Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Главные слова праздника Входа Господня в Иерусалим

Главные слова праздника Входа Господня в Иерусалим

Текст службы Входу Господню в Иерусалим и основные песнопения праздника

Служба Входу Господню в Иерусалим (Всенощное бдение и Литургия) составляет праздничное . Текст составлен обществом им. М.Н. Скабаллановича и печатается по благословению главы попечительского совета общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.

Составлен для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями. Обращаем ваше внимание на то, что последования служб приводятся по монастырскому уставу, в приходской практике они несколько сокращаются.

Христос направлялся в Иерусалим, чтобы исполнить обетование о Спасителе мира, данное Богом первым людям в раю. Еврейский ожидал Мессию на протяжении долгих тысячелетий. Земное служение Христа близилось к завершению: приближался час Его великих страданий и крестной смерти ради спасения всего человечества.

Накануне празднования Входа Господня в Иерусалим, в субботу, Церковь вспоминает удивительное событие евангельской истории: воскрешение Лазаря Четверодневного. воскресил Своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу двунадесятых праздников. Все богослужение совершается только празднику, воскресная служба опускается. На утрени после Евангелия читается молитва на благословение ваий (финиковых, пальмовых ветвей или у нас верб). Освященные ваии раздаются затем молящимся, когда они подходят к Евангелию для целования его. Литургия совершается по чину свт.Иоанна Златоуста.

Песнопения праздника

На Господи воззвах, поставим стихов 10. И поем стихиры самогласны 5, повторяюще я. Глас 6:

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, / и вси вземше крест Твой глаголем, / благословен Грядый во имя Господне, / осанна в вышних. [Дважды.]

Имеяй престол небо, и подножие землю, / Бога Отца Слово и Сын соприсносущный, / на жребяти безсловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед. / Темже дети еврейския, / ветви руками держаще, хваляху гласом: / осанна в вышних, / благословен грядый Царь Израилев. [Дважды.]

Приидите и мы днесь весь новый , / яже от язык Церковь, / со пророком Захариею возопиим: / радуйся зело дщи Сионова, / проповедуй дщи Иерусалимова: / яко се Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй, / и вседый на жребя осле, сына подъяремнича: / празднуй яже детей, ветви руками держащи похвали: / осанна в вышних, / благословен грядый Царь Израилев. [Дважды.]

Честное Твое прообразуя нам, / воздвигл еси умершаго повелением Твоим, / бездыханнаго Лазаря друга Блаже, / из гроба четверодневна смердяща. / Темже и на жребя возшед образно, / якоже на колеснице носимь, / языки укротевая Спасе. / Сего ради и хваление приносит возлюбленный Израиль / из уст ссущих, и младенец незлобивых, / зрящих Тя Христе, входяща во святый град, / прежде шести дней Пасхи. [Дважды.]

Прежде шести дней Пасхи прииде Иисус во Вифанию, / и приступиша к нему ученицы Его, глаголюще Ему: / Господи, где хощеши, уготоваем Ти ясти Пасху. / Он же посла их: / идите в преднюю весь, / и обрящете человека, скудель воды носяща: / последуйте ему, и дому владыце рцыте: / Учитель глаголет, / у тебе сотворю Пасху со ученики Моими. [Дважды.]

Слава, 1-ю стихиру: Днесь благодать Святаго Духа:

И ныне, паки тойже.

Перевод:

На Господи воззвах: стихиры на 10, глас 6.
Преподобного Иоанна Дамаскина.

В сей день благодать Святого Духа нас собрала; / и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем: / «Благословен Грядущий во имя Господне! / Осанна в вышних!» (2)

Андрея Иерусалимского: Имеющий престолом небо и подножием землю, / Слово Бога Отца / и Сын Его, столь же вечный, / Ты в сей день воссел смиренно / на бессловесном молодом осле, в Вифанию придя. / Потому дети еврейские, / ветви держа в руках, / восхваляли Тебя восклицанием: / «Осанна в вышних, / благословен Грядущий Царь Израилев!» (2)

Андрея Пирра: Станем и мы, весь новый Израиль, / Церковь призванных из всех народов, / взывать в сей день вместе с пророком Захарией: / «Безмерно радуйся, дочь Сиона; / провозглашай, дочь Иерусалима, / ибо вот, Царь Твой приходит к Тебе, кроткий и спасающий, / воссевший на молодом осле, сыне подъяремной». / Празднуй подобно детям, держа ветви в руках, / возноси Ему хвалу: / «Осанна в вышних, / благословен Грядущий Царь Израилев!» (2)

Священное воскресение Твое предзнаменуя нам, / Ты, Благой, умершего друга Твоего Лазаря / воздвиг повелением Своим, / из гроба на четвертый день, бездыханного, смердящего. / Потому и на осленка Ты воссел, , / как на колеснице носимый на нем, / образно призвание язычников тем предвещая. / Потому и хвалу Тебе / приносит возлюбленный Израиль / устами грудных младенцев и детей беззлобных, / видящих Тебя, Христе, входящим во Святой Град / за шесть дней до Пасхи. (2)

За шесть дней до Пасхи / пришел Иисус в Вифанию. / И подошли к Нему ученики Его, говоря Ему: / «Господи, где угодно Тебе, / чтобы мы приготовили Тебе вкусить Пасху?» / Он же послал их: / «Пойдите в ту часть города, которая перед вами, / и встретите человека, несущего кувшин с водою; / идите за ним и хозяину дома скажите: / «Учитель говорит: / у тебя Я совершу Пасху с учениками Моими». (2)

Слава: В сей день благодать Святого Духа нас собрала:

И ныне: повторяем то же.

На литии стихиры самогласны, глас 1:
Читайте также:  О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 3. Хронология исторических книг Ветхого Завета

Всесвятый Дух, / апостолы научивый глаголати иными странными языки, / Той детем еврейским неискусозлобным повелевает звати: / осанна в вышних, / благословен грядый Царь Израилев.

Собезначальный и соприсносущный, / Сын и Слово Отчее, / на жребяти безсловесном седя, / прииде днесь во град Иерусалим, / Егоже херувими со страхом зрети не могут, / дети восхвалиша, с ваием и ветвьми, / хвалу таинственно воспевающе: / осанна в вышних, осанна Сыну Давидову, / пришедшему спасти от прелести весь род наш.

Прежде шести дней Пасхи, / глас Твой услышася Господи, во глубинах адовых: / темже и Лазаря четверодневна воздвигл еси. / Дети же еврейския взываху: / осанна Боже наш, слава Тебе.

Глас 2: Входящу Ти Господи / во святый град, на жребяти седя, / потщался еси приити на страсть, / да совершиши закон и пророки. / Дети же еврейския воскресения победу предвозвещающе, / сретаху Тя с ветвьми и ваием, глаголюще: / благословен еси Спасе, помилуй нас.

Слава Тебе Христе, / в вышних седящему на престоле, / и ныне чаемому с честным Твоим Крестом. / Темже веселится дщи Сионова, / радуются языцы земнии, / ветви держат дети, ризы же ученицы, / и вся вселенная научися вопити Тебе: / благословен еси Спасе, помилуй нас.

Слава и ныне, глас 3: Прежде шести дней бытия Пасхи, / прииде Иисус во Вифанию, / воззвати умерша четверодневна Лазаря, / и проповедати воскресение. / Сретоша же его и жены, / Марфа и Мария сестры Лазаревы, вопиюще к Нему: / Господи, аще бы еси был зде, не бы умерл брат наш. / Тогда глагола к ним: / не предрекох ли вам: веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет: / покажите ми, где положисте его? / И вопияше к нему Зиждитель всех: / Лазаре, гряди вон.

Перевод:

Стихиры на литии, глас 1

Всесвятой Дух, Апостолов научивший / говорить иными необычными языками, / Он же не знающим зла детям еврейским повелевает взывать: / «Осанна в вышних, / благословен Грядущий Царь Израилев!»

Сын и Слово Отца, / как и Он начала не имеющий и вечный, / на осленке бессловесном восседая, / пришел в сей день во град Иерусалим. / Того, на Кого Херувимы из страха взирать не могут, / дети восхвалили с побегами пальм и ветвями, / хвалу таинственно воспевая: / «Осанна в вышних, (осанна Сыну Давидову), / пришедшему спасти от заблуждения род наш!»

За шесть дней до Пасхи / голос Твой, Господи, услышан был в глубинах ада, / тем самым и воздвиг Ты Лазаря, / четыре дня пребывшего во гробе. / Дети же еврейские восклицали: / «Осанна! Боже наш, слава Тебе!»

Глас 2: Когда входил Ты, Господи, / во святой город, восседая на осленке, / Ты с готовностью к шел страданию, / во исполнение Закона и Пророков. / Дети же еврейские победу воскресения предвозвещая, / Тебя встречали с ветвями и побегами пальм и возглашали: / «Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!»

Слава Тебе, Христе, восседающему в Вышних на престоле, / и ныне ожидаемому с Священным Твоим Крестом! / Потому веселится дочь Сиона, / радуются племена земные, / ветви держат дети, а одежды – ученики, / и вся вселенная научилась взывать Тебе: / «Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!»

Слава, и ныне, глас 3: За шесть дней до наступления Пасхи / пришел Иисус в Вифанию, / чтобы из гроба вызвать / четыре дня назад умершего Лазаря / и тем о воскресении предвозвестить. / И встретили Его жены, / Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: / «Господи, если бы Ты был здесь, / не умер бы брат наш». / Тогда Он сказал им: / «Не говорил ли Я вам прежде: / Верующий в Меня, если и умрет, жив будет? / Покажите Мне, где вы положили его». / И воззвал к нему Творец всего: / «, выходи!»

На стиховне стихиры самогласны, глас 8:

Радуйся и веселися граде Сионе, / красуйся и радуйся Церкве Божия: / се бо Царь твой прииде в правде, / на жребяти седя, от детей воспеваемый: / осанна в вышних, благословен еси, / Имеяй множество щедрот, помилуй нас.

Стих: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу.

Прииде Спас днесь во град Иерусалим, / исполнити Писание, / и вси прияша в руки ваиа: / ризы же подстилаху Ему, / ведуще, яко Той есть Бог наш, / Емуже херувими вопиют непрестанно: / осанна в вышних, благословен еси, / Имеяй множество щедрот помилуй нас.

Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

На херувимех носимый, и певаемый от серафим, / возсел еси на жребя Давидски Блаже: / и дети Тя воспеваху Боголепно, / иудее же хуляху беззаконно: / стропотное языков, седалище жребца прообразоваше, / из неверия в веру претворяемое. / Слава Тебе Христе, / едине Милостиве и Человеколюбче.

Слава, глас 6: Днесь благодать Святаго Духа нас собра, / и вси вземше крест Твой глаголем, / благословен Грядый во имя Господне, / осанна в вышних.

И ныне, паки тойже.

Перевод:

Стихиры на стиховне, глас 8

Радуйся и веселись град Сион, / ликуй и торжествуй Церковь Божия! / Ибо вот, пришел Царь Твой праведный, / восседающий на молодом осле / и детьми приветствуемый в песни: / «Осанна в вышних, благословен Ты, / имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!»

Стих: Из уст младенцев и грудных детей / Ты устроил хвалу. Пс 8:3А

Пришел Спаситель в сей день во град Иерусалим, / чтобы исполнить Писание, / и все взяли в руки пальмовые ветви / и одежды расстилали перед Ним, / зная, что Он – Бог наш, / Которому Херувимы взывают непрестанно: / «Осанна в вышних, благословен Ты, / имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!»

Читайте также:  Великий Покаянный Канон св. Андрея Критского

Стих: Господи, Господь наш, / как чудно имя Твоё по всей земле. Пс 8:2А

На Херувимах Носимый / и воспеваемый Серафимами, / Ты, Благой, воссел на молодом осле, как Сын Давидов, / и дети воспевали Тебя, как подобает славить Бога, / Иудеи же поносили беззаконно. / Сидение же на необъезженном осленке / прообразовало, что безудержные язычники / от неверия к вере изменяются. / Слава Тебе, Христе, / Единый Милостивый и Человеколюбец!

Слава, глас 6: В сей день благодать Святого Духа нас собрала; / и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем: / «Благословен Грядущий во имя Господне! / Осанна в вышних!»

И ныне: повторяем то же.

Тропари праздника:

Тропарь, глас 1:

Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

Ин тропарь, глас 4:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, / безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, / и воспевающе зовем: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

Перевод:

Тропарь, глас 1

В общем воскресении / прежде Твоего страдания удостоверяя, / из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. / Потому и мы, как дети, держа символы победы, / Тебе – Победителю смерти воззовем: / «Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!»

Тропарь, глас 4

Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, / мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим / и в песнях восклицаем: / «Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!»

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: / благословен Грядый во имя Господне.

Перевод:

Величание

Величаем Тебя, / Податель жизни Христе: / «Осанна в вышних!» / и взываем Тебе: / «Благословен Грядущий во имя Господне!»

На хвалитех поставим стихов 6, и поем стихиры самогласны 4, повторяюще два. Глас 4:

Множество народа Господи, / постилаху по пути ризы своя: / друзии же резаху ветви от древес, и ношаху. / Предыдущии же и последующии, зовяху глаголюще: / осанна Сыну Давидову, / благословен еси пришедый, / и паки грядый во имя Господне. [Дважды.]

Хотящу Тебе внити во святый град Господи, / ветви садов людие ношаху, / Тебе поюще всех Владыку: / и зряще Тя на жребяти седяща, / якоже на херувимех зряху. / Сего ради сице вопияху: / осанна в вышних, / благословен еси пришедый, / и паки грядый во имя Господне. [Дважды.]

Изыдите языцы, изыдите и людие, / и видите днесь Царя Небеснаго, / яко на престоле высоце, / на жребяти худе во Иерусалим входяща. / Роде иудейский неверный и прелюбодейный, прииди и виждь, / Егоже виде Исаиа во плоти нас ради приити имуща, / како уневещает Себе, яко целомудренный новый Сион, / и отлагает осужденную сонмицу: / яко в нетленном же браце и нескверном, / несквернии стекошася благохваляще, неискусозлобнии дети. / С нимиже и мы поюще возопием песнь ангельскую: / осанна в вышних, / Имущему велию милость.

Общее воскресение, / прежде вольныя страсти Твоея, / во уверение всех предпоказавый Христе Боже, / Лазаря убо в Вифании, державною силою Твоею, / четверодневна мертва воскресил еси: / слепцем же еже видети яко Светодавец даровал еси Спасе, / и во святый град со ученики Твоими вшел еси, / седя на жребяти осли, / пророческая исполняяй проповедания, / якоже на херувимех носимый, / и дети еврейстии с ветвьми и ваиами предсретаху Тя. / Темже и мы ветви масличныя носяще и ваиа, / благодарственно Тебе вопием: / осанна в вышних, / благословен грядый во Имя Господне.

Слава, и ныне, глас 6: Прежде шести дней Пасхи, прииде Иисус в Вифанию, / и приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще Ему: / Господи, где хощеши уготоваем Ти ясти Пасху? / Он же посла их, / идите в преднюю весь, / и обрящете человека скудель воды носяща, / следуйте ему, и дому владыце рцыте: / Учитель глаголет, / у тебе сотворю Пасху со ученики Моими.

Перевод:

На «хвалите» стихиры на 6, глас 4, преподобного Космы Маиумского

Великое множество народа, Господи, / расстилало по дороге одежды свои; / а иные резали ветви с деревьев и держали их в руках; / впереди же идущие и за Тобою следовавшие / восклицали, говоря: / «Осанна Сыну Давидову! / Благословен Ты, Пришедший / и вновь Грядущий во имя Господне!» (2)

Когда предстояло Тебе войти / во святой город, Господи, / ветви растений держали люди, / воспевая Тебя, Владыку всего; / видя Тебя сидящим на молодом осле, / как Восседающего на Херувимах созерцали / и потому взывали так: / «Осанна в вышних! / Благословен Ты, Пришедший / и вновь грядущий во имя Господне!» (2)

Выходите племена, выходите и народы, / и посмотрите в сей день на Царя Небесного, / как на престоле высоком / на простом осленке в Иерусалим входящего. / Род Иудейский неверный и прелюбодейный, / приди и узри Того, / Кого видел Исаия, во плоти нас ради явившимся, / как Он берет Себе в невесту / целомудренный новый Сион / и отвергает осужденную синагогу. / И как при чистом и непорочном браке, / сбежались с радостными хвалами / чистые невинные дети. / С ними воспевая, песнь Ангельскую возгласим: / «Осанна в вышних / Имеющему великую милость!»

Андрея Иерусалимского: Общее воскресение / прежде добровольного Твоего страдания / показав в удостоверение всем, Христе Боже, / Лазаря в Вифании, мертвого уже четыре дня / могущественной силою Твоею Ты воскресил; / а слепым Ты зрение даровал, Спаситель, как Податель света; / и во град святой с учениками Твоими вошел, / чтобы исполнить проповедь пророков, / сидя на молодом осле, как бы на Херувимах носимый; / и дети еврейские с ветвями и побегами пальм / выходили Тебе навстречу. / Потому и мы, ветви масличные и побеги пальм держа, / благодарственно Тебе взываем: / «Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!»

Читайте также:  Архангел Гавриил: служитель Божией славы

Слава, и ныне, глас 6, Андрея Пирра: За шесть дней до Пасхи / пришел Иисус в Вифанию. / И подошли к Нему ученики Его, говоря Ему: / «Господи, где угодно Тебе, / чтобы мы приготовили Тебе вкусить Пасху?» / Он же послал их: / «Пойдите в ту часть города, которая перед вами, / и встретите человека, несущего кувшин с водою; / идите за ним и хозяину дома скажите: / «Учитель говорит: / у тебя Я совершу Пасху с учениками Моими».

