Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Паремии Страстной седмицы

Паремии Страстной седмицы

Страстная седмица − время, посвященное особенному молитвенному вспоминанию страданий (цсл. «страстей») Господа нашего Иисуса Христа, которыми Он спас нас. В это время звучат особые паремии − пророчества и прообразовательные истории, указывающие на грядущие вольные страдания Спасителя мира.

Сам Господь наш Иисус Христос сказал: исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне (Ин. 5. 39). Встретив после Своего Воскресения апостолов Луку и Клеопу по дороге в Эммаус, Он, как повествует , начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24. 13-35).

Потому-то Церковь, следуя повелению и примеру Господа, во все века читала на богослужениях отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие мессианские пророчества и прообразы, − то есть паремии (или паримии, с греч. − «притча, поучение»).

Паремии звучат на богослужении в канун (цсл. «навечерие») ряда великих праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб. В них прообразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или указаны важнейшие ее аспекты.

Страстная седмица − время, посвященное особенному молитвенному вспоминанию страданий (цсл. «страстей») Господа нашего Иисуса Христа, которыми Он спас нас. В это время звучат особые паремии − пророчества и прообразовательные истории, указывающие на грядущие вольные страдания Спасителя мира.

Проследим за паремиями этих дней.

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Паремии Страстной седмицы

 Начинается этого дня утреней, на которой поется умилительный : Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов.

На вечерне читается книга Исход, в которой говорится об исходе из страны греха и рабства, о непростой судьбе Иосифа − прообраза Христа Спасителя. из зависти продан был своими братьями в рабство; Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца Небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, своих единоплеменников. , проданный в Египет, посажен в темницу; осужденный на смерть нисходит во гроб. По Промыслу Божию освобожденный из темницы, Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос, воскреснув из мёртвых, властвует над всем мирозданием. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, обращавшихся к нему за хлебом; Иисус Христос — Хлеб Жизни, сшедший с Небес, ради нашей вечной жизни.

Также звучит чтение о многострадальном Иове, прообразе страдающего Христа. Звучит пока самое начало: о том, как Иов был богат и праведен.

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Паремии Страстной седмицы

В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, до крайности обозлённые притчами и поучениями Христа, вознамерились схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Читается отрывок из книги пророка Иезекииля, в котором описано его удивительное видение, относящееся к грядущему воплощению Сына Божия, видение славы Господней.

Вновь звучат чтения из книги Исход и история о страданиях праведного Иова. Смерть Христова освободила нас от рабства греху, смерти и диаволу, она стала великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией любви и Истины. Пример праведного Иова, безвинно претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, а его терпение соотносится с терпением Господа.

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 14

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Паремии Страстной седмицы

Среда – день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь со вторника на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26. 6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, некая женщина − по слову Евангелия, грешница − возлила драгоценный состав, миро, на голову Спасителя. Этим она приуготовляла Его к погребению, как Христос Сам объяснил ее поступок: погребальные приготовления древних иудеев включали в себя отирание тела ароматными составами. Таким объяснением Христос снова предупреждает учеников о Своей скорой смерти.

В этот же день родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, намерение предать своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В паремиях этого дня мы слышим обращение Господа к пророку, жившему за много веков до рождения Христа, однако слова эти говорят словно о Самом Христе, не случайно именовавшем Себя «Сын Человеческий». В этих удивительных словах, как бы обращенных Богом Отцом к Богу Сыну,  открывается тайна предвечного замысла Божия о пути спасения человечества.

Продолжается чтение книги Исход  − о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя; и из книги Иова, прообраза страданий Христовых.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Паремии Страстной седмицы

Это особенный день, в который Господь Сам впервые совершил Таинство Причастия, даровал нам Самого Себя и призвал к такому соединению с Собой.

В этот же день, после последней трапезы Христа с учениками, Он был вечером схвачен стражей. Читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой проображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов.

