Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Главные слова праздника Вознесения Господня

Главные слова праздника Вознесения Господня

Служба праздника Вознесения Господня.

Служба Вознесению Господню ( и Литургия) составляет праздничное . Текст составлен обществом им. М.Н. Скабаллановича и печатается по благословению главы попечительского совета общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.

Служба праздника Вознесения Господня составлена для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями. Обращаем ваше внимание на то, что последования служб приводятся по монастырскому уставу, в приходской практике они несколько сокращаются.

На­зва­ние празд­ни­ка от­ра­жа­ет суть со­бы­тия — это Воз­не­се­ние на Не­бо Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, за­вер­ше­ние Его зем­но­го слу­же­ния. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся все­гда в 40-й день по­с­ле Па­с­хи, в чет­верг 6-й не­де­ли по Па­с­хе.

По­бе­див смерть, это страш­ное по­с­лед­ст­вие гре­ха, и дав тем са­мым воз­мо­ж­ность вос­кре­с­нуть в сла­ве, Гос­подь воз­нёс в Сво­ём Ли­це че­ло­ве­че­с­кую при­ро­ду, вклю­чая те­ло че­ло­ве­ка. Тем са­мым Гос­подь от­крыл ка­ж­до­му че­ло­ве­ку воз­мо­ж­ность по все­об­щем Вос­кре­се­нии воз­не­стись в вы­с­шую оби­тель све­та к са­мо­му Пре­сто­лу Все­выш­не­го.

О со­бы­тии Воз­не­се­ния рас­ска­зы­ва­ют нам еван­ге­ли­сты и Лу­ка, осо­бен­но под­роб­но мо­ж­но про­честь об этом в кни­ге Де­я­ний Свя­тых Апо­сто­лов в 1 гла­ве.

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон
Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). . XI в. Монастырь Дионисиат,

При­бли­жал­ся празд­ник ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы, и уче­ни­ки Хри­сто­вы воз­вра­ти­лись из Га­ли­леи в Ие­ру­са­лим. В со­ро­ко­вой день по­с­ле вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста они со­бра­лись в од­ном до­ме. Ии­сус Хри­стос явил­ся им и бе­се­до­вал с ни­ми, гово­ря: «Так на­пи­са­но, и так над­ле­жа­ло по­стра­дать Хри­сту и вос­кре­с­нуть из мёр­т­вых в тре­тий день; и про­по­ве­да­ну быть во имя Его по­ка­я­нию и про­ще­нию гре­хов во всех на­ро­дах, на­чи­ная с Ие­ру­са­ли­ма. Вы же сви­де­те­ли се­му. Иди­те по всему міру и про­по­ве­дуй­те Еван­ге­лие (уче­ние Хри­сто­во) всей тва­ри. Кто бу­дет ве­ро­вать и кре­стит­ся, спа­сён бу­дет; а кто не бу­дет ве­ро­вать, осу­ж­дён бу­дет. Уве­ро­вав­ших же бу­дут со­про­во­ж­дать сии зна­ме­ния: име­нем Мо­им бу­дут из­го­нять бесов; бу­дут го­во­рить но­вы­ми язы­ка­ми; бу­дут брать змей, и ес­ли что смер­то­но­с­ное вы­пьют, не по­вре­дит им; воз­ло­жат ру­ки на боль­ных, и они бу­дут здо­ро­вы».

Читайте также:  Владимирская икона Божией Матери

По­том Спа­си­тель ска­зал уче­ни­кам, что ско­ро по­шлёт на них Свя­то­го Ду­ха; а до то­го вре­ме­ни по­ве­лел им не рас­хо­дить­ся из Ие­ру­са­ли­ма. Он ска­зал: «Я по­шлю обе­то­ва­ние От­ца Мо­е­го на вас; вы же ос­та­вай­тесь в го­ро­де Ие­ру­са­ли­ме, по­ка не об­ле­чё­тесь си­лою свы­ше; ибо Ио­анн кре­стил во­дою, а вы че­рез не­сколь­ко дней бу­де­те кре­ще­ны Ду­хом Свя­тым».

Бе­се­дуя с уче­ни­ка­ми, Спа­си­тель вы­вел их из го­ро­да в сто­ро­ну Ви­фа­нии, на го­ру Еле­он­скую.

Уче­ни­ки, об­ра­до­ван­ные сло­ва­ми Спа­си­те­ля, об­сту­пи­ли Его и ста­ли спра­ши­вать: «Не в это ли вре­мя, Гос­по­ди,вос­ста­но­в­ля­ешь Ты цар­ст­во Из­ра­и­лю?»

Спа­си­тель же ска­зал им: «Не ва­ше де­ло знать вре­ме­на или сро­ки, ко­то­рые Отец по­ло­жил в Сво­ей вла­сти. Но вы при­ме­те си­лу, ко­г­да сой­дёт на вас Дух Свя­той, и бу­де­те про­по­ве­до­вать обо Мне в Ие­ру­са­ли­ме, и во всей Иу­дее и Са­ма­рии и даже до края зе­м­ли».

Ска­зав это, Ии­сус Хри­стос, под­няв ру­ки Свои, бла­го­сло­вил уче­ни­ков Сво­их; и ко­г­да бла­го­сло­в­лял, стал от­да­лять­ся от них и воз­но­сить­ся на не­бо, и ско­ро об­ла­ко взя­ло Его из ви­да их.

Читайте также:  Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы

Так Гос­подь и Спа­си­тель наш Ии­сус Хри­стос воз­нёс­ся че­ло­ве­че­ст­вом Сво­им на не­бе­са и сел оде­с­ную (по пра­вую сто­ро­ну) Бо­га От­ца Сво­его, т. е. Его че­ло­ве­че­с­кая ду­ша и те­ло при­ня­ли (та­кую же) сла­ву не­раз­дель­но с бо­же­ст­вом Его, а боже­ст­вом Сво­им Он все­гда был и бу­дет на не­бе и ве­з­де.

