, его ожидание становятся для нашего евангельского персонажа светлой мечтой, мостом к исцелению, надеждой на новую жизнь, сделав его внутренне смиренным, кротким и мягким, только бы не отпугнуть никого из людей, готовых проявить к нему хоть малую толику внимания и пожелавших помочь.

Читайте также:  Главные слова праздника Вознесения Господня

Как мало мы ценим, что возле нас есть человек, который имеет с нами одну цель, который, как и мы ищет Бога, ищет спасения своей души. Который, так же, как и мы, сталкивается с внутренними и внешними трудностями в жизни, с искушениями от страстей и дьявола. Как много мы требуем от ближних по отношению к себе: не уступаем им, обвиняем их, осуждаем, представляясь во всём самодостаточными, более рассудительными, более энергичными, более самостоятельными, чем они. В ослеплении мы не осознаём того, что наши ближние – это проводники к чудесному исцелению наших душ, подобно тому вожделенному человеку, которого смиренно ожидал расслабленный телом, чьи руки смогли бы взять и опустить его в исцеляющие воды. Как часто приходя на исповедь, мы называем себя больными и немощными, жалуемся на терзающие нас страсти, просим о помощи, а отойдя от аналоя, ведём себя совсем иначе, независимо и авторитарно, всем своим видом показывая близким, будто они нуждаются в нас много больше, чем мы в них.

Тяжёлые жизненные обстоятельства расположили душу нашего расслабленного к смирению и кротости. За долгие годы ожидания помощи от людей он стал по-другому относиться к ним, видя в каждом из них не своего соперника или должника, а своего потенциального благодетеля и помощника. На примере евангельского расслабленного, мы видим, как Господь преображает человеческие души прежде, чем даровать им Свою благодать. Он побуждает нас ценить другого человека, ставя каждого из нас через те или иные обстоятельства жизни, в зависимость от другой личности. Ведь, если мы не ценим того, кого видим, не относимся к нему с добрым расположением сердца и вниманием, то как мы можем ценить Того, Кого не видим, но от Кого зависит всё наше существование и . «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20) – пишет апостол .

Божественное откровение или чудо приводит нас в Церковь. Временами мы находимся в состоянии духовной радости, соприкасаемся с невидимым миром, познаём Бога, общаемся со святыми, получая от них помощь. Всё это служит лишь приготовлением нас на пути к главному – к Источнику исцеления наших душ, к которому мы не в состоянии, по замыслу Божьему, добраться в одиночестве. Так же, как и евангельскому расслабленному, нам нужен человек – наш ближний, который бы изменил нас, расширил наше сердце, поглощенное самолюбием и гордостью.

Читайте также:  Пасхальное Послание митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона

«Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:5-6). Почему Господь задаёт такой вопрос? Ответ для нас кажется и так вполне очевидным – конечно же, он хочет. Действительно, ответ очевиден, если речь идёт о непродолжительной болезни – желание человека в этом случае истинно и сильно. Но наш расслабленный пребывал в своей болезни долгих 38 лет. За такой длительный срок можно многое пересмотреть в своей жизни, найти для себя веские причины, чтобы потерять надежду на выздоровление и уже не иметь желания идти дальше к живительному Источнику. Можно удобно устроиться в том месте, где происходит чудо, наблюдая за всем происходящим вокруг с интересом или без. Можно со временем смириться со своими немощами, привыкнуть к своим страстям и браням, часто мешающим нам уживаться с другими людьми и в итоге, махнуть на себя рукой, безрезультатно прождав 5, 10 или 30 лет божественного чуда, ради которого, сам человек ничего существенного в своей жизни, не сделал – не отвергал своё самолюбие, не смирялся, не желал уступать своему ближнему.

Однако расслабленный полностью прошёл внутренний духовный путь, который привёл его к выздоровлению. Как пример для нас, он начал этот путь с живой веры в Божественное присутствие в мире, продолжил его – в изменении своего отношения к ближнему, начав ценить и любить его, как самого себя, и, в завершающей стадии своего жизненного испытания, продолжая пребывать в неугасающей надежде, сумел приблизиться вплотную к своему Творцу, удостоившись от Него услышать божественный глас: «встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5:8-9).

«И никто пусть не извиняет себя бессилием для подвига добродетели, –пишет Григорий Нисский,– ибо Господь не повелевает ничего невозможного рабам Своим, но Сам выказал столь щедрую и богатую ко всем любовь и благость Своей божественности, что каждому по желанию его предоставил возможность сделать нечто благое, так что никто из имеющих усердие ко спасению этой возможностью не обделен. «И кто» говорит Он «напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42). Что сильнее этой ? За «чашу холодной воды» небесная полагается награда. Помысли только, какова безмерность человеколюбия! «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших» говорит Он «то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Заповедь мала, а польза от послушания велика и от Бога щедро подается. Так что ничего не требует Он сверх силы, но малое ли, великое ли соделаешь, последует тебе награда (ср. Мф. 10, 42), согласно твоему произволению».

Христос Воскресе!!!

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого юноши

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого юноши

Не зря мы постимся, не зря мы молимся, не зря мы уповаем, что имеем веру, ибо с нами наш Спаситель, Господь Иисус Христос. И в одиночку мы не можем победить силы зла – Господь Иисус Христос побеждает их. Будем мы со Христом – и никакие наветы вражьи не страшны нам будут. Будем же молиться о том, чтобы нам с вами никогда не отступать от Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, всегда пребывать в ограде Святой Церкви Христовой и, постом и молитвой укрепляя свою веру, побеждать силу вражию.