Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Верою и любовию приступим…

Верою и любовию приступим…

Великопостное существенно отличается от богослужения всего годового круга. В нем все подчинено единой цели: это настоящая школа покаяния. И совершенно особое место в богослужебной жизни Церкви занимает литургия Преждеосвященных Даров.

Хлеб Небесный

Верою и любовию приступим…

В Православии совершение Евхаристии — это всегда полнота радости, торжество Церкви: таинство явления Христа среди Его учеников, доказательство Его Воскресения. Праздничная Божественная неуместна в дни Великого поста — это время сугубого покаяния и сокрушения о грехах, поэтому Устав предписывает совершать литургию в этот период только по субботам и воскресеньям.

Литургия Преждеосвященных Даров не является литургией в полном смысле этого слова: во время нее не совершается само Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Причащаются за Преждеосвященной, Святыми Дарами, которые, как явствует из самого наименования, были освящены в предшествовавший ей воскресный день. А смысл этого богослужения прост: Церковь не может оставить верующих без самого важного — без той Пищи, вкушая которую человек, по слову Спасителя, имеет жизнь вечную (см.: Ин. 6, 51–56). Тем более — в то время, когда каждый христианин призван к усиленной духовной брани.

Составителем особого чина Преждеосвященной литургии считают святителя Григория Великого, Двоеслова (†604). Но если говорить точнее, с его именем связано лишь введение этого чина в Западной Церкви, в то время как на православном востоке эта литургия была уже повсеместно распространена. Исторически это вечернее богослужение, в основе которого — домашнее самопричащение древних отшельников и христиан первых веков. Для них среда и пяток во время всего поста были днями полного воздержания от пищи. Однако сейчас Преждеосвященная, так же, как и обычная Божественная литургия, совершается в утренние часы по снисхождению к немощи современных христиан.

В течение всего Великого поста литургия Преждеосвященных даров совершается по средам и пятницам, в четверг пятой седмицы, первые три дня Страстной, а также 9 марта / 24 февраля (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи) и 22 / 9 марта ( Севастийских), если празднование приходится на период Святой Четыредесятницы.

«Очи наши ко Господу»

Богослужение начинается с вечерни, но первый возглас священника — тот же, что и на литургии: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа. Затем, как обычно, следуют предначинательный 103 псалом (Благослови, душе моя, Господа), великая ектения и 18 кафизма Псалтири, которая читается ежедневно на вечерне во время Великого поста. Она состоит из псалмов 119–133, называемых «песнями восхождения»: их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним,— это песнь людей, готовящихся к встрече с Богом.

Читайте также:  Поминовение усопших: особенности поминовения в Великий пост

Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье, и кладет Его на дискос. Затем, после перенесения дискоса с престола на жертвенник, он наливает вино в Чашу и покрывает Святые Дары, как это обычно делается перед литургией. Согласно Уставу, все это делается молча: все молитвы уже были прочтены за воскресной литургией. Во время перенесения Даров чтение приостанавливается, а молящиеся в храме благоговейно преклоняются до земли.

После малого входа и пения «Свете тихий» читаются две указанные на этот день — чтения из Ветхого Завета. Отрывки из Книги Бытия обращают наш мысленный взор к первозданному человеку и трагедии грехопадения: после преступления Божией изменяется сама природа человека — его тело лишается бессмертия, а душа оказывается порабощенной страстям.

По окончании чтения первой паремии священник, держа перед собой кадило и горящую свечу, стоя пред Престолом, изображает ими знак креста и произносит: Премудрость, прости,— а затем, обратившись лицом к народу, возглашает: Свет Христов просвещает всех! В это время молящиеся в храме, по глубокому благоговению пред Спасителем — Светом истины, делают земной поклон.

Этот фрагмент богослужения имеет как символический, так и исторический смысл. Он был установлен в те времена, когда во время Великого поста происходило оглашение желающих принять святое крещение. Свеча — символ Христа, Света мира, который просвещает всех, приходящих к Нему.

После чтения второй паремии из Книги Притчей Соломоновых, которая вселяет в нас упование на Божие, поются стихи вечернего 140-го псалма: Да исправится моя… Канонарх пропевает их, стоя перед отверстыми Царскими Вратами. Молящиеся в храме преклоняют колена; священник кадит престол, а затем жертвенник, на котором находятся Святые Дары.

По сути своей эти стихи являются древним великим прокимном торжественных великопостных служб, теперь же они составляют покаянное введение ко второй части богослужения, то есть непосредственно к самой Преждеосвященной литургии. Словами этого псалма мы просим Бога услышать и принять нашу теплую молитву, нашу «жертву вечернюю». Одновременно мы испрашиваем помощи Божией: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех (не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных) (Пс. 140, 3–4). Эти стихи не случайно перекликаются с прошениями молитвы Ефрема Сирина: лукавый дух пустословия и злословия сильнее всего мешает человеку увидеть свой собственный грех и принести Богу спасительное покаяние. Без хранения уст нельзя достигнуть и чистоты сердца, обрести внимание и теплоту в молитве, а наступающий момент Преждеосвященной требует исключительной сосредоточенности.

Читайте также:  Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

«Входит Царь Славы»

После молитвы Господи и Владыко живота моего следуют ектении, а затем происходит Великий Вход. Звучат умилительные и вместе с тем страшные слова: Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы. Се Жертва Тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Внешне этот Вход похож на Великий Вход за обычной литургией, но по существу и духовному значению это совершенно иное событие. Во время полного Евхаристического богослужения на дискосе находится Агнец, еще не освященный. Святые Дары переносятся на Престол для принесения их в Жертву Богу и изображают Господа Иисуса Христа, смиренно идущего на вольные Страдания и Распятие за грехи людей.

Верою и любовию приступим…

На литургии же Преждеосвященных Даров, как поется в этот момент богослужения, невидимо входит Царь Славы: Жертва Тайная, совершенная (уже освященная) переносится… Сам Христос приходит к верующим в Него, делая их причастниками вечной жизни, и с благоговением и любовью встречающие Его склоняются ниц, до земли.

Снова звучит молитва Ефрема Сирина с земными поклонами, затем ектения и пение «Отче наш». На Преждеосвященной литургии слова этой молитвы воспринимаются по-особому, ведь, по толкованию Святых отцов, «хлеб наш насущный» — это и есть Небесный, Евхаристический Хлеб, Святые Таины, потребность в которых с особенной силой ощущается именно во время великопостного подвига. «Вкусите и видите, яко благ Господь,» — призывает верующих, после возгласа «Преждеосвященная Святая святым!», причастный стих литургии Преждеосвященных Даров.

Читайте также:  Страшный суд. (Неделя мясопустная).

Заключительная — заамвонная молитва этого постового богослужения тоже иная. Она еще раз напоминает нам о подлинном смысле и цели поста: «Владыко Вседержителю, Иже вся тварь премудростию соделавый и неизреченным Твоим промыслом и многою благостию, введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежде воскресения: Иже четыредесятьмы деньми скрижали вручив, богоначертаная письмена, угоднику Твоему Моисеови, подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому воскресению…» («Владыко Вседержителю, Который все творение создал премудро и несказанным Твоим промыслом и великой благостью ввел нас в эти пресвятые дни для очищения души и тела, для воздержания от страстей, в надежде воскресения; Ты, Который угоднику Твоему Моисею вручил скрижали, Богом написанные в течение сорока дней, — дай и нам, о Благой, подвизаться добрым подвигом, соблюсти пост в течение всего его времени, сохранить ненарушимую веру, сокрушить головы невидимых змей, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклониться и святому Воскресению…»)

«Вкусите и видите»

К сожалению, многие православные христиане, даже воцерковленные, соблюдающие Великий пост, и в этот период приходят в храм только по воскресеньям, лишая себя того духовного богатства, которое может подать ему великопостное богослужение. Приходится встречаться и с ложными стереотипами — например, мнением, что причащаться Преждеосвященными Дарами можно не всем, а только тяжко болящим. На самом деле это измышление не имеет никакого основания ни в истории Церкви, ни в ее богослужебной жизни. Не причащают Преждеосвященными Дарами только младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова, поскольку Крови в данном случае в Евхаристической Чаше нет, Ею заранее напитывается освященный на воскресной литургии Агнец.

Преждеосвященная литургия — это время особого предстояния пред Богом, время, когда Небесные Силы невидимо сослужат священнику, когда человек во время молитвы в храме может пережить незабываемые минуты приобщения к Церкви Небесной. Воспоминания об этом не только навсегда останутся в его сердце, но и помогут понять саму суть Великого поста — глубину и радость «весны духовной».

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи

О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи

Во все дни Пасхальной седмицы — первой недели после праздника Воскресения Христова — вместо вечерних …