Главная / Великий пост / Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Ин, 5 зач., 1, 43—51

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

«Отселе узрите небо отверсто», — такими словами завершилось только что слышанное нами чтение Святого Евангелия. Что означают эти слова? Что означает этот образ?

Небо на библейском языке означает: Божий мир, мир духовный. Небо на библейском языке означает: любовь, веру, надежду – все духовные устремления человека. Небо на библейском языке означает великую радость и утешение, которых ожидает каждый человек. Небо на библейском языке означает то блаженство, то счастье, к которому каждый из нас стремится.

Настолько жизнь у человека сложная, настолько исполнена различных болезней, огорчений, несчастий, искушений; настолько наша загружена грехами, что мы, порой, даже не понимаем этих слов: блаженство, вечная жизнь, небо, любовь, духовная жизнь… – Для нас эти слова, с одной стороны, умом понятны, а, с другой стороны, мы как будто этого и не переживали, а если и переживали, то очень редко.

И действительно, если мы вспомним, то мы увидим, что мы редко переживаем радость от молитвы, редко наше сердце теплится любовью к ближним, редко мы чувствуем себя спокойными, и в душе нашей нет раздражения, тревоги или чувства опасности, или чувства боли или обиды… – Это очень редко с нами бывает. Но вот, Господь говорит нам: «Узрите (увидите) небо открытым». – То есть это все будет для вас доступно. Господь делает для нас доступными великую радость, великое счастье, великое блаженство. Господь приходит в мир, чтобы для нашей души открыть то, что мы с вами потеряли, и то, что для нас закрыто.

Читайте также:  Неделя 6-я по Пятидесятнице. О дерзновении в вере (исцеление расслабленного)

Из-за чего в наших душах столько печалей и скорбей, тоски и безнадежности? – Конечно же, из-за наших грехов. И вот, прошла первая неделя Великого поста. И Святая Церковь указывает нам на ту цель, ради которой этот пост и установлен. Ведь пост – не самоцель.

Дело ведь не в том, что пища мясная или молочная плохая, и она оскверняет человека. Нет! Пост, конечно же, это не просто воздержание в пище, хотя и это обязательно и необходимо. Пост еще это и работа человека над своей душой, т.е. то, что на церковном языке называется покаяние.

И вот как раз время поста это такое время, когда мы с вами должны осмотреться и увидеть – где мы находимся? куда мы в своей жизни идем? к чему мы в своей жизни стремимся? что для нас в жизни самое главное, а что – второстепенное?

Хорошо, если для нас в нашей жизни главное – наша бессмертная душа. Хорошо, если для нас в жизни главное – найти то сокровище, которое никто и никогда у нас не отнимет.

А если мы этого не понимаем? И вот как раз для этого и существуют пост и , которые, как два крыла у птицы, должны вознести нашу душу к открытому для нее небу.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как по-разному ученики приходили ко Христу, какие их одолевали сомнения, какими разными путями они открывали для себя Господа.

Господь – промыслитель. Он знает нашу жизнь, но Он не приводит нас к Себе насильно. Когда Филипп, узнав о Христе, уверовав в Него, стал говорить Нафанаилу, своему другу, о том, что узнал Христа, Нафанаил сомневался и говорил: «Вряд ли что-нибудь доброе может быть из Назарета». – И тогда Филипп говорит ему слова: «Приди и виждь!» – Т.е. приди и посмотри, сам убедись.

Читайте также:  Неделя 15 по Пятидесятнице. Наибольшая заповедь в законе

Дорогие братья и сестры! Сколь бы каждый из нас ни слышал свидетельств о Христе, сколь бы мы ни читали рассказов о Нем или духовных поучений, которые говорят о том, как надо молиться, как надо веровать, как надо поститься, сколько бы этого ни слышали от других, до тех пор, пока мы сами для своей души этого не откроем, пока на своем собственном опыте не убедимся, мы не сможем твердо идти по пути веры.