На литургии Великого четверга, соединенной с вечерней, читаются три паремии. Тема первых двух чтений, из книг Исхода и Иова, − личное откровение Бога и непостижимость Божия при этом. Именно в Причастии Тела и Крови Господа мы познаем Непознаваемого и соединяемся с Непостижимым, видим Невидимого, ставшего человеком; именно в этом дивном и страшном Таинстве Бог открывает Себя и отдает Себя нам. Третья паремия, отрывок из книги пророка Исаии, вновь говорит о страданиях Христа, о суде над этим миром падшим и о бедственном положении врагов Господа.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Паремии Страстной седмицы

День крестных мук и смерти Господа Иисуса Христа.

В первом чтении этого дня звучит пророчество Захарии о том, что Сам Господь Бог, оценен будет в тридцать сребренников, что на деньги эти будет куплена в итоге земля у горшечника; это и произошло.

Далее следуют чтения из книги пророка Исаии, называемого также ветхозаветным Евангелистом за поразительную точность, с которой он за века до рождения Христа описал Его страдания, душевные и телесные муки, которые Ему предстоит перенести, и дал им самое поразительное в своей прямоте пояснение: «ранами Его мы исцелились». Говорит Исаия и о славе Господа, Его торжестве и победе над злом, смертью и грехом.

Читайте также:  Воздвижение Креста Господня

В пророчествах Иеремии также речь идет о грядущих страданиях Мессии-Христа и о Его скорби. Эта паремия такая же, как в Великий четверг, и символически предрекает отмщение за смерть Праведника.

Паремия из книги Исход рассказывает о желании пророка Моисея увидеть Господа и о том, что для него это было невозможно тогда; лишь когда Бог стал человеком, это стало возможно для всех. В том же отрывке звучит обещание Господне помиловать и пожалеть всех, кто нуждается в этом, − что Он и делает, беря на Себя наши страдания.

И еще в этот день звучит чтение из книги Иова, но уже не о страданиях его, а о том, как он после них был утешен, − прообразование радости Спасителя после Его мук, смерти и славного Воскресения.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Паремии Страстной седмицы

В первой паремии этого дня звучит пророчество из книги Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, первым из которых, по слову апостола, стал Сам Христос. Далее звучат целых пятнадцать паремий, относящихся к этому дню − важнейшему в мировой истории.

Первая паремия открывает смысл священного числа три, возглашаемого в конце паремии: И бысть вечер, и бысть утро, день третий (Быт. 1. 13). Три первых основных дня древнего творения соответствуют трем дням Творения Нового − времени пребывания Иисуса Христа во Гробе.

Вторая паремия − из книги пророка Исаии (60. 1 − 16). Он пророчествует о славе Церкви Христовой − Нового Иерусалима − начинавшейся с Воскресением Христовым.

Третья паремия − из книги Исхода (12. 1 − 11). В ней изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи, говорится о пасхальном агнце. Читается эта паремия здесь потому, что пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз Новозаветного пасхального Агнца − Господа Иисуса Христа.

Четвертая паремия − из книги пророка Ионы. Первая часть ее изображает путешествие Ионы, бурю, ввержение Ионы в море по жребию и поглощение его китом. Вторая часть − во чреве китовом и извержение Ионы на сушу. На этот образ или предызображение Сам Христос указал книжникам и фарисеям, просившим у Него знамения. Род лукавый и прелюбодейный, − сказал Он, − ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12. 39-40).

Пятая паремия − из книги Иисуса Навина (5, 10 −15). Здесь изображено явление Иисусу Навину Архистратига силы Господней. Это знамение «победы над врагами нашего спасения, демонскими силами, приобретенной Крестом и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, Вождя нашего спасения. Победителя ада и смерти» (Епископ Виссарион. «Толкование на паремии»).

Шестая паремия − из книги Исход (13. 20−26; 14. 1−32; 15. 1−19). Грандиозная картина чудесного перехода израильтян через Чермное море и потопление войска египетского, раскрываемая в этом чтении, завершается радостной и торжественной благодарственной молитвой. Описываемое и воспеваемое в этой паремии событие спасения израильтян − прообраз спасительных для нас смерти и Воскресения Христовых. Фараон и египтяне, преследовавшие израильтян, —− прообраз диавола и ангелов его, враждебных человеку.

Читайте также:  Главные слова праздника Благовещения

Седьмая паремия − из книги пророка Софонии (3. 8−15). Это пророчество предсказывает суд над народами, возрождение Израиля и распространение всюду истинной веры. Таким образом, данная паремия выделяет апокалиптическую сторону Воскресения. Что начальный текст паремии есть предсказание Воскресения, утверждают такие учители Церкви, как блаженный Иероним и блаженный Августин.

Восьмая паремия − из третьей книги Царств (17. 8−23). В ней повествуется о двух чудесах великого пророка Илии: о неоскудении муки и елея в доме вдовицы из Сарепты Сидонской и о воскрешении сына этой вдовы. Первое чудо − прообраз неоскудевающей пищи, Плоти и Крови Христовой, ведущей в жизнь Вечную. Второе − прообраз величайшего чуда Христова, Его собственного Воскресения из мертвых и воскресения всего рода человеческого. То и другое пришло через Крест и Гроб Христовы. Потому и воспоминаются эти события именно в настоящий день.

Девятая паремия − из книги пророка Исаии (61. 1−11; 62. 1−5). Читается она здесь, потому что изображаемая в паремии слава «Церкви Христовой есть отражение славы Христа, открывшейся в восстании Его из гроба» (Епископ Виссарион. «Толкование на паремии»).

Десятая паремия − из книги Бытия (22, 1 − 19). Здесь повествуется о принесении Авраамом сына своего Исаака в жертву Богу. Это таинственное событие − одно из важнейших в священной истории Ветхого Завета как по своему непосредственному, так и преобразовательному значению. Оно прообразовало принесение Богом Отцом в жертву Своего Единородного Сына для спасения мира.

Одиннадцатая паремия − из книги пророка Исаии (61, 1—9). В ней предсказано явление на землю Помазанника (Мессии-Христа), Который принесет на землю правду, утвержденную Крестом и Воскресением.

Двенадцатая паремия − из четвертой книги Царств (4. 8—−37). Содержание ее − рождение сына у Сонамитянской жены по слову пророка Елисея, рассказ о смерти его и воскрешении Елисеем. Смысл − тот же самый, что и восьмой паремии.

Тринадцатая паремия − из книги пророка Исаии (63. 11 − 19; 64, 1−5). Жалобы пленных иудеев ко Господу и мольбы об избавлении изображают жалобы Церкви, видящей своего Основателя во гробе и молящейся о том, чтобы Он Своим Воскресением избавил ее.

Четырнадцатая паремия − из книги пророка Иеремии (31. 31 − 43). Пророчество это приводится апостолом Павлом (Евр. 8. 8−11) как предвозвещающее замену Ветхого Завета, данного на Синае, Новым Заветом Христа Бога.

Пятнадцатая паремия − из книги пророка Даниила (3. 1—88). Здесь повествуется о том, как царь Навуходоносор принуждал трех отроков Ананию, Азарию и Мисаила (по-халдейски Седрах, Мисах, Авденаго) поклониться златому истукану под страхом сожжения в печи огненной. Отроки не покорились. Пришедший в ярость царь приказал, разжегши печь в семь раз жарче, бросить туда юношей-исповедников. Приказание исполнено, печь разгорелась до того, что бросившие мучеников палачи сами были сожжены вырвавшимся из жерла огнем. Отроки-исповедники, избавленные Ангелом, «вид которого был подобен Сыну Божию», стоя посреди яростно бушующего пламени, воссылали благодарственную молитву Богу, прославляя Его Промысел.

Паремия здесь читается потому, что описанное в ней чудо спасения трех отроков было прообразом «несравненно более чудесного, воспоминаемого в Великую субботу избавления Христа от смерти через Воскресение» (Епископ Виссарион. «Толкование на паремии»).

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Понедельник Святого Духа

Понедельник Святого Духа

В следующий за днем Святой Троицы понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, "единого от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну." Этот праздник был установлен Церковию "ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святые и Живоначальные Троицы," в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность его с Богом — Отцом и Богом — Сыном.