Главная / Библиотека / Мудрость святых отцов. О необходимости болезней

Мудрость святых отцов. О необходимости болезней

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более. Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется».

Из письменных наставлений преподобного Серафима Саровского.

«Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь — душе. Что больна, – не беда: грешным людям это – очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу».

(Прп. Анатолий Оптинский)

«Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе». 

Игумен Никон (Воробьев)

«…если внешний наш человек… тлеет, то внутренний… обновляется».

(2 Кор. 4:16)

«Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней».

(Преп. Макарий Египетский)

«Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда».

«Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа…, так вводя к себе врача, когда позволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога».

(Свт. Великий)

Читайте также:  Воскрешение Лазаря

«Когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случившееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет причины. Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы не был он крепок».

(Свт. Григорий Богослов)

«Испорченность души есть причина болезней телесных».

«Случаются болезни и для испытания нашего в добре».

«Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив».

(Свт. )

«Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью благо. Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Посему вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит».

(Преп. Ефрем Сирин)

«Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».

(Преп. Иоанн Лествичник)

Читайте также:  Пантелей-целитель

«…Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели».

(Цветник Духовный)

«Пишете, что посещают вас болезни и скорби. Это знак милости Божией к вам: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12, 6), то и надобно благодарить Господа за Его отеческий о вас Промысл. Скорби нас вразумляют и искусными творят в делах наших, также и очищают от грехов, равно как и болезни».

«…Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!»

(преп. Макарий Оптинский)

«А когда б вы были всегда здоровы, по всему довольны и покойны, и веселы, то, кто знает, может быть, тогда и вы, якоже и прочии человецы, уклонились бы в рассеянную жизнь и жили бы по вкусу нынешнего века. Но Бог, предвидя все, предохраняет нас, как Отец Милосердый, от всего бесполезного и Ему неугодного. А посему не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего никогда бы не хотелось, ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее — здоровье или нездоровье. А наш долг с детскою покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!», или так говорить, как один старец богомудрый говаривал: «пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле». А по сему примеру даруй, Господи, и вам все случающееся благодушно переносить, и за все благодарить, и Бог спасения будет всегда с вами».

«…Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных».

Читайте также:  Соблазн «внецерковного христианства»

(преп. Антоний Оптинский)

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за рубежом 19 июня / 2 июля 1994 года, в канун памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Свой кафедральный храм в Париже владыка, тогда архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, устроил также во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник для святителя был особенным: вдали от Отечества владыка верил, что Святая Русь, несмотря ни на что, молитвами и заступничеством всех своих святых, прославленных и безвестных, всегда будет оставаться святою.