«Приди и виждь!» – эти слова обращены к нашей душе. Наша душа должна увидеть благодать Божию. Мы сами во время поста должны приложить усилие для того, чтобы увидеть сладость молитвы. Мы должны приложить усилие для того, чтобы увидеть, как, когда мы делаем добрые дела, то мы делаем их Самому Господу Иисусу Христу. Во время поста мы должны сами увидеть, сколь благодатно очистить душу от тяжести мерзких грехов. Во время поста мы должны сами на своем опыте убедиться, сколь благодатна жизнь по заповедям Божиим.

К этому мы должны приложить силы. Вот, как в Евангелии, когда все-таки услышал Нафанаил эти слова: «Приди и виждь», — он пошел ко Христу. Хотя в душе своей сомневался и не верил еще во Христа, но он сделал над собой усилие и пошел ко Христу. Вот так и мы, порой, может быть, сомневаемся в своих силах, сомневаемся в возможности вести благочестивую жизнь, сомневаемся в возможности жить по заповедям, но мы должны сделать над собой усилие. И когда мы сделаем над собой усилие, то получится так же, как и в Евангелии.

Христос еще издалека увидел Нафанаила и говорит: «Вот идет человек-израильтянин, в котором нет льсти», — т.е. человек, который ищет истину, открытый сердцем. – Нафанаил говорит Ему: «Господи, откуда Ты можешь меня знать?» – А Господь ему говорит: «Еще до того, как тебя Филипп позвал, Я уже видел тебя седящим под смоковницей».

Что происходило под этой смоковницей? О чем думал Нафанаил? Что было в его сердце? Почему так запомнился этот момент самому Нафанаилу, когда он сидел под этим деревом? – Но сердце его поразила молния духовная. Он говорит: «Господи! Я вижу, Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!»

Читайте также:  Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее

Конечно же, Господь – промыслитель и знает все, что мы делаем, знает все движения нашей души. Но этого, оказывается, мало. И Господь говорит ему: «Неужели за то, что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницей, ты называешь Меня Сыном Божиим и Царем Израилевым? – Большее увидишь! Увидишь небо открытым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Дорогие братья и сестры! И мы с вами большее увидим. И душа наша большее увидит, и с Самим Господом соединится. И Бог будет с нами. И Бог не оставит нас, и укрепит нас и поможет нам; и прогонит из нашего сердца и грехи, и скорби, и печали, и болезни. И дарует нам и благодать, и радость, и наставит нас на путь спасения и научит нас и веровать, и надеяться, и любить.

Увидим мы небо отверстым. И оно уже отверсто. Ибо когда мы находимся в храме Божием, когда мы с вами обращаемся с молитвой ко Господу, Сам Господь с нами. «Где двое или трое собраны во имя Мое, — сказал Он, — там и Я среди них» (Мф. 18, 20).

И мы с вами, пройдя неделю Святого и Великого поста, духовно совершенствуясь и каясь, ныне стоим за Божественной Литургией – Великой и Святой службой, в которой Сам Господь приходит к нам и соединяется с нами в Таинстве Пречистого Своего Тела и Животворящей Своей Крови.

Будем просить у Него, Спасителя нашего, чтобы Он нас, сомневающихся, слабых, маловерных и малодушных, Он, знающий все тайные движения нашей души, привел неизъяснимым Своим Промыслом ко спасению, чтобы каждый из нас не просто увидел открытое небо, но взошел на это небо и пребыл с Богом, Который пришел ради нашего спасения, чтобы никто из грешников не погиб, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам

Трудна кажется нам заповедь о любви к врагам. Как соблюсти ее, если даже на родных и близких мы часто гневаемся и копим на них обиды? Но исполнение этой трудной заповеди необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. Если в сердце человека есть хоть капля ненависти, он не имеет права подойти к Чаше Святого Причастия, ибо не соединится с ним Вочеловечившаяся Любовь, Христос Искупитель.