Антифоны праздника

Антифон 1, глас 2, псалом 114:

Возлюбих, яко услышит Господь / глас моления моего.

Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 2: Яко приклони ухо Свое мне, / и во дни моя призову.

Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 3: Объяша мя болезни смертныя, / беды адовы обретоша мя.

Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 4: Скорбь и болезнь обретох, / и имя Господне призвах.

Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Антифон 2, псалом 115:

Веровах, темже возглаголах, / аз же смирихся зело.

Спаси ны Сыне Божий, / возседый на жребя, поющия Ти: / аллилуиа.

Стих 2: Что воздам Господеви о всех, / яже воздаде ми?

Спаси ны Сыне Божий, / возседый на жребя, поющия Ти: / аллилуиа.

Стих 3: Чашу спасения прииму, / и имя Господне призову.

Спаси ны Сыне Божий, / возседый на жребя, поющия Ти: / аллилуиа.

Стих 4: Молитвы моя Господеви воздам, / пред всеми людьми Его.

Спаси ны Сыне Божий, / возседый на жребя, поющия Ти: / аллилуиа.

Слава, и ныне: Единородный Сыне:

Антифон 3, глас 1, псалом 117:

Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его.

Тропарь, глас 1:

Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

Стих 2: Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его.

Общее воскресение:

Стих 3: Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его.

Общее воскресение:

Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его.

Общее воскресение:

Перевод:

Антифон 1, глас 2

Стих 1: Я возрадовался, что услышит Господь / глас моления моего.   Пс 114:1

По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Стих 2: Ибо склонил Он ухо Своё ко мне, / и во все дни мои буду Его призывать.   Пс 114:2

По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Стих 3: Охватили меня муки смертные, / беды адские постигли меня.   Пс 114:3А

По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Стих 4: Скорбь и муку я встретил, / и имя Господне призвал.   Пс 114:3В–4А

По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Антифон 2

Стих 1: Я уверовал, потому стал говорить; / но я был унижен сильно.   Пс 115:1

Спаси нас, Сын Божий, / воссевший на осленка, / поющих Тебе: Аллилуия.

Стих 2: Что воздам я Господу за всё, / что Он воздал мне?   Пс 115:3

Спаси нас, Сын Божий, / воссевший на осленка, / поющих Тебе: Аллилуия.

Стих 3: Чашу спасения приму / и имя Господне призову.   Пс 115:4

Спаси нас, Сын Божий, / воссевший на осленка, / поющих Тебе: Аллилуия.

Стих 4: Обеты мои Господу воздам / пред всем народом Его.   Пс 115:5

Спаси нас, Сын Божий, / воссевший на осленка, / поющих Тебе: Аллилуия.

Слава, и ныне: Единородный Сын:

Антифон 3, глас 1

Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, / ибо вовек милость Его.   Пс 117:1

Тропарь, глас 1

В общем воскресении / прежде Твоего страдания удостоверяя, / из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. / Потому и мы, как дети, держа символы победы, / Тебе – Победителю смерти воззовем: / «Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!»

Стих 2: Пусть же скажет дом Израилев, / что Он благ, что вовек милость Его.   Пс 117:2

Тропарь: В общем воскресении:

Стих 3: Пусть же скажет дом Ааронов, / что Он благ, что вовек милость Его.   Пс 117:3

Тропарь: В общем воскресении:

Стих 4: Пусть же скажут все боящиеся Господа, / что Он благ, что вовек милость Его.   Пс 117:4

Тропарь: В общем воскресении:

Вместо Достойно: поем:

Глас 4: Бог Господь, и явися нам. / Составите праздник, / и веселящеся приидите, возвеличим Христа, / с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: / благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего.

Перевод:

Вместо «Достойно»

Ирмос, глас 4: Бог – Господь, и Он явился нам! / Устройте праздник / и давайте ликуя возвеличим Христа, / с побегами пальм и ветвями в песнях воскликнем: / «Благословен грядущий во имя Господа, / Спасителя нашего!»

Учимся петь:

тропарь праздника Вход Господень в Иерусалим

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Евхаристический канон

Евхаристический канон

Тайная вечеря Спасителя и апостолов осталась бы такой же ветхозаветной Пасхой с ее благодарением за исход, если бы Господь, идущий, как кроткий и чистый агнец, на добровольную смерть, не добавил к ее древнему чину несколько слов, наполнивших древний иудейский обычай новым, всемирным по своему масштабу смыслом. С тех пор мы получили возможность ежедневно благодарить Бога за спасение теперь уже не одного народа, но всего человечества, совершившееся по Его неизреченному человеколюбию через вочеловечение и самопожертвование Его Божественного Сына.