Уче­ни­ки по­кло­ни­лись воз­не­с­ше­му­ся Гос­по­ду и дол­го про­дол­жа­ли сто­ять и смо­т­реть на не­бо вслед Ему. То­г­да яви­лись пе­ред ни­ми два ан­ге­ла в бе­лых оде­ж­дах и ска­за­ли: «Му­жи га­ли­лей­ские! Что вы сто­и­те и смо­т­ри­те на не­бо? Сей Ии­сус, возне­с­ший­ся от вас на не­бо, опять при­дёт (на зе­м­лю) та­ким же об­ра­зом (т. е. во пло­ти че­ло­ве­че­с­кой), как вы ви­де­ли Его вос­хо­дя­щим на не­бо». По­с­ле это­го уче­ни­ки Ии­су­са Хри­ста воз­вра­ти­лись в Ие­ру­са­лим с ве­ли­кою ра­до­стью и ос­та­ва­лись там все вме­сте, ожи­дая со­ше­ст­вия Свя­то­го Ду­ха. Все они еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в мо­лит­ве, бу­ду­чи все­гда в хра­ме Бо­жи­ем, про­сла­в­ляя и бла­го­да­ря Бо­га. С ни­ми бы­ли не­ко­то­рые жё­ны и Ма­рия, Пре­свя­тая Ма­терь Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста, со Сво­и­ми срод­ни­ка­ми. В эти дни апо­сто­лы, по­мо­лив­шись, вы­бра­ли по жре­бию из дру­гих уче­ни­ков Хри­сто­вых две­на­д­ца­то­го апо­сто­ла Мат­фия, на ме­с­то по­гиб­ше­го Иу­ды-пре­да­те­ля.

***

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Празд­ник Воз­не­се­ния — это празд­ник Не­ба, от­кры­тия че­ло­ве­ку Не­ба как но­во­го и ве­ч­но­го до­ма, Не­ба как под­лин­ной ро­ди­ны. от­де­лил зе­м­лю от не­ба и нас сде­лал зем­ны­ми и од­ной зе­м­лёй жи­ву­щи­ми.

Читайте также:  К Богу не с пустыми руками

Речь идет не о за­пла­нет­ном про­стран­с­т­ве и не о ко­с­мо­се. Речь идет о Не­бе, воз­вра­щён­ном нам Хри­стом, о не­бе, ко­то­рое мы по­те­ря­ли в зем­ных на­у­ках и иде­о­ло­ги­ях и ко­то­рое рас­крыл и вер­нул нам Хри­стос. Не­бо — это Цар­ст­во Бо­жие, это цар­ст­во ве­ч­ной жиз­ни, цар­ст­во ис­ти­ны, до­б­ра и кра­со­ты. Всё это рас­крыл, всё это да­рит нам Хри­стос.

Воз­не­с­шись на не­бо, Гос­подь не ос­та­вил зе­м­лю Сво­им Бо­же­ст­вен­ным при­сут­ст­ви­ем, стал ещё бли­же к че­ло­ве­ку, ко всем ве­ру­ю­щим в Не­го. Ны­не Он на­хо­дит­ся на зе­м­ле не толь­ко ве­з­де­су­щим Сво­им Бо­же­ст­вом, но и в ве­ли­ком и пре­не­бе­с­ном та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии – Бо­же­ст­вен­ных Те­ла и Кро­ви Его, ко­то­рых при­об­ща­ют­ся вер­ные. Пре­слав­ное Воз­не­се­ние Спа­си­те­ля на не­бо бы­ло про­дол­же­ни­ем и за­вер­ше­ни­ем про­сла­в­ле­ния Его по че­ло­ве­че­ст­ву, ко­то­рое на­ча­лось в Вос­кре­се­нии, и ос­но­ва­ни­ем ко­то­ро­му по­слу­жил Крест Хри­стов. Здесь со­вер­ша­ет­ся и за­вер­ша­ет­ся та­ин­ст­во До­мо­стро­и­тель­ст­ва на­ше­го спа­се­ния Хри­стом в Его пре­бы­ва­нии пло­тию на зе­м­ле.

Воз­не­се­ние Ии­су­са Хри­ста на не­бо вме­сте с тем от­кры­ва­ет для всех ве­ру­ю­щих в Не­го путь к не­бу, к ве­ч­ной жиз­ни, по­доб­но то­му, как Его смерть и Вос­кре­се­ние есть по­бе­да над гре­хом и смер­тью для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Хри­стос воз­нёс­ся на не­бо, как пер­ве­нец из мёр­т­вых, пред­ста­вив в Сво­ём Ли­це на­ча­ток ис­ку­п­лён­ной и воз­ро­ж­дён­ной Им че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды. Он взо­шёл со сла­вой к Све­то­на­чаль­ни­ку От­цу Сво­ему, Кре­стом Сво­им раз­ру­шив древ­нее осу­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва и сре­до­сте­ние (пре­гра­ду) вра­ж­ды ме­ж­ду че­ло­ве­ком и Бо­гом.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя о слепом (6-я по Пасхе)

Неделя о слепом (6-я по Пасхе)

В эту неделю (воскресный день) вспоминается дарование Иисусом Христом зрения слепорожденному. Чудо исцеления слепорожденного весьма прилично дням христианской Пятидесятницы: подобно остальным, воспоминаемым святой Церковью в этот период событиям, это чудо возвещает о Божественной силе и славе воскресшего Господа (Иоан. 9:31-33,38).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =