Главная / Великий пост / О чём нужно помнить в преддверии Великого Поста

О чём нужно помнить в преддверии Великого Поста

Человек, заботящийся о своём теле, уделяет особое внимание своему здоровью. Часто обследуется, принимает разновидные профилактические процедуры, ездит на юг, принимает грязи, солёные озёра, термальные источники и пр. И всё это ради своего бренного тела, которое сегодня пребывает на земле, а завтра оставляет этот мир. Превращается в прах и переходит в мир иной, в тот мир, где царствует Правда Божия.

Коль мы уделяем внимание нашему телу не простое внимание, но трепетное, какое же внимание мы должны уделять нашей безсмертной душе.

Однажды, великий авва с глубоким вниманием смотрел на проходящую рядом красавицу, которая была украшена как подобие храма (имеется в виду красивое одеяние, драгоценности и прочие внешние признаки внимания к своему телу). Ученики старца очень смутились таким поступком своего духовника. Но когда увидели его горько плачущего, тогда уразумели о причине пристального внимания к прекрасной жене. Весь орошённый слезами авва говорил: «Какое внимание она уделяет своему телу, которое сегодня цветёт как лилия, а завтра превращается в прах. А я, окаянный, не имею и малейшего попечения о своей бессмертной душе. Если бы и мне заботиться о своей душе так, как эта жена печётся о своём теле».

, для всех нас является чадолюбивою Материю и поэтому Она имеет попечение не столько о теле человеческом, сколько о душе человека. И вот в этой основной заботе, о душе, Св. Церковь установила для своих верных чад Святые Посты.

Что такое пост? Зачем он? Как нужно его проводить? В чём его сущность? Мы постараемся найти ответы на все эти вопросы в свете учения Св. Православной Церкви.

Буквально на днях, мы в православных храмах услышали первый звоночек, первую весточку о том, что приближаются дни Святого Великого Поста. За всенощным бдением прозвучало Великопостное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче». За Божественной Литургией, мы слышали умилительную притчу о мытаре и фарисее, которая привела нас в состояние глубокого умиления, когда мы вновь и вновь услышали о том, что «Господь гордым противится, а смиренным даёт благодать». Как умилили до слёз нас слова нашего Спасителя и Господа, что возносящий себя, будет смиряем, т.е. низок в очах Божиих, а смиряющий себя пред Богом — получит от Него и оправдание, и прощение, и спасение.

Обратим особое внимание, что подготовительные дни к Великому Посту начинаются за три недели до его начала. Почему? Да потому, что не сможет человек достойным образом войти в великопостные дни, если заранее не начнёт себя на духовном уровне приготовлять к этим великим дням.

Вспомним, как больного человека некоторое время готовят к операции, как ученик задолго до экзамена проводит дни в подготовке, как готовят себя спортсмены для того, чтобы показать высокие результаты.

А как же мы должны себя подготовить к тому, чтобы достойным образом войти во дни Великого Поста? При всём нашем желании, не сможем мы принести достойных плодов покаяния без должного приготовления.

О чём нужно помнить в преддверии Великого ПостаВот именно по этой причине за три недели до святых дней Великого Поста, чадолюбивая Матерь наша, Святая Церковь Христова, начинает на духовном уровне приготовлять нас к этим спасительным дням. Хотя в дни предшествующие Великому Посту мы ещё вкушаем скоромную пищу, позволяем себе ходить в гости, позволяем себе веселие (в пределах разумного), но на уровне духовном у нас должно происходить полное переосмысление. О чём?

О том, как милостив Господь, к кающемуся и смиренному сердцем (неделя мытаря и фарисея). О том, с какой великой любовию и надеждой, ожидает наш Отец Небесный возвращения Своего блудного сына, который хотя и расточил всё имение Отцовское в далёкой стране, живя блудно, но ведь он сын, пусть и заблудший, Своего Небесного Отца. С какой великой надеждой наш Небесный Отец ждёт возвращения, в дни Великого Поста, нас с вами заблудших чад и с какой великой радостью Он готов принять каждого из нас. Дай нам Господи, осознать до глубин эту отеческую любовь и заботу, и на любовь Божию, чтобы мы были готовы ответить любовью.

Читайте также:  Начинаем учебный год. Молитва за учащихся

Накануне великопостных дней Святая Церковь напоминает нам о страшном суде Божьем, как мы все предстанем пред судилищем Христовым и дадим ответ за всю прожитую жизнь, за дела, слова и даже мысли. Какой ответ дадим пред Господом в отношении того, как мы поступали с теми людьми, которые нас окружали. Накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, одели ли раздетого, защитили ли оклеветанного, посетили ли сущаго в больнице и темнице. В эту неделю о Страшном Суде Божии мы с особой ясностью понимаем, что не Бог Человеколюбивый и Милосердный будет судить нас, но дела (вся жизнь) наша осудят нас.

И наконец, вводя нас в великие и спасительные дни, Святая Церковь напоминает нам об Адамовом изгнании и о причинах этого изгнания. Причина изгнания — нарушение Заповеди Божией и слепота духовная, которая вселяется в человека посредством греха. Ибо если бы нарушение Божия повеления не навлекло слепоту духовную на наших прародителей, то вместо оправдания они должны были бы принести Господу Богу покаяние. А так как покаяния не последовало за грехопадением, то последовало изгнание из рая наших прародителей.

Вот почему этот воскресный день ещё называется — прощённое . Прощённым называется этот день по той причине, что Господь учит нас, что если мы не простим всех наших обидчиков (личных врагов), то не можем надеяться на то, что Господь в эти святые дни захочет услышать нас и подать нам прощение согрешений вольных и невольных. А чтобы не быть пустословами приведём Христово изречение: «Аще бо отпущаеете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6, 14.15). Вот почему так важно в этот день примириться со всеми своими (личными) врагами, коль таковые могут быть у православного человека. В противном случае, ни пост, ни молитвы, ни иные подвиги не смогут принести нам даже малейшей пользы.

Проанализировав всё выше изложенное, приходим к логическому заключению, что как мать любит своё дитя, оберегает его, лелеет, печётся о нём, так и Матерь наша Святая , имея заботу о нашем спасении, нежно и тщательно уготовляет нас к святым и спасительным дням Великого Поста. И коль мы не прислушаемся к голосу любящей нас матери, то не сможем ни достойно подготовиться, ни должным образом пройти предлежащий нам подвиг. А ведь этот подвиг мы обязаны понести не ради блага временного, телесного, а ради блага вечного, духовного ради совершенствования.

Очень скоро мы услышим призыв Святой Церкви: «братие постящеся телесне, постимся и духовне».

Церковь этими словами призывает нас обращать внимание не только на образ пищи т.н. диету, а самое главное в дни поста должно измениться наше сознание, наш образ жизни. Перемена пищи является не целью, а всего лишь средством.

К великому сожалению, понятие об истинном посте у современного человека полностью исказилось. Одни люди обращают лишь внимание на образ пищи, по их мнению, только лишь в ней (пищи) и заключается глубина поста (о перемене образа жизни таковые даже не помышляют). Другие, оправдываясь, совершенно отвергают пост, извращая слова Христовы, что не то сквернит человека, что входит в него, а то, что исходит. Эту евангельскую фразу никто не давал права нам вырывать из общего контекста и в духе католическо-протестанском толковать кому как вздумается. В данном случае Христос говорит о том, что нет особой необходимости умывать руки перед вкушением пищи, коль они (руки) чисты. Правила Святой Церкви очень строги к тем, кто не хранит поста телесного. Клирики (духовные лица) извергаются из сана за несоблюдение поста, а миряне отлучаются от церковного общения.

Читайте также:  Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии (†335)

Иная категория людей, хотя и соблюдает внешнюю форму поста (мало едят, без елея в определённые дни, а в иные вообще без пищи), но чрезмерное телесное истощение приводит их к повышенной раздражительности, порой переходящей в неистовую злобу; к превозношению себя перед другими людьми, которые не могут поститься без еды вообще или без елея, и укоряют таковых. А, что нам говорит Священное Писание о посте: «Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст. Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият. Ты кто еси судяй чуждему рабу; Своему Господеви стоит, или падает, станет же: силен бо есть Бог поставити его» (, 14, 2-4).

Поэтому в дни поста мы и читаем глубочайшую по смыслу великопостную молитву преп. Ефрема Сирина, воспетую не зря великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

«Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения

и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Вот именно в этой молитве, на первый взгляд кратенькой, содержится смысл всего того, к чему мы себя уготовляем на протяжении трёх недель (четырёх воскресных дней). Обратим особое внимание на последовательность подготовки к дням Великого поста.

а) Пока не приобретём смирение сердца, не найдём в очах Божиих себе оправдание.

О чём нужно помнить в преддверии Великого Постаб) Смирив себя пред Богом, как сможем жить в стране чуждей далеко от Него. Найдём в смирении сердца силы в себе вернуться в Родительский дом и там обрести тихое пристанище и покой.

в) Обитая в дому родительском (имея горький опыт блуждания по белу свету), будем жить по воле Отца нашего, зная о том, что нарушая волю Его, себя обрекаем на страдания.

г) Желая в мире жить с Отцем, желая получить от Него полное прощение, мы должны, прежде всего, примириться с теми, кто согрешил против нас, досаждая нам (ибо мы во много раз больше согрешили против воли Отца нашего) и должны простить от чистого сердца, не лицемерно, всех обидчиков наших.

В противном случае, пост для нас пройдёт напрасно, и никакого облегчения и оздоровления духовного мы не получим. Если кто в дни Великого Поста будет продолжать завидовать ближнему, лгать, жаждать земного богатства, осуждать ближнего, злиться, ссориться, гордиться, тот не только не начал ещё поститься, а таковой и не подумал даже о посте. Готовясь к дням примирения с Богом, человек в корне меняется, полностью преображается, становится лучше, чище, возвышенней (в плане духовном).

