Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Служба Рождеству Христову: Великое повечерие, утреня, Литургия (текст)

Служба Рождеству Христову: Великое повечерие, утреня, Литургия (текст)

Предлагаем текст праздничной службы Рождеству Христову, подготовленный братией Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Богослужение совершается вечером 6-го и утром 7-го января.

Предлагаемые тексты службы содержат параллельный перевод и изъяснения (издание переработанное и дополненное).

Тексты служб отображают особенности богослужения в Свято-Троицком Ионинском монастыре, которое может отличаться от богослужения в других храмах.

Служба Рождеству Христову: Великое повечерие, утреня, Литургия (текст)

Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос, Спа­си­тель мі­ра, ро­дил­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии в цар­ст­во­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста (Ок­та­вия) в го­ро­де Виф­ле­е­ме. Ав­густ по­ве­лел сде­лать все­на­род­ную пе­ре­пись во всей сво­ей им­пе­рии, к ко­то­рой от­но­си­лась то­г­да и Па­ле­сти­на. У ев­ре­ев был обы­чай ве­с­ти на­род­ные пе­ре­пи­си по ко­ле­нам, пле­ме­нам и ро­дам, вся­кое ко­ле­но и род име­ли свои оп­ре­де­лён­ные го­ро­да и пра­оте­че­с­кие ме­с­та, по­то­му Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва и пра­вед­ный Ио­сиф, как про­ис­хо­див­шие от ро­да Да­ви­до­ва, дол­ж­ны бы­ли ид­ти в Виф­ле­ем (го­род Да­ви­да), что­бы вне­сти и свои име­на в спи­сок под­дан­ных ке­са­ря.

В Виф­ле­е­ме они не на­шли уже ни од­но­го сво­бод­но­го ме­с­та в го­род­ских гос­ти­ни­цах. В из­ве­ст­ня­ко­вой пе­ще­ре, пред­на­зна­чен­ной для стой­ла, сре­ди се­на и со­ло­мы, раз­бро­сан­ных для кор­ма и под­стил­ки ско­ту, да­ле­ко от по­сто­ян­н­о­го ме­с­то­жи­тель­ст­ва, сре­ди чу­жих лю­дей, в хо­лод­ную зим­нюю ночь, в об­ста­нов­ке, ли­шён­ной не толь­ко зем­но­го ве­ли­чия, но да­же обы­к­но­вен­н­о­го удоб­ст­ва – ро­дил­ся Бо­го­че­ло­век, Спа­си­тель мі­ра. «Та­ин­ст­во стран­ное ви­ж­ду и пре­слав­ное, – с уди­в­ле­ни­ем вос­пе­ва­ет Свя­тая Цер­ковь: – Не­бо – вер­теп; Пре­стол Хе­ру­вим­ский – Де­ву; яс­ли – вме­сти­ли­ще, в них же воз­ле­же не­вме­сти­мый Хри­стос Бог» (ир­мос 9-й пе­с­ни ка­но­на). Без­бо­лез­нен­но ро­див­шая Бо­го­мла­ден­ца Пре­свя­тая Де­ва, Са­ма, без по­сто­рон­ней по­мо­щи, «по­вит Его и по­ло­жи в яс­лех» (Лк 2).

Читайте также:  Служба Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией (текст)

Но сре­ди пол­но­ч­ной ти­ши­ны, ко­г­да всё че­ло­ве­че­ст­во объ­я­то бы­ло глу­бо­чай­шим гре­хов­ным сном, весть о Ро­ж­де­ст­ве Спа­си­те­ля міра ус­лы­ша­ли па­с­ту­хи, быв­шие на но­ч­ной стра­же у сво­его ста­да. Им пред­стал Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Не бой­те­ся: се бо бла­го­ве­ст­вую вам ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем, яко ро­ди­ся вам днесь Спа­си­тель, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве», и сми­рен­ные па­с­ты­ри пер­вые удо­сто­и­лись по­кло­нит­ь­ся ра­ди спа­се­ния лю­дей Снис­шед­ше­му до «ра­бия зра­ка». Кро­ме ан­гель­ско­го бла­го­ве­с­тия виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во чу­де­с­ною зве­з­дою воз­ве­ще­но бы­ло вол­хвам-»зве­з­до­слов­цам», и в ли­це вос­то­ч­ных му­д­ре­цов весь язы­че­с­кий мір, не­зри­мо для не­го са­мо­го, пре­кло­нил свои ко­ле­на пред ис­тин­ным Спа­си­те­лем міра, Бо­го­че­ло­ве­ком. Вой­дя в хра­ми­ну, где был Мла­де­нец, вол­хвы «пад­ше по­кло­ни­ша­ся Ему, и от­вер­з­ше со­кро­ви­ща своя, прин­есо­ша Ему да­ры: зла­то и ли­ван и смир­ну» (Мф 2:11).

День Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва из­дре­в­ле при­чи­с­лен Цер­ко­вью к ве­ли­ким дву­на­де­с­я­тым празд­ни­кам, со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, изо­б­ра­жа­ю­ще­го празд­ну­е­мое со­бы­тие ве­ли­чай­шим, все­ра­до­ст­ней­шим и чу­де­с­ным. «Се бла­го­ве­ст­вую вам, – ска­зал Ан­гел виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, – ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем. Яко ро­ди­ся вам Спас, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве. И се вам зна­ме­ние: об­ря­ще­те Мла­ден­ца по­ви­та, ле­жа­ща в яс­лех. То­г­да же вне­за­пу бысть со Ан­ге­лом мно­же­ст­во вой не­бес­ных, хва­ля­щих Бо­га и гла­го­лю­щих: сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зе­м­ли мир, в че­ло­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Вси слы­шав­шии ди­ви­ша­ся о гла­го­лан­ных от па­с­ты­рей о рож­д­шем­ся Спа­си­те­ле, и са­ми па­с­ты­ри воз­вра­ти­ша­ся, сла­вя­ще и хва­ля­ще Бо­га о всех, яже слы­ша­ша и ви­де­ша» (Лк 2:10-20). Так Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, как со­бы­тие вы­со­чай­шее и чрез­вы­чай­ное, со­про­во­ж­да­лось див­ной ве­стью па­с­ты­рям и вол­хвам о все­мір­ной ра­до­сти для всех лю­дей, «яко ро­ди­ся Спас», Ан­гель­ским сла­во­сло­в­и­ем ро­див­ше­му­ся Спа­су, по­кло­не­ни­ем Ему па­с­ты­рей и вол­хвов, бла­го­го­вей­ным уди­в­ле­ни­ем мно­гих, слы­шав­ших сло­ва па­с­ты­рей о ро­див­шем­ся От­ро­ча­ти, сла­вою и хва­лою Его от па­с­ты­рей.

Читайте также:  Главные слова праздника Входа Господня в Иерусалим

Со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, от­цы Цер­к­ви в сво­их Бо­го­му­д­рых пи­са­ни­ях изо­б­ра­жа­ют празд­ник Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ве­ли­чай­шим, все­мир­ным и ра­до­ст­ней­шим, таким, ко­то­рый слу­жит на­ча­лом и ос­но­ва­н­и­ем для про­чих празд­ни­ков.

rozhdestvo

Перед началом Великого повечерия торжественно читается иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное, во святый день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Рождества по плоти:

Я возвещаю вам великую радость: сегодня — Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Возвещайте и вы по всей земле: произросла Ветвь из корня Иессеева, родился Князь міра, Царству Которого не будет конца.

Это — день Рождества Спасителя нашего, предначертанный Промыслом Всевышнего прежде всех веков, Духом Святым предуготовленный. Это — рождение вечного Света во времени, предзнаменованное праотцами, обещанное пророками, ожидавшееся избранным народом, вожделенное для всех творений.

Ныне от Девы-Матери Марии Христос Иисус родился во времени, чтобы нас привести к Отцу вечному. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Ныне воссиял день нового спасения, день, издревле предуготовлявшийся, день блаженства вечного.

Читайте также:  Главные слова праздника Введения

Ныне ликуют на небе ангелы, содрогается в преисподней враг рода человеческого, на земле воскресают падшие люди, радуясь о надежде спасения. Посему да ликует святой, ибо приблизился к славе; да радуется грешник, ибо приглашён снискать прощение; да воодушевится язычник, ибо призван к жизни.

Мы празднуем , начало нашего искупления, возрадуемся все и, присоединяясь к ангельским ликам, воспоём песнь славословия.

Боже, Отче всемогущий, как фимиам возносится к Тебе наша хвала, ибо в Предвечном Слове — Сыне Твоём — Ты возлюбил нас прежде создания міра и Духом Твоим Святым животворишь нас, приобщая нас жизни вечной.

Величаем Тебя, Отче жизни, ибо тайной милосердия Твоего, которую мы исповедуем и празднуем верою, нам даровано спасение; мы обрели закваску нового, искуплённого человечества и семя нескончаемой жизни.

Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Понедельник Святого Духа

Понедельник Святого Духа

В следующий за днем Святой Троицы понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, "единого от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну." Этот праздник был установлен Церковию "ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святые и Живоначальные Троицы," в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность его с Богом — Отцом и Богом — Сыном.