Вспомним, что говорит о посте св. Афанасий Великий: «Пост врачует болезни, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, сердце делает чистым, освещает тело. Пост есть жизнь ангелов. Кто пребывает в нём, тот причисляется к лику ангелов».

У некоторых людей вызывает недоумение, нужен ли пост вообще? Чтобы найти ответ на этот вопрос мы должны заглянуть в сокровищницу церковную — Священное Писание. При внимательном изучении слова Божия мы найдём ответы на все интересующие нас вопросы.

Заповедь о посте Бог дал ещё Адаму и Еве в раю: «А от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быть. 2,17). По учению Святой Церкви, истинный пост состоит в воздержании не от одной только скоромной пищи, но и от всяких худых дел: «Постимся постом благоприятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение.» (Вел. пост. стихира. Ср: Ис.58. 6-7). Постился сорок дней и сорок ночей, не вкушая ни хлеба, ни воды (Исх.34, 28). Постился Божий Илия (3 Цар. Главы 17 и 19). Постились жители Ниневии и были спасены от гнева Божия (Иона 3, 5.). Древние евреи держали четыре поста в году (Зах. 8, 19.). Некоторые из них постились два раза в неделю (Лк. 18, 12).

Читайте также:  Вход Господень в Иерусалим

В Новом Завете постился Сам Христос Спаситель: «И, постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4,2.). Господь предсказал о посте для апостолов, а в их лице и всем нам правоверным чадам Матери Церкви: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься.» (Мф. 9, 15.). Апостолы и их последователи по вознесении Господнем так же постились (Деян. 13, 2-3. 27, 9.). О существовании постов в Церкви первенствующей свидетельствует ап. Павел (2 Кор. 6, 4-5. 11, 27).

Кажется достаточно примеров того, что на протяжении всей истории человечества постились праведники, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

К великому сожалению в настоящее время против постов восстают люди не только чуждые Церкви, но таковые находятся и в недрах самой Церкви. Церковными людьми их тяжело назвать, но, увы, факт остаётся фактом. Восставать против поста, значит обрекать человека на длительный и тяжкий недуг духовный. Без истинного христианского поста не возможен чистый союз человека с Богом, ибо «истинный пост есть злых дел отчуждение, похотей отлучение», а вследствие этого с Богом и Отцем примирение.

Кто всегда восставал против чистого и святого союза Бога и человека? Диавол и те, кто усердно служат ему, исполняя пагубную волю его. Вот именно по этой причине нам приходится часто слышать эти безумные речи, что пост нужно упразднить или послабить и укоротить. Безумие! Разве можно послабить лечение тяжело больному человеку, или укоротить сам процесс лечения. Разве может, кто из здравомыслящих людей о таком не только говорить, но и думать. Ведь время поста — это время нашего особого благодатного общения с Богом, ведь это время нашего духовного преображения и время вознесения от земных страстей к небесной чистоте и святости.

Только слепой может не увидеть того, что надвигается на вселенную. Повсеместные различные катаклизмы: обледенения, бури, наводнения, землетрясения и пр., а толи ещё будет, одному Господу ведомо. Некоторые говорят: «Земля сошла с ума». Да не земля виной всему, а мы забыли Господне обетование о том, что если хотим благоденствовать, то нам нужно жить в мире с Богом и своей христианской совестью. А коль этот мир, этот священный союз мы будем нарушать, то гнев Божий не замедлит на сынов противления воли Господней.

Во дни святых постов, особенно Великого, каждого православного человека, а порой и целый , дьявол особенно искушает, предлагая ему всё новый и новый запретный плод, прекрасный на вид но исполненный горечи и яда. Поэтому нам, православным людям, нужно с особым чувством войти в эти Святые Дни. Бог весть, доживём ли мы без великих потрясений до святых и радостных дней Святой Пасхи — Светлого Христова Воскресения и доживём ли вообще. Ведь учат нас каждый день жить так, как будто этот день для нас последний. А принимая во внимание всё то, что происходит вокруг нас сегодня, мы с особенным повышенным чувством бдительности обязаны подойти ко святым и спасительным дням Великого Поста.

Помоги Господи, всем нам, провести пост в сокрушении сердечном, в слезах покаяния, в любви к Богу и ближним и прочих добродетелях. И гляди, Милосердный Господь и нашему народу, как некогда ненивитяном, вместо великой скорби пошлёт великую радость. А радость эта будет заключаться в том, что Христос простит великие согрешения наша и благословит люди Своя миром. :Помоги Христос всем нам, во дни поста стать: светом для мира, солью Земли, сияющими светилами для тех кто ещё во тьме греховной блуждает. Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Великая Суббота

Великая Суббота

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Великая Суббота - время великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания воскресения Христова, победы над грехом и смертью. Ветхозаветная суббота, соблюдать которую строго предписывалось иудеям, была образом этой преблагословенной